Дело № 2-230/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2017 года пгт. Февральск
Селемджинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Комаровой Н.Г.,
при секретаре Паршаковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ямкового Александра Панфиловича к Государственному учреждению отделу Пенсионного фонда РФ в Селемджинском районе Амурской области с требованием признать решение отдела Пенсионного фонда ФР в Селемджинском районе Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать включить в общий трудовой страховой стаж для установления страховой пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве плотника-бетонщика ПМК-10 СМТ-1 «Главамурстрой» (затем в тресте «Ерковецуглестрой») в размере 3 года 2 месяца 7 дней, и произвести перерасчёт размера установленной страховой пенсии по старости с учётом включённого периода работы с момента её начисления, то есть ДД.ММ.ГГГГ, и взыскании расходов на уплату государственной пошлины,
У С Т А Н О В И Л:
Ямковой А.П. обратился в суд с указанным иском к ГУ отделу Пенсионного фонда РФ в Селемджинском районе Амурской области, ссылаясь на то, что действиями ответчика нарушено его право на пенсионное обеспечение. В обоснование своих требований Ямковой А.П. указал, что ответчиком не были включены в общий трудовой и страховой стаж периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве плотника-бетонщика <данные изъяты> в размере 3 года 2 месяца 7 дней, поскольку в его трудовой книжке на записи о данном периоде работы не читаема печать, в связи с чем, просит признать решение ГУ отдела Пенсионного Фонда РФ в Селемджинском районе Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать включить в общий трудовой страховой стаж для установления страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве плотника-бетонщика ПМК-10 СМТ-1 «Главамурстрой» (затем в тресте «Ерковецуглестрой») в размере 3 года 2 месяца 7 дней и произвести перерасчёт размера установленной страховой пенсии по старости с учётом включённого периода с момента её начисления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, и взыскать расходы на оплату государственной пошлины.
Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлён надлежащим образом, ходатайств об отложении не предоставил.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом, предоставил в суд письменный отзыв, из которого следует, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» Ямковому А.П. решением № от ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия с ДД.ММ.ГГГГ. При этом в расчёт пенсии не включён период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в трудовой книжке истца в записи об увольнении из <данные изъяты> бетонщиком печать не читаема. Учитывая, что указанная запись в трудовой книжке истца выполнена в нарушении п. 60 Правил, утверждённых постановлением Правительства от 02 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подтверждены номером и датой приказа и заверены подписью и печатью), документально спорный период трудоустройства не подтверждён, просит в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив доводы искового заявления, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях№ (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определённой продолжительности в опасных, вредных, тяжёлых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Согласно ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчёте страхового стажа периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ; периоды после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Периоды работы до регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.
Аналогичные положения были предусмотрены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», действовавшим до 01 января 2015 года.
Согласно абз. 1 ст. 66 ТК РФ, п. 11 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 (далее-Правила) документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Ответственность за правильность внесения записей в трудовую книжку лежит на работодателе.
Как следует из материалов дела Ямковой А.П. является получателем страховой пенсии по старости. При этом, как следует из пенсионного дела получателя пенсии по старости Ямкового А.П., ему отказано в зачёте в страховой стаж при назначении страховой пенсии по старости периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве плотника-бетонщика <данные изъяты>») в размере 3 года 2 месяца 7 дней.
Решение мотивировано тем, что запись об увольнении в указанный период работы заверена нечитаемой печатью.
В силу п. 2.3 «Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях», утверждённой Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года № 162 (в редакции, действовавшей в спорный период) (далее-Инструкции) все записи в трудовой книжке о приёме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
В соответствии с пунктом 4.1 Инструкции при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесённые в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
В данном случае судом установлено, что запись об увольнении заверена печатью организации, наименование которой в печати неразборчиво.
Согласно представленным истцом доказательств: справки департамента строительства <адрес>, из которой следует, что <данные изъяты> не находился в ведении <адрес>, в связи с чем, департамент не располагает сведениями, подтверждающими трудовую деятельность Ямкового А.П. в <данные изъяты>, а также ответа ГБУ <адрес> «Государственный архив <адрес>», из которой следует, что документы <данные изъяты>» на хранение не поступали, в связи с чем, предоставить сведения о стаже работы Ямкового А.П. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным, их место нахождение не известно, - факт трудоустройства истца в ПМК-10 СМТ-1 Главамурстрой в спорный период не подтверждён.
Иных доказательств, подтверждающих факт трудоустройства Ямкового А.П. в <данные изъяты> в спорный период, стороной истца не предоставлено.
Согласно сведениям, предоставленным по запросу суда, МКУ «Благовещенский городской архивный и жилищный центр», документы по личному составу и деятельности ПМК-10 СМТ-1 «Главамурстрой» на государственное хранение в отдел муниципального архива не поступали, их местонахождение неизвестно.
Из ответа архивного сектора отдела культуры, работы с молодежью, архивного дела, ФК и спорта администрации <адрес>, предоставленного на запрос суда, следует, что документальные материалы <данные изъяты>», <данные изъяты>» <адрес> на хранение в архив не поступали, местонахождение документов неизвестно. Документальные материалы «<данные изъяты> <адрес> находятся по адресу <данные изъяты>».
Согласно ответу, предоставленному на запрос суд архивным отделом <данные изъяты>», документы <данные изъяты>», треста «<данные изъяты> на хранение не поступали.
При таких обстоятельств, учитывая положения ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, отсутствие доказательств, отвечающих признакам относимости и допустимости, истец не представил ни суду, ни в отдел Пенсионного фонда РФ в Селемджинском районе Амурской области при обращении с заявлением о назначении страховой пенсии никаких документов, подтверждающих его требования - трудоустройство в <данные изъяты>» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд приходит к выводу, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Ямкового Александра Панфиловича к ГУ отделу Пенсионного фонда РФ в Селемджинском районе Амурской области о признании незаконным решения отдела Пенсионного фонда ФР в Селемджинском районе Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ, об обязании включить в общий трудовой страховой стаж для установления страховой пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве плотника-бетонщика <данные изъяты> в размере 3 года 2 месяца 7 дней, и произвести перерасчёт размера установленной страховой пенсии по старости с учётом включённого периода работы с момента её начисления, то есть ДД.ММ.ГГГГ, и о взыскании расходов на уплату государственной пошлины, - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Селемджинский районный суд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.Г. Комарова