№2а-2053/17-24
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2017 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи М.Н. Картавых,
при секретаре О.М.Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Азиуал А. о признании незаконными отказа МВД по РК от ДД.ММ.ГГГГ, обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Азиуал А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданин <данные изъяты>, обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными отказа МВД по РК от ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям. На основании пункта 2 части первой статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" административному истцу сроком на <данные изъяты> (до ДД.ММ.ГГГГ) закрыт въезд на территорию Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ Азиуал А. обратился к ответчику с заявлением об отмене запрета на въезд в РФ гражданину до истечения положенного срока <данные изъяты>, в чем письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано, при этом административный орган не учел наличие у Азиуала А. жены ФИО5, граждаки Российской Федерации. Полагает, что поскольку в настоящее время существенно изменились обстоятельства его жизни, ответчик мог принять решение об отмене неразрешении иностранному гражданину въезда в Российскую Федерацию, считает, что такой запрет, представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, право на уважение которой, гарантируется ст. 8 Конвенции, создает дисбаланс публичных и частных интересов.
Азиуал А. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель МВД РК ФИО6, действующий на основании доверенностей, полагал административный иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве.
Заслушав участников процесса, показания свидетелей жены административного истца - ФИО5, ФИО7, исследовав письменные материалы дела, материалы учетного дела Азиуала А., материалы административного дела №, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
В судебном заседании установлено, что Азиуал А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином <данные изъяты>. Постановлением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> КоАП РФ, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, проживании на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации, административному истцу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей с административным (принудительным) выдворением за пределы Российской Федерации. Межрайонным отделом судебных приставов по административному выдворению УФССП России по Республике Карелия постановление суда было исполнено. Азиуал А. был выдворен за пределы Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ с аэропорта <данные изъяты> рейсом № авиакомпанией <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Начальником Управления по вопросам миграции МВД по Республике Карелия на основании пп. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении административного истца вынесено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ представитель Азиуала А. обратился в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Карелия с заявлением об отмене ранее принятого решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию. Основанием для отмены решения представитель заявителя указал на наличие заключенного ДД.ММ.ГГГГ брака с гражданкой России. Кроме того, в указанном заявлении изложена просьба сообщить об иных принятых в отношении административного истца решениях о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Письмом Управления по вопросам миграции МВД по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № представителю Азиуала А. было разъяснено, что решение принято в соответствии с прямым указанием закона и что наличие брака с гражданкой России, заключенного после административного выдворения и принятого в соответствии с ним решения о запрете на въезд в РФ, не освобождает его от соблюдения законов Российской Федерации.
Статья 62 (часть 3) Конституции РФ закрепляет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных Федеральным законом или международным договором РФ. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяют и регулируют Федеральные законы от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Порядок рассмотрения заявлений об отмене решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию регулируется Правилами принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2015 № 12 (далее - Правила), и принятым в их исполнение Порядком рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденном приказом ФМС России от 02.06.2015 № 284 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 4 и 6 Правил уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия по принятию решений о неразрешении въезда и их отмене непосредственно и (или) через свои территориальные органы (подразделения); при изменении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о неразрешении въезда, решение о неразрешении въезда может быть отменено принявшим его уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 6 и 7 Порядка при изменении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о неразрешении въезда, в течение трех рабочих дней руководителем (заместителем руководителя) структурного подразделения центрального аппарата ФМС России, к компетенции которого относится осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, или начальником (руководителем) территориального органа ФМС России либо лицом, его замещающим, готовится мотивированный рапорт на имя руководителя (заместителя руководителя) ФМС России с ходатайством об отмене решения о неразрешении въезда, к которому прилагаются материалы, подтверждающие обстоятельства, являющиеся основанием для отмены решения о неразрешении въезда. Проект решения об отмене решения о неразрешении въезда представляется на утверждение соответственно руководителю (заместителю руководителя) ФМС России, начальнику (руководителю) территориального органа ФМС России или лицу, его замещающему, в течение двух рабочих дней с даты получения согласованного руководителем (заместителем руководителя) ФМС России рапорта об отмене решения о неразрешении въезда.
В силу пункта 3 Порядка при подготовке материалов и решения о неразрешении въезда учитывается наличие у иностранного гражданина или лица без гражданства членов семьи, являющихся гражданами Российской Федерации.
Однако из письма Управления по вопросам миграции МВД по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № и материалов учетного дела, следует, что заявление административного истца об отмене решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации по существу рассмотрено не было, новые обстоятельства, на которые ссылается административный истец предметом исследования миграционного органа не являлись.
В этой связи суд, полагает необходимым возложить на Управление по вопросам миграции МВД по Республике Карелия обязанность рассмотреть указанное заявление по существу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд
р е ш и л:
Административные исковые требования Азиуала А. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления по вопросам миграции МВД по Республике Карелия по рассмотрению заявления Азиуал А. об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Возложить на Управление по вопросам миграции МВД по Республике Карелия обязанность рассмотреть и принять решение по существу заявления ФИО2, действующего в интересах Азиуала Абдессамада, от ДД.ММ.ГГГГ (входящий №) об отмене решения о неразрешении Азиуалу А. въезда в Российскую Федерацию в связи с изменением обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 27 марта 2017 года.