Дело №2-34/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2017 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
председательствующего судьи Шевцовой Н.Г.
при секретаре Гращенковой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатьевой Н.П. к Гавриленкову М.В., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о признании договора купли-продажи квартиры недействительным, исключении записи из государственного реестра недвижимости,
установил:
Игнатьева Н.П., с учетом уточненных требований, обратилась в суд с иском к Гавриленкову М.В., Управлению Росреестра по Смоленской области о признании недействительным заключенного ДД.ММ.ГГГГ. с Гавриленковым М.В. договора купли-продажи квартиры <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с применением последствий недействительности сделки; исключении из государственного реестра недвижимости записи № от ДД.ММ.ГГГГ. на указанный объект, указав в обоснование иска, что ей на основании договора на безвозмездную передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ., свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ. принадлежит квартира <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ от следователя по особо важным делам отдела по расследованию ОВД СУ СК России по Смоленской области она узнала, что принадлежащая ей квартира по предварительному сговору группой лиц, в том числе Гавриленковым В.М., путем обмана, против ее воли и без ее ведома, по договору от ДД.ММ.ГГГГ продана последнему, в связи с чем по данному факту возбуждено уголовное дело по ч.4 ст. 159 УК РФ. Приговором Краснинского районного суда Смоленской области от 20.03.2017г. Гавриленков М.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.33 – п. «з» ч.2 ст.105 УК РФ и девяти преступлений, предусмотренных ч.4 ст.159 УК РФ, в том числе по факту незаконного завладения квартирой по <адрес>. Поскольку она (истец) со своей стороны каким-либо образом спорную квартиру не отчуждала, договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. не подписывала, намерений продавать квартиру не имела, продолжает проживать в ней и нести бремя ее содержания, тогда как в настоящее время квартира зарегистрирована на Гавриленкова В.М., считает, что сделка купли-продажи квартиры является недействительной.
Игнатьева Н.П. в судебном заседании уточненные требования поддержала, просила удовлетворить, ссылаясь на то, что спорный договор она не подписывала, намерения на отчуждение квартиры не имела.
Представитель Управления Росреестра по Смоленской области Ефременкова Д.В. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав доводы письменного отзыва на иск.
Гавриленков М.В., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в суд не обеспечил; право на ведение дела через представителя разъяснялось.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из положений ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
По договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130) (ч.1 ст.549 ГК РФ).
В силу положений ст.ст. 166 -168 ГК РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
По делу установлено, что на основании договора на безвозмездную передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ., свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ. Игнатьева Н.П. являлась собственником квартиры <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ между Игнатьевой Н.П. и Гавриленковым М.В. был заключен договор, по условиям которого Игнатьева Н.П. продала Гавриленкову М.В. квартиру, площадью <данные изъяты> кв.м., по <адрес>; в этот же день составлен акт передачи квартиры (л.д.42,43).
Согласно дела правоустанавливающих документов в отношении квартиры по <адрес>, право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за Гавриленковым М.В. на основании указанного выше договора, о чем ДД.ММ.ГГГГ. в ЕГРП внесена запись № (л.д.30-50).
В обоснование заявленных требований о признании договора купли-продажи квартиры по <адрес> недействительным по основанию, предусмотренному ч. 2 ст. 179 ГК РФ, как сделки, совершенной под влиянием обмана, истец ссылается на то, что не имела действительного намерения отчуждать принадлежащую ей на праве собственности квартиру по <адрес>, которая является для нее единственным местом жительства, данная сделка была совершена под влиянием обмана со стороны Гавриленкова М.В., что установлено вступившим в законную силу приговором Краснинского районного суда Смоленской области от 20.03.2017г. Оспариваемый договор не подписывала. С ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени зарегистрирована и фактически проживает в данном жилом помещении.
Согласно ст. 179 ГК РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Если сделка признана недействительной по одному из оснований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, то потерпевшему возвращается другой стороной все полученное ею по сделке, а при невозможности возвратить полученное в натуре возмещается его стоимость в деньгах.
По факту продажи вышеуказанной квартиры было возбуждено уголовное дело.
Как следует из материалов уголовного дела № по обвинению Гавриленкова М.В., в процессе его расследования, Игнатьева Н.П., признанная потерпевшей постановлением следователя по ОВД по расследованию ОВД СУ СК России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. показала, что она никогда, принадлежащую ей квартиру по <адрес>, не продавала и не собиралась продавать, денежные средства за сделку купли-продажи ни от кого не получала; постоянно проживает в квартире и несет бремя ее содержания. Спиртные напитки с Гавриленковым никогда не употребляла, никакие договоры, акты приема- передачи, заявления, кроме бланка заявления в налоговую, отданного Гавриленкову и К., не подписывала, регистрационную палату Смоленской области в ДД.ММ.ГГГГ. не посещала. По представленным ей на обозрение документам указала, что в расписке в получении документов на государственную регистрацию от ДД.ММ.ГГГГ., двух заявлениях в УФСГР кадастра и картографии по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. от ее имени и имени Гавриленкова, квитанции- извещении № от ДД.ММ.ГГГГ., договоре от ДД.ММ.ГГГГ., акте передачи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ., расписке в получении документов на государственную регистрацию от ДД.ММ.ГГГГ. имеются подписи и рукописные записи, выполненные не ею.
Постановлением старшего следователя по особо важным делам первого следственного отдела управления по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности Главного следственного управления СК РФ от ДД.ММ.ГГГГ. была назначена почерковедческая экспертиза, порученная эксперту ФБУ РФЦСЭ при Минюсте РФ, по результатом которой заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ. № установлено, что рукописные записи «Игнатьева Н.П.», расположенные на оборотной стороне расписки от ДД.ММ.ГГГГ. в получении документов на государственную регистрацию договора купли-продажи под словами «копия верна ДД.ММ.ГГГГ Храмеева А.С.», акте передачи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. на строке под словами «продавец», в нижней части листа расписки в получении документов на государственную регистрацию от ДД.ММ.ГГГГ., в нижней части квитанции- извещении № от ДД.ММ.ГГГГ. под словами «спасибо», а так же рукописные записи «Игнатьева Наталья Петровна», расположенные на оборотной стороне договора о купли- продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ в п.13 на строке под словами «продавец деньги в сумме 1 200000 рублей получил», в п.14 на строке под словами «продавец», выполнены не Игнатьевой Н.П., а другим лицом; подписи от имени Игнатьевой Н.П. в расписке от ДД.ММ.ГГГГ. в получении документов на государственную регистрацию договора купли-продажи справа от слов «представлены следующие документы»: у правого среза листа, на оборотной стороне листа документа под рукописной записью «Игнатьева Н.П.», в верхней части второго листа заявления о регистрации договора купли- продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ на строке справа от слов «расписка получена», в левой части вышеуказанного листа документа, в п.6 «подписи заявителей» на строке слева от слов «Н.П. Игнатьева», в верхней части второго листа заявления о регистрации перехода права собственности от ДД.ММ.ГГГГ на строке справа от слов «Расписка получена:», в левой части вышеуказанного листка документа, в п.6 «Подписи заявителей» на строке слева от слов «Н.П. Игнатьева», в средней части оборотной стороны договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. в строке справа от рукописной записи «Игнатьева Наталья Петровна» в п.13, п.14, в акте передачи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. на строке справа от рукописной записи «Игнатьева Н.П.», в расписке в получении документов на государственную регистрацию от ДД.ММ.ГГГГ. справа от слов «представлены следующие документы»: у правого среза листа, в нижней части вышеуказанного листа документа под рукописной записью «Игнатьева Н.П.», на первом листе заявления о регистрации изменений в части паспортных данных от ДД.ММ.ГГГГ на строке справа от слов «расписка получена», в левой верхней части второго листа документа на строке под словами «подписи заявителей», в квитанции- извещении № от ДД.ММ.ГГГГ под рукописной записью «Игнатьева Н.П.» у нижнего среза, выполнены не Игнатьевой Н.П., а другим лицом, предположительно с подражанием подлинным подписям Игнатьевой Н.П., при этом рукописная запись «Игнатьева Н.П.», расположенная в нижней правой части листа заявления от ДД.ММ.ГГГГ на строке над словами «(ФИО, подпись»), а так же подпись от имени Игнатьевой, расположенная в нижнем правом углу заявления от ДД.ММ.ГГГГ., под рукописной записью «Игнатьева Н.П.», выполнена Игнатьевой Н.П.
Вступившим в законную силу 07.04.2017г. приговором Краснинского районного суда Смоленской области от 20.03.2017г. Гавриленков М.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.33 – п. «з» ч.2 ст.105 УК РФ и девяти преступлений, предусмотренных ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество), в том числе, за мошеннические действия в отношении Игнатьевой Н.П. признанной по уголовному делу потерпевшей, со спорной квартирой.
Указанным приговором установлено, что Гавриленков М.В. в ДД.ММ.ГГГГ (точная дата не установлена) получив информацию об одинокой, не имеющей родственников в г. Смоленске, злоупотребляющей спиртными напитками Игнатьевой Н.П., в собственности у которой имеется двухкомнатная квартира по <адрес>, с привлечением других участников организованной группы, в том числе и неустановленных следствием, решил путем обмана приобрести право собственности на ее квартиру. После установления с Игнатьевой Н.П. в ДД.ММ.ГГГГ доверительных отношений иным лицом, последний выяснил все анкетные данные Игнатьевой Н.П., необходимые для составления документов по отчуждению квартира, а также получил образец ее подписи. В ДД.ММ.ГГГГ Гавриленков М.В. изготовил поддельный договор от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи квартиры по <адрес> по которому Игнатьева Н.П. продала ему квартиру за 1 200000 руб. Иное лицо при не установленных детально обстоятельствах получило подписи Игнатьевой Н.П. в изготовленных Гавриленковым М.В. поддельных договоре от ДД.ММ.ГГГГ. и акте передачи указанной квартиры. После чего Гавриленков М.В., заявив, что Игнатьева Н.П. в силу заболевания лично явиться не может для сдачи документов, ввел в заблуждение сотрудницу Управления Росреестра по Смоленской области, которая приняла документы в отсутствие собственника и направила их для осуществления регистрации сделки. ДД.ММ.ГГГГ., получив уведомление о приостановлении государственной регистрации в связи с непредставлением всех необходимых документов и несоответствием паспортных данных Игнатьевой Н.П. записям в ЕГРП, Гавриленков М.В. повторно передал их для подписания Игнатьевой Н.П. иному лицу, которое получило подписи от последней. В результате указанных действий Гавриленков М.В. путем обмана, незаконно приобрел право собственности на принадлежащую Игнатьевой Н.П. квартиру, расположенную по <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ. было зарегистрировано право собственности Гавриленкова М.В. на квартиру, а ДД.ММ.ГГГГ последний получил свидетельство о праве собственности.
В силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении", вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
При таких установленных обстоятельствах, с учетом приведенных норм действующего законодательства РФ, суд приходит к выводу, что договор купли-продажи квартиры по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был совершен под влиянием обмана, и спорное имущество выбыло у истца помимо ее воли, в связи с чем в силу ч. 2 ст. 179 ГК РФ, данная сделка является недействительной, с применением последствий ее недействительности: возврата в собственность истца квартиры <адрес>.
Между тем, не имеется оснований для удовлетворения требования истца об исключении из государственного реестра недвижимости записи № от ДД.ММ.ГГГГ. о регистрации права собственности Гавриленкова М.В. на квартиру по <адрес> поскольку принятие настоящего решения предполагает внесение в установленном порядке соответствующих изменений в ЕГРН (ч.3 ст.58 ФЗ от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Руководствуясь ст.ст.194,197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Игнатьевой Н.П. удовлетворить частично.
Признать недействительным заключенный ДД.ММ.ГГГГ. между Игнатьевой Н.П. и Гавриленковым М.В. договор купли-продажи квартиры <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Применить последствия недействительности сделки: возвратить в собственность Игнатьевой Н.П. квартиру <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий: Н.Г.Шевцова
Мотивированное решение суда изготовлено 20.11.2017г.