Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-133/2021 ~ М-108/2021 от 06.04.2021

№ 2а-133/2021    3.192

36RS0024-01-2021-000233-24

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2021 г. г.Нововоронеж Воронежской области            

Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Шиндригаловой И.С.,

при секретаре Денисовой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области к Тюхтиновой Наталье Петровне о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №17 по Воронежской области обратилась в суд с административным иском к Тюхтиновой Н.П., в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в сумме 13 995 руб., пени за период с 01.01.2020 по 13.01.2020 в сумме 79,50 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 год в сумме 3232,50 руб., пени за период с 01.01.2020 по 13.01.2020 в сумме 18,64 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в сумме 19 887,48 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2020 год в сумме 5164,32 руб. В обоснование заявленных требований указано, что Тюхтинова Н.П. с 31.12.2012 по 11.08.2020 состояла на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, была обязана в срок до 31.12.2019 оплатить страховые взносы за 2019 год, а до 26.08.2020 – страховые взносы за 2020 год. Однако административный ответчик вышеуказанные обязанности в срок не исполнила, в связи с чем, на сумму задолженности исчислена пеня. Требование об уплате указанных выше страховых взносов и пени до настоящего времени административным ответчиком не исполнено.

Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, обратившись с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

В связи с изложенным, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела.

Судебные извещения, направляемые административному ответчику Тюхтиновой Н.П. по адресу регистрации согласно сведениям адресного бюро (л.д.32), возвращены в суд с отметкой почтового отделения «истек срок хранения» (л.д.48,55).

Согласно разъяснениям, приведенным в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).

По смыслу приведенных положений следует признать, что административный ответчик Тюхтинова Н.П. надлежащим образом извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела. Заявлений об отложении судебного заседания от нее не поступало, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога или сбора распространяется на всех налогоплательщиков и возникает, изменяется или прекращается при наличии оснований, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора установлены ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 1 которой закрепляет, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным законодательным актом о налогах и сборах.

В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Правоотношения по поводу уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, урегулированы главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно положениям главы 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели (п/п 2 п. 1 ст.419 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу положений ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

Правила определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определены в статье 430 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой индивидуальный предприниматель исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производит самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, а именно:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

В соответствии с п. 3 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

В целях реализации пункта 3 настоящей статьи календарным месяцем начала деятельности признается: для индивидуального предпринимателя календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (п. 4, п. 5 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Согласно п. 5 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

С 01 января 2017 года в соответствии с пунктом 2 статьи 4, статьей 5 Федерального закона от 03 июля 2016 года №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» указанные полномочия принадлежат налоговым органам.

В силу п.1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 3, п. 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующий на момент спорных правоотношений) регламентировано, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судом установлено, что административный ответчик Тюхтинова Н.П. с 31.12.2012 состояла на налоговом учете в МИФНС № 13 по Воронежской области (в настоящее время – МИФНС № 17 по Воронежской области) в качестве индивидуального предпринимателя и 11.08.2020 прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП (л.д.15-17, 23 об., 27 об.).

В связи с неоплатой административным ответчиком задолженности по страховым взносам, пени в установленный срок в его адрес заказными письмами налоговым органом направлены требования №3145 и №59958 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней по состоянию на 14.01.2020 и на 01.09.2020, сроком исполнения до 27.01.2020 и до 01.10.2020 - соответственно (л.д.11, 12, 13, 14).

Как следует из материалов дела и не было оспорено административным ответчиком, до настоящего времени требования об уплате недоимки по страховым взносам за 2019 и 2020 гг. в добровольном порядке плательщиком страховых взносов Тюхтиновой Н.П. не исполнены, доказательств обратного в дело не представлено.

Согласно представленному административным истцом расчету, задолженность Тюхтиновой Н.П. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год составила 13 995 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 год - 3232,50 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 год - 19 887,48 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2020 год - 5164,32 руб.

Судом установлено, что налоговым органом суммы страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за спорный период рассчитаны верно, представленный расчет в полной мере отвечает обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства и административным ответчиком не оспорен.

Принимая отсутствие в материалах дела сведений об уплате Тюхтиновой Н.П. суммы страховых взносов, налоговым органом правомерно произведено начисление пени на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год за период с 01.01.2020 по 13.01.2020 в сумме 79,50 руб., пени по задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год за период с 01.01.2020 по 13.01.2020 в сумме 18,64 руб. Указанный расчет суд также признает арифметически верным и в полной мере отвечающим требованиям действующего законодательств. Сведений о погашении задолженности в части начисленной пени административным ответчиком также не представлено.

В соответствии с положениями п.2 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога (взноса) в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно положениям ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (указанный абзац ст.48 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.11.2020 №374-ФЗ, которая начала действовать с 23.12.2020).

До указанной даты 23.12.2020 эта норма действовала в редакции: Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела, фактически требования налоговым органом формировались, обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа осуществлялось при действующей в тот период времени редакции закона, устанавливающей достижение общей суммы задолженности в целях обращения с заявлением о взыскании сумм в суд свыше 3000 руб.

Определением мирового судьи судебного участка №1 в Нововоронежском судебном районе Воронежской области от 29.01.2021 было отказано в принятии заявления МИ ФНС №15 по Воронежской области о выдаче судебного приказа о взыскании с Тюхтиновой Н.П. недоимки по страховым взносам, по основанию небесспорности заявленного требования (л.д.10).

В соответствии с ч. 1 ст. 93 КАС РФ процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. В случае, если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который не имеет соответствующего числа, процессуальный срок истекает в последний день этого месяца.

Настоящее административное исковое заявление сдано административным истцом в отделение почтовой связи 31.03.2021, что подтверждается конвертом (л.д.4), то есть за пределами установленного шестимесячного срока со дня истечения (27.07.2020) срока исполнения требования об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2019 г. и пеней по ним (л.д.14 об.).

При этом с заявлением о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с требованием в части взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2019 г. и пеней по ним налоговый орган в суд не обращается.

Обращение в январе 2021 г. к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа само по себе не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд с настоящим административным иском, а также не влечет перерыва течения установленного законом срока, поскольку в принятии заявления о выдаче судебного приказа мировым судьей 29.01.2021 было отказано, в связи с чем, оснований для применения положений абз. 2 ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае не усматривается, поскольку начало течения срока в таком случае определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа, а не определения об отказе в принятии заявления.

Приходя к такому выводу, судом также принимаются во внимание разъяснения, приведенные в п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которым, если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

Административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, порядок и сроки обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, ему известны.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

При изложенных обстоятельствах, учитывая достоверно нашедший свое подтверждение факт пропуска административным истцом срока обращения в суд с требованием о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в сумме 13 995 руб., пени за период с 01.01.2020 по 13.01.2020 в сумме 79,50 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в сумме 3232,50 руб., пени за период с 01.01.2020 по 13.01.2020 в сумме 18,64 руб. и отсутствие заявления налогового органа о восстановлении пропущенного срока на подачу настоящего иска, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в указанной части.

Вместе с тем, достоверно установив в ходе судебного разбирательства факт возникновения у Тюхтиновой Н.П. задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в сумме 19 887,48 руб. и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в сумме 5164,32 руб., наличия предусмотренных законом оснований для начисления указанных взносов, соблюдение срока обращения в данным требованием в суд, проверив правильность представленного налоговым органом расчета и признавая его верным, а также принимая во внимание отсутствие в материалах дела сведений о погашении административным ответчиком указанной задолженности, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения административного иска в указанной части и взыскании с Тюхтиновой Н.П. в пользу МИФНС России №17 по Воронежской области взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в сумме 19 887,48 руб. и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в сумме 5164,32 руб.

В соответствии с ч.1 ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Ч.1, ч.2 ст.114 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку требования настоящего административного иска удовлетворены частично, и административный истец был освобожден от уплаты госпошлины, то с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере в размере 951,55 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Воронежской области удовлетворить частично.

Взыскать с Тюхтиновой Натальи Петровны в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Воронежской области на соответствующие счета:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в сумме 19 887 рублей 48 копеек,

страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2020 год в сумме 5 164 рубля 32 копейки,

а всего: 25 051 рубль 80 копеек.

Взыскать с Тюхтиновой Натальи Петровны в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 951 рубль 55 копеек.

В удовлетворении административного иска в части требования о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в сумме 13 995 рублей, пени за период с 01.01.2020 по 13.01.2020 в сумме 79 рублей 50 копеек, страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в сумме 3 232 рубля 50 копеек, пени за период с 01.01.2020 по 13.01.2020 в сумме 18 рублей 64 копейки - отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: И.С. Шиндригалова

Решение в окончательной форме изготовлено 24 мая 2021 г.

№ 2а-133/2021    3.192

36RS0024-01-2021-000233-24

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2021 г. г.Нововоронеж Воронежской области            

Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Шиндригаловой И.С.,

при секретаре Денисовой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области к Тюхтиновой Наталье Петровне о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №17 по Воронежской области обратилась в суд с административным иском к Тюхтиновой Н.П., в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в сумме 13 995 руб., пени за период с 01.01.2020 по 13.01.2020 в сумме 79,50 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 год в сумме 3232,50 руб., пени за период с 01.01.2020 по 13.01.2020 в сумме 18,64 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в сумме 19 887,48 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2020 год в сумме 5164,32 руб. В обоснование заявленных требований указано, что Тюхтинова Н.П. с 31.12.2012 по 11.08.2020 состояла на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, была обязана в срок до 31.12.2019 оплатить страховые взносы за 2019 год, а до 26.08.2020 – страховые взносы за 2020 год. Однако административный ответчик вышеуказанные обязанности в срок не исполнила, в связи с чем, на сумму задолженности исчислена пеня. Требование об уплате указанных выше страховых взносов и пени до настоящего времени административным ответчиком не исполнено.

Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, обратившись с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

В связи с изложенным, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела.

Судебные извещения, направляемые административному ответчику Тюхтиновой Н.П. по адресу регистрации согласно сведениям адресного бюро (л.д.32), возвращены в суд с отметкой почтового отделения «истек срок хранения» (л.д.48,55).

Согласно разъяснениям, приведенным в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).

По смыслу приведенных положений следует признать, что административный ответчик Тюхтинова Н.П. надлежащим образом извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела. Заявлений об отложении судебного заседания от нее не поступало, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога или сбора распространяется на всех налогоплательщиков и возникает, изменяется или прекращается при наличии оснований, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора установлены ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 1 которой закрепляет, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным законодательным актом о налогах и сборах.

В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Правоотношения по поводу уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, урегулированы главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно положениям главы 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели (п/п 2 п. 1 ст.419 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу положений ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

Правила определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определены в статье 430 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой индивидуальный предприниматель исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производит самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, а именно:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

В соответствии с п. 3 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

В целях реализации пункта 3 настоящей статьи календарным месяцем начала деятельности признается: для индивидуального предпринимателя календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (п. 4, п. 5 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Согласно п. 5 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

С 01 января 2017 года в соответствии с пунктом 2 статьи 4, статьей 5 Федерального закона от 03 июля 2016 года №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» указанные полномочия принадлежат налоговым органам.

В силу п.1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 3, п. 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующий на момент спорных правоотношений) регламентировано, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судом установлено, что административный ответчик Тюхтинова Н.П. с 31.12.2012 состояла на налоговом учете в МИФНС № 13 по Воронежской области (в настоящее время – МИФНС № 17 по Воронежской области) в качестве индивидуального предпринимателя и 11.08.2020 прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП (л.д.15-17, 23 об., 27 об.).

В связи с неоплатой административным ответчиком задолженности по страховым взносам, пени в установленный срок в его адрес заказными письмами налоговым органом направлены требования №3145 и №59958 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней по состоянию на 14.01.2020 и на 01.09.2020, сроком исполнения до 27.01.2020 и до 01.10.2020 - соответственно (л.д.11, 12, 13, 14).

Как следует из материалов дела и не было оспорено административным ответчиком, до настоящего времени требования об уплате недоимки по страховым взносам за 2019 и 2020 гг. в добровольном порядке плательщиком страховых взносов Тюхтиновой Н.П. не исполнены, доказательств обратного в дело не представлено.

Согласно представленному административным истцом расчету, задолженность Тюхтиновой Н.П. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год составила 13 995 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 год - 3232,50 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 год - 19 887,48 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2020 год - 5164,32 руб.

Судом установлено, что налоговым органом суммы страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за спорный период рассчитаны верно, представленный расчет в полной мере отвечает обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства и административным ответчиком не оспорен.

Принимая отсутствие в материалах дела сведений об уплате Тюхтиновой Н.П. суммы страховых взносов, налоговым органом правомерно произведено начисление пени на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год за период с 01.01.2020 по 13.01.2020 в сумме 79,50 руб., пени по задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год за период с 01.01.2020 по 13.01.2020 в сумме 18,64 руб. Указанный расчет суд также признает арифметически верным и в полной мере отвечающим требованиям действующего законодательств. Сведений о погашении задолженности в части начисленной пени административным ответчиком также не представлено.

В соответствии с положениями п.2 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога (взноса) в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно положениям ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (указанный абзац ст.48 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.11.2020 №374-ФЗ, которая начала действовать с 23.12.2020).

До указанной даты 23.12.2020 эта норма действовала в редакции: Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела, фактически требования налоговым органом формировались, обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа осуществлялось при действующей в тот период времени редакции закона, устанавливающей достижение общей суммы задолженности в целях обращения с заявлением о взыскании сумм в суд свыше 3000 руб.

Определением мирового судьи судебного участка №1 в Нововоронежском судебном районе Воронежской области от 29.01.2021 было отказано в принятии заявления МИ ФНС №15 по Воронежской области о выдаче судебного приказа о взыскании с Тюхтиновой Н.П. недоимки по страховым взносам, по основанию небесспорности заявленного требования (л.д.10).

В соответствии с ч. 1 ст. 93 КАС РФ процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. В случае, если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который не имеет соответствующего числа, процессуальный срок истекает в последний день этого месяца.

Настоящее административное исковое заявление сдано административным истцом в отделение почтовой связи 31.03.2021, что подтверждается конвертом (л.д.4), то есть за пределами установленного шестимесячного срока со дня истечения (27.07.2020) срока исполнения требования об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2019 г. и пеней по ним (л.д.14 об.).

При этом с заявлением о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с требованием в части взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2019 г. и пеней по ним налоговый орган в суд не обращается.

Обращение в январе 2021 г. к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа само по себе не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд с настоящим административным иском, а также не влечет перерыва течения установленного законом срока, поскольку в принятии заявления о выдаче судебного приказа мировым судьей 29.01.2021 было отказано, в связи с чем, оснований для применения положений абз. 2 ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае не усматривается, поскольку начало течения срока в таком случае определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа, а не определения об отказе в принятии заявления.

Приходя к такому выводу, судом также принимаются во внимание разъяснения, приведенные в п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которым, если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

Административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, порядок и сроки обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, ему известны.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

При изложенных обстоятельствах, учитывая достоверно нашедший свое подтверждение факт пропуска административным истцом срока обращения в суд с требованием о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в сумме 13 995 руб., пени за период с 01.01.2020 по 13.01.2020 в сумме 79,50 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в сумме 3232,50 руб., пени за период с 01.01.2020 по 13.01.2020 в сумме 18,64 руб. и отсутствие заявления налогового органа о восстановлении пропущенного срока на подачу настоящего иска, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в указанной части.

Вместе с тем, достоверно установив в ходе судебного разбирательства факт возникновения у Тюхтиновой Н.П. задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в сумме 19 887,48 руб. и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в сумме 5164,32 руб., наличия предусмотренных законом оснований для начисления указанных взносов, соблюдение срока обращения в данным требованием в суд, проверив правильность представленного налоговым органом расчета и признавая его верным, а также принимая во внимание отсутствие в материалах дела сведений о погашении административным ответчиком указанной задолженности, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения административного иска в указанной части и взыскании с Тюхтиновой Н.П. в пользу МИФНС России №17 по Воронежской области взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в сумме 19 887,48 руб. и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в сумме 5164,32 руб.

В соответствии с ч.1 ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Ч.1, ч.2 ст.114 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку требования настоящего административного иска удовлетворены частично, и административный истец был освобожден от уплаты госпошлины, то с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере в размере 951,55 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Воронежской области удовлетворить частично.

Взыскать с Тюхтиновой Натальи Петровны в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Воронежской области на соответствующие счета:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в сумме 19 887 рублей 48 копеек,

страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2020 год в сумме 5 164 рубля 32 копейки,

а всего: 25 051 рубль 80 копеек.

Взыскать с Тюхтиновой Натальи Петровны в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 951 рубль 55 копеек.

В удовлетворении административного иска в части требования о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в сумме 13 995 рублей, пени за период с 01.01.2020 по 13.01.2020 в сумме 79 рублей 50 копеек, страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в сумме 3 232 рубля 50 копеек, пени за период с 01.01.2020 по 13.01.2020 в сумме 18 рублей 64 копейки - отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: И.С. Шиндригалова

Решение в окончательной форме изготовлено 24 мая 2021 г.

1версия для печати

2а-133/2021 ~ М-108/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Межрайонная ИФНС России №17 по Воронежской области
Ответчики
Тюхтинова Наталья Петровна
Другие
Казакова Наталия Игоревна
Суд
Нововоронежский городской суд Воронежской области
Судья
Шиндригалова Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
novovoronezhsky--vrn.sudrf.ru
06.04.2021Регистрация административного искового заявления
06.04.2021Передача материалов судье
09.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2021Судебное заседание
17.05.2021Судебное заседание
24.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2021Дело оформлено
21.07.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее