Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июня 2015 года с. Ирбейское
Ирбейский районный суд Красноярского края в с. Ирбейском в составе председательствующего судьи Петровой С.Д.,
с участием представителя ответчика ООО «Агролес» его <данные изъяты> – Венедиктова Александра Григорьевича,
представителя третьего лица Краевого государственного бюджетного учреждения «Ирбейское лесничество» - Ильина Сергея Валентиновича,
при секретаре – Семиряжко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к ООО «Агролес» об устранении нарушений лесного законодательства и приостановлении деятельности до устранения нарушений,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилось в суд с иском к ООО «Агролес» об устранении нарушений лесного законодательства и приостановлении деятельности до устранения нарушений. Требования свои мотивируя тем, что между Агентством лесной отрасли Красноярского края (Арендодатель) и ООО «Агролес» (Арендатор, Лесопользователь) заключен договор <данные изъяты> лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №. По указанному договору <данные изъяты> Арендодатель предоставил, а Арендатор принял во временное пользование лесной участок общей площадью <данные изъяты> га, расположенный в Красноярском крае, <адрес>, на территории государственного лесного фонда КГКУ «Ирбейское лесничество». Согласно договору <данные изъяты> Лесопользователь использует <данные изъяты> лесной участок для <данные изъяты>. Срок действия договора <данные изъяты> составляет <данные изъяты> лет. Согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № № пожароопасный сезон ДД.ММ.ГГГГ года на территории <адрес> края открыт с ДД.ММ.ГГГГ года. В целях проверки подготовки Лесопользователей к пожароопасному сезону ДД.ММ.ГГГГ года должностными лицами лесничества проведен осмотр пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, принадлежащего Лесопользователю. По информации лесничества пункт сосредоточения противопожарного инвентаря Лесопользователем ООО «Агролес», в нарушение п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах, не укомплектован необходимыми средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Фактов, препятствующих соблюдению Лесопользователем ООО «Агролес» требований действующего законодательства и условий договора в части комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря необходимым инвентарем и оборудованием (техникой), не установлено. Отсутствие у ООО «Агролес» средств и оборудования, необходимых для тушения лесных пожаров влечет неготовность Лесопользователя к тушению пожара, и при возникновении лесного пожара может привести не только к уничтожению огнем значительной площади лесного фонда, но и повлечь переход лесных пожаров на населенные пункты. Таким образом, в результате бездействия ООО «Агролес» нарушаются Правила пожарной безопасности в лесах. Указанная ситуация в случае возникновения пожара может затруднить процесс ликвидации возникшего пожара и увеличить вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки, повлечь неблагоприятное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровью населения (неопределенного круга лиц). Согласно п. 3.12 Положения о министерстве, министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет государственный пожарный надзор в лесах. А потому просит суд обязать ООО «Агролес» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства и приостановить деятельность ответчика ООО «Агролес» по договору <данные изъяты> лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства до выполнения ответчиком требований к комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.
В зал судебного заседания не явился представитель истца Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, о месте и времени рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой дело рассмотреть в его отсутствие. Исковые требования поддерживает в полном объеме. С учетом мнения сторон суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя истца.
Представитель ответчика ООО «Агролес» его <данные изъяты> Венедиктов А.Г. в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что нарушения лесного законодательства в настоящее время им устранены в полном объеме.
Представитель третьего лица КГКУ «Ирбейское лесничество» Ильин С.В. в судебном заседании полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению. Суду пояснил, что им во исполнение требования заместителя министра природных ресурсов и экологии Красноярского края в ДД.ММ.ГГГГ года была проведена проверка по подготовке к пожароопасному ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> лесного участка ООО «Агролес». В результате проведенной проверки был составлен акт по нормативам, утвержденным приказом министерства сельского хозяйства № от ДД.ММ.ГГГГ года. На момент проверки он не знал, что указанный приказ был признан утратившим силу.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчика ООО «Агролес» его <данные изъяты> Венедиктова А.Г., представителя третьего лица КГКУ «Ирбейское лесничество» Ильина С.В., суд приходит к выводу, что исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 417, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии РФ, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
В соответствии с п. 1 ст. 53 ЛК РФ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляется создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.
Согласно п.п. 3, 5 ст. 53.1 ЛК РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Нормативы обеспеченности и нормы средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов утверждены Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов».
В силу п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
- предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
- мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
- разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
- иные меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с п.п. 6 и 7 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 36 и 37 ст. 81 ЛК РФ, а также установление перечня должностных лиц, осуществляемых государственный лесной контроль и надзор.
Согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69- ФЗ «О пожарной безопасности» государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти.
В силу ст. 97 ЛК РФ Федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный государственный пожарный надзор в лесах может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.
Согласно п. «б» ст. 4 Правил пожарной безопасности, меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами государственной власти субъектов РФ – в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с ч. 1 ст. 83 ЛК РФ.
В соответствии с п. 3 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 476, государственный надзор осуществляют в частности уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, которым переданы полномочия РФ по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, а также подведомственные указанным органам государственные учреждения.
Перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, устанавливается указанными органами.
Законом ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что к полномочиям уполномоченных органов исполнительной власти края в области лесных отношений относится, осуществление федерального государственного пожарного надзора в лесах.
В соответствии с ч. 1, п.п. «а, г, з» ч. 2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах местной организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ.
Органы исполнительной власти края осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых <адрес>.
Пунктом 2.10 Приложения к ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ № 116-уг «О структуре органов исполнительной власти ФИО3 края», предусмотрено создание органа исполнительной власти ФИО3 края – министерства природных ресурсов и экологии ФИО3 края.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 12-п образовано министерство природных ресурсов и экологии ФИО3 края, действующее на основании Положения о министерстве природных ресурсов и экологии ФИО3 края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства природных ресурсов и экологии ФИО3 края.
В соответствии с п. 3.12 Положения о министерстве, министерство является органом исполнительной власти ФИО3 края, который осуществляет государственный пожарный надзор в лесах.
В силу п. 3.34 раздела 3 Положения о министерстве, министерству предоставлено право на обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии со ст. 56 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», при нарушении природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством РФ.
Судом установлено, что между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ООО «Агролес» заключен договор <данные изъяты> лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №. По указанному договору <данные изъяты> арендодатель предоставил, а арендатор принял во временное пользование лесной участок на срок <данные изъяты> лет.
Указанный лесной участок, площадью <данные изъяты> га расположен в <адрес>, <адрес>, на территории государственного лесного фонда КГКУ «Ирбейское лесничество» и имеет вид разрешенного использования - для <данные изъяты>.
В целях проверки подготовки Лесопользователей к пожароопасному сезону ДД.ММ.ГГГГ года, на основании требования заместителя министра природных ресурсов и экологи Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений о подготовке арендаторов лесных участков государственного лесного фонда к пожароопасному сезону ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> «Ирбейское лесничество» Ильиным был проведен осмотр пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, принадлежащего Лесопользователю ООО «Агролес». По результатам проведенной проверки выявлено нарушение п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, о чем был составлен акт проверки по подготовке к пожароопасному ДД.ММ.ГГГГ года от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров были указаны в соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства РФ «Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов» от ДД.ММ.ГГГГ № 549.
В судебном заседании установлено, что согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 164-п, заместитель министра природных ресурсов и экологии ФИО3 края вправе осуществлять федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории ФИО3 края.
В судебном заседании также установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов».
Согласно Приказа министерства сельского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № 522, в целях приведения нормативных актов Минсельхоза России в соответствие с законодательством РФ, признан утратившим силу приказ Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов».
Таким образом, судом установлено, что требования <данные изъяты> природных ресурсов Красноярского края о предоставлении сведений о подготовке <данные изъяты> лесных участков государственного лесного фонда к пожароопасному сезону ДД.ММ.ГГГГ года необходимо было осуществлять в рамках действующего на тот момент Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № 161.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ № 1/195-од пожароопасный сезон 2015 года на территории ФИО3 края открыт с ДД.ММ.ГГГГ года.
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № для вида использования лесных участков – <данные изъяты> в многолесных субъектах РФ (<данные изъяты>
Согласно акта проверки по подготовке к пожароопасному сезону ДД.ММ.ГГГГ года от ДД.ММ.ГГГГ у ответчика ООО «Агролес» штат сотрудников состоит из <данные изъяты> человек, в том числе <данные изъяты> работников леса.
Судом установлено, что на момент проверки Лесопользователем ООО «Агролес» пункт сосредоточения противопожарного инвентаря не был укомплектован в полном объеме необходимыми средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а именно: <данные изъяты>
Таким образом, суд находит, что ответчиком ООО «Агролес» нарушения норм лесного законодательства устранены в полном объеме, до вынесения судебного решения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к ООО «Агролес» об устранении нарушений лесного законодательства и приостановлении деятельности до устранения нарушений – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ирбейский районный суд в месячный срок со дня составления решения суда в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий С.Д. Петрова