Дело № 2-348/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 сентября 2017 года город Аткарск
Аткарский городской суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Толкуновой М.В.,
при секретаре судебного заседания Денисовой Т.С.,
с участием:
истца Лиманской Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Аткарск 18 сентября 2017 года гражданское дело по иску Лиманской ФИО4 к Федеральному государственному унитарному предприятию «Консервный завод» Федеральной службы исполнения наказаний» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,
установил:
Лиманская Е.П. обратился с иском в Аткарский городской суд Саратовской области к ФГУП «Консервный завод ФСИН России» с исковым заявлением о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы, компенсации морального вреда.
Исковые требования обоснованы Лиманской Е.П. тем, что с ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности подготовителя пищевого сырья в цехе плодоовощных консервов обособленного подразделения ФГУП «Консервный завод» ФСИН России», расположенного по адресу: <адрес>. с 6 июня 2017 года трудовые отношения с ответчиком прекращены в связи с сокращением численности или штата работников. Между тем, за период с февраля 2017 года по июнь 2017 года работодателем ей не выплачивалась заработная плата. За указанный период задолженность ответчика по заработной плате составила 79163 рубля 36 копеек. Таким образом, работодатель не выполняет одну из своих основных обязанностей, предусмотренных законодательством и условиями трудового договора. Своими действиями незаконного характера работодатель причинил ей моральный вред, который выразился несвоевременным погашением ею кредита в сумме 2972 рубля, и который она оценивает в размере 2972 рубля. Просит взыскать в ее пользу с ФГУП «Консервный завод» ФСИН России денежные средства в размере 79163 рубля 36 копеек составляющих задолженность ответчика по заработной плате, денежную компенсацию за задержку выплат, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты 1 февраля 2017 года по день вынесения решения судом, в счет компенсации морального вреда сумму в размере 2972 рубля, выплаты при увольнении, причитающиеся работнику на момент вынесения решения.
В судебном заседании истец Лиманская Е.П. исковые требования поддержала, обосновывая их доводами, изложенными в исковом заявлении, пояснив, что расчет в день увольнения с ней произведен не был, задолженность по заработной плате составляет 79163 рубля 36 копеек. В связи с невыплатой заработной платы она переживала, так как не могла обеспечить себе самым необходимым. У нее накопилась задолженность по коммунальным платежам, она не могла своевременно оплачивать кредит. Просит взыскать указанную задолженность с ответчика, компенсацию морального вреда, а также привлечь работодателя к материальной ответственности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
В судебное заседание представитель ответчика – Федерального государственного унитарного предприятия «Консервный завод» Федеральной службы исполнения наказаний» не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, рассмотреть дело в отсутствие представителя не просил.
Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчика.
Изучив исковое заявление, выслушав объяснение истца, исследовав посредством оглашения в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах гражданского дела, оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 2 ТК Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей.
Согласно статье 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем и личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписание, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
ДД.ММ.ГГГГ Лиманская Е.П. принята подготовителем пищевого сырья в цех плодоовощных консервов в обособленное подразделение ФГУП «Консервный завод» ФСИН России», что подтверждается сведениями трудовой книжки истца (л.д.6), трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-15).
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с частью первой ст. 129 ТК РФ заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании части первой ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно части третьей ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
В соответствии с п. 3.1 трудового договора за выполнение трудовых обязанностей работнику выплачивается оклад по должностям в размере 8250 рублей и ежемесячная премия в размере 3300 рублей (л.д.13-15).
На основании дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ истец принята на постоянное время работы на должность подготовителя пищевого сырья в цех плодоовощных консервов (л.д.16).
ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с Лиманской Е.П. расторгнут по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части 1 статьи 81 ТК РФ) (л.д.6).
Часть первая статьи 140 ТК РФ императивно предписывает, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Истец Лиманская Е.П. в подтверждение наличия задолженности ответчика по выплате сумм, причитающихся работнику от работодателя, представил расчетный листок за март, февраль, апрель, май, июнь 2017 года (л.д.7,8,9), согласно которому долг за предприятием составляет 79163 рубля 36 копеек.
Факт наличия задолженности ответчика перед Лиманской Е.П. за период февраль – июнь 2017 года в размере – 79163 рубля 36 копеек, в том числе: за февраль 2017 года в размере 10407 рублей 60 копеек, за март 2017 года в размере 11751 рубль 98 копеек, за апрель 2017 года в размере 10962 рубля 75 копеек, за май 2017 года в размере 11401 рубль 40 копеек, за июнь 2017 года в размере 34639 рублей 73 копейки, что подтверждается справкой ФГУП «Консервный завод» ФСИН России» (л.д.36).
При таком положении, суд находит исковые требования Лиманской Е.П. о взыскании с ФГУП «Консервный завод» ФСИН России» задолженности по заработной плате в размере 79163 рубля 36 копеек обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Также истец Лиманская Е.П. просит взыскать с ответчика проценты (денежную компенсацию) за задержку выплаты заработной платы.
В силу статьи 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Размер ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации установлен: с 19 сентября 2016 года в размере 10%, с 27 марта 2017 года в размере 9,75%, со 2 мая 2017 года в размере 9,25%, с 19 июня 2017 года в размере 9%.
Подлежат взысканию проценты (денежная компенсация) исходя из одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм с учетом количества дней просрочки, которые на день вынесения решения – 18 сентября 2017 года составляют 5136 рублей 45 копеек, исходя из нижеследующего расчета:
С 16 марта 2017 года по 26 марта 2017 года:
10407 рублей 60 копеек (невыплаченная заработная плата) х 10% (ключевая ставка, установленная Банком России) : 150 х 11 (дней просрочки) = 76 рублей 32 копейки.
С 27 марта 2017 года по 1 мая 2017 года:
10407 рублей 60 копеек (невыплаченная заработная плата) х 9,75% (ключевая ставка, установленная Банком России) : 150 х 36 (дней просрочки) = 243 рубля 53 копейки.
Со 2 мая 2017 года по 18 июня 2017 года:
10407 рублей 60 копеек (невыплаченная заработная плата) х 9,25% (ключевая ставка, установленная Банком России) : 150 х 48 (дней просрочки) = 308 рублей 06 копеек.
С 19 июня 2017 года по 17 августа 2017 года:
10407 рублей 60 копеек (невыплаченная заработная плата) х 9% (ключевая ставка, установленная Банком России) : 150 х 59 (дней просрочки) = 574 рубля 49 копеек.
Итого проценты (денежная компенсация) подлежащая взысканию составляет 1202 рубля 40 копеек.
За период с 16 апреля 2017 года по 18 сентября 2017 года исходя из нижеследующего расчета:
С 16 апреля 2017 года по 1 мая 2017 года:
11751 рубль 98 копеек (невыплаченная заработная плата) х 9,75% (ключевая ставка, установленная Банком России) : 150 х 16 (дней просрочки) = 122 рубля 22 копейки.
Со 2 мая 2017 года по 18 июня 2017 года:
11751 рубль 98 копеек (невыплаченная заработная плата) х 9,25% (ключевая ставка, установленная Банком России) : 150 х 48 (дней просрочки) = 347 рублей 85 копеек.
С 19 июня 2017 года по 17 августа 2017 года:
11751 рубль 98 копеек (невыплаченная заработная плата) х 9% (ключевая ставка, установленная Банком России) : 150 х 59 (дней просрочки) = 648 рублей 70 копеек.
Итого проценты (денежная компенсация) подлежащая взысканию составляет 1118 рублей 77 копеек.
За период с 16 мая 2017 года по 18 сентября 2017 года исходя из нижеследующего расчета:
С 16 мая 2017 года по 18 июня 2017 года:
10962 рубля 75 копеек (невыплаченная заработная плата) х 9,25% (ключевая ставка, установленная Банком России) : 150 х 34 (дня просрочки) = 229 рублей 85 копеек.
С 19 июня 2017 года по 18 сентября 2017 года:
10962 рубля 75 копеек (невыплаченная заработная плата) х 9% (ключевая ставка, установленная Банком России) : 150 х 59 (дней просрочки) = 605 рублей 14 копеек.
Итого проценты (денежная компенсация) подлежащая взысканию составляет 834 рубля 99 копеек.
За период с 16 июня 2017 года по 17 августа 2017 года исходя из нижеследующего расчета:
С 16 июня 2017 года по 18 июня 2017 года:
11401 рубль 40 копеек (невыплаченная заработная плата) х 9,25% (ключевая ставка, установленная Банком России) : 150 х 3 (дня просрочки) = 21 рубль 09 копеек.
С 19 июня 2017 года по 18 сентября 2017 года:
11401 рубль 40 копеек (невыплаченная заработная плата) х 9% (ключевая ставка, установленная Банком России) : 150 х 92 (дня просрочки) = 629 рублей 35 копеек.
Итого проценты (денежная компенсация) подлежащая взысканию составляет 650 рублей 44 копейки.
С 16 июля 2017 года по 18 сентября 2017 года:
34639 рублей 73 копейки (невыплаченная заработная плата) х 9% (ключевая ставка, установленная Банком России) : 150 х 65 (дней просрочки) = 1350 рублей 94 копейки.
Итого проценты (денежная компенсация) подлежащая взысканию составляет 1350 рублей 94 копейки.
Таким образом, общая сумма процентов (денежной компенсации) подлежащей взысканию составляет 5136 рублей 45 копеек.
Начиная с 19 сентября 2017 года с ответчика подлежат взысканию проценты по день фактической выплаты задолженности по заработной плате в размере 79163 рубля 36 копеек в размере 1/150 ключевой ставки Центрального Банка РФ за каждый день просрочки.
Истец утверждал, что нарушением его трудовых прав - невыплатой заработной платы ему причинен моральный вред.
В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Согласно разъяснениям пункта 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труд, о компенсации морального вреда. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Как указано в статье 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В судебном заседании установлено нарушение трудовых прав истца, выразившееся в невыплате заработной платы.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Исходя из обстоятельств нарушения трудовых прав истца, длительности и существенности нарушения, учитывая, что длительная задержка выплат причитающихся истцу Лиманской Е.П. денежных средств явилась следствием неправомерных действий работодателя и повлекла для истца нравственные страдания, суд полагает необходимым взыскать с ФГУП «Консервный завод» ФСИН России» в пользу истца в счет компенсации морального вреда 2000 рублей.
В соответствии со статьей 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев.
С учетом требований статьи 211 ГПК РФ решение суда в части выплаты Лиманской Е.П. заработной платы в размере 33122 рубля 33 копейки в течение трех месяцев (февраль 2017 года, март 2017 года, апрель 2017 года) подлежит немедленному исполнению.
Истец в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) при подаче искового заявления была освобождена от уплаты государственной пошлины. Решение принимается судом не в пользу ответчика. Поэтому, с учетом части 2 статьи 88 и статьей 103 ГПК РФ в их взаимосвязи с подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.17 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, с ФГУП «Консервный завод» ФСИН России» в доход бюджета Аткарского муниципального района Саратовской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2788 рублей 99 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░5 - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░6 ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 79163 (░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 46 ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░: ░░ ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 10407 ░░░░░░ 60 ░░░░░░, ░░ ░░░░ 2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 11751 ░░░░░ 98 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░ 2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 10962 ░░░░░ 75 ░░░░░░, ░░ ░░░ 2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 11401 ░░░░░ 40 ░░░░░░, ░░ ░░░░ 2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 34639 ░░░░░░ 73 ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ 5136 ░░░░░░ 45 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2000 ░░░░░░, ░ ░░░░░ 86299 (░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 90 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░7 ░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 19 ░░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 79163 (░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 46 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1/150 ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░8 ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 33122 (░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 33 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░ 2017 ░░░░, ░░░░ 2017 ░░░░, ░░░░░░ 2017 ░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2788 ░░░░░░ 99 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░).
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░