Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-923/2013 ~ М-951/2013 от 10.09.2013

                                                                                                               Дело № 2-923/2013г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                            с.Ивановка

Ивановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи                                                      Конфедератовой В.Г.,

при секретаре                                                                                   Мартель О.Б.,

с участием истца                                                                              Хрусталёва А.Л.,

представителя ответчика ГУ – УПФР в Ивановском районе Пачиной М.А., действующей на основании доверенности №4000 от 15.11.2010 года,

           рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хрусталёва Александра Львовича к ГУ – УПФР в Ивановском районе Амурской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

    У С Т А Н О В И Л:

Хрусталёв Александр Львович обратился в суд с настоящим иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ивановском районе (далее ГУ – УПФР в Ивановском районе), в обоснование которого указал, что после окончания Иркутского Государственного педагогического института в 1990 году он работал учителем физики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в школе <адрес>. С октября 1991 года по сегодняшний день работает в Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средняя школа <адрес> в должности учителя <данные изъяты>. За этот период работ страхователем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации с.Ивановка с необходимыми документами и заявлением о назначении досрочной (льготной) пенсии в связи с педагогической деятельностью. ДД.ММ.ГГГГ решением УПФР ему было отказано в назначении досрочной льготной пенсии в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности. С решением УПФР он не согласен, считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным и необоснованным по следующим основаниям. При исчислении его стажа пенсионным фондом не был включен в стаж педагогической деятельности период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (данный период 02 года 00 мес.00 дней) - период службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР. Не включение периода мотивировано тем, что служба в армии «ни одним из Списков не поименована». По мнению УПФР, на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ стаж его педагогической деятельности составляет 22 года 11 месяцев 15 дней, что недостаточно для назначения досрочной пенсии. С подобным выводом УПФР он не согласен. Считает, что отказ признания его права на досрочную пенсию нарушает его законно возникшее право на социальное обеспечение, которое относится к основным правам и свободам человека и гражданина и закреплено ст.39 Конституции РФ. Согласно статьям 39, 55 Конституции РФ каждому, гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина. В соответствии с п.п.10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста. Как разъяснено в п.11 Постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией права на трудовую пенсию», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ №173, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.     В спорный период с 25.10.1982 года по 25.10.1984 года - период службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР, действовало Постановление Совета Министров от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Пунктами 1г) и 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения указанным Постановлением предусмотрено, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Время работы, указанной в пункте 1 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Указанный выше период службы в армии имел место до 1993 года, т.е. в период действия Положения, утверждённого Постановлением Совмина СССР №1397 от 17 декабря 1959 года. Согласно записям в трудовой книжке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он служил по призыву в составе Вооруженных Сил СССР, 23 года (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года) он проработал учителем <данные изъяты> в школе <адрес> и школе <адрес>, т.е. более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в постановлении от 29 января 2004 года №2-П в отношении граждан, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и законодательства РФ, действовавшего на права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Таким образом, со ссылкой на Постановление №2-П от 29 января 2004 года стало возможным применение Постановления Совета Министров от 17 декабря 1959 года №1397, то есть служба в составе Вооруженных Сил СССР должна включаться в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

При зачете вышеуказанных периодов работы стаж его педагогической деятельности на день первичного обращения в УПФР (ДД.ММ.ГГГГ) составлял 25 лет 6 дней, то есть превышал требуемый 25-летний стаж.

Следовательно, УПФР отказывает ему в начислении досрочной пенсии незаконно и необоснованно, нарушая его право на получение льготной трудовой пенсии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, гарантированное ему законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, просит суд признать решение Управления Пенсионного фонда РФ с.Ивановка от ДД.ММ.ГГГГ за №128204, отказавшего ему в досрочном назначении трудовой пенсии, недействительным; включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР; обязать пенсионный фонд назначить ему досрочную трудовую пенсию с момента обращения в Управление Пенсионного фонда РФ с.Ивановка, т.е с ДД.ММ.ГГГГ по ст.28 п.1 пп.10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» как педагогическому работнику; взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы.

Из письменных возражений ГУ- УПФР в Ивановском районе на исковое заявление Хрусталёва А.Л. (от ДД.ММ.ГГГГ года) следует, что ГУ - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ивановском районе Амурской области, ознакомившись с исковым заявлением Хрусталёва Александра Львовича, по существу заявленных требований поясняет следующее.

Согласно ст.27 п.1 п.п.19 Федерального Закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим педагогическую деятельность не менее 25 лет.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УПФР в Ивановском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность не менее 25 лет. Решением УПФР в Ивановском районе от 04.09.2013г. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости отказано, из специального стажа истца исключены периоды: с <данные изъяты>. по <данные изъяты>. (02 года 00 мес. 01 дн.) - срочная служба в рядах Советской Армии. Данный период не подлежит зачету в специальный стаж, по следующим основаниям.

Федеральный закон от 17.12.2001г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также принятые во исполнение данною Закона Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516, не предусматривают включение периодов военной службы в армии в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Согласно п.2 ст.31 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", как и другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской федерации" и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Пунктом 3 ст.10 Федерального закона от 27.05.1998г. №76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитываются в специальный трудовой стаж при установлении пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г., периоды службы в Вооруженных силах не предусмотрены.

Учитывая изложенное, оснований для включения периода прохождения военной службы Хрусталёвым А.Л. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не имеется.

Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж педагогической деятельности при определении права на пенсию в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Вместе с тем, по ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла ст.ст. 14, 88 и 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Аналогичная позиция отражена в определениях Верховного Суда РФ от 26.08.2005г. по делу №87-Г05-14 и от 19.01.2007г. по делу №38-В06-6.

Согласно определения Конституционного Суда РФ №1152-О-О от 23.09.2010 года решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.

Аналогичная позиция отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года №380-О.

Кроме того, согласно п.п.«г» п.1 «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 до 01 октября 1993 года, в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК. ОГПУ, НКВД. НКГБ. МГБ, Комитете государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции. Однако п.4 вышеуказанного Положения предусматривает, что время работы, указанной в п.1, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Специальный стаж Хрусталёва А.Л. на ДД.ММ.ГГГГг. составил 03 года 00 мес. 28 дней (требуется 16 лет 08 мес.).

В соответствии с Определением Конституционного суда Российской Федерации от 05.11.2002 года №320-О «По жалобе гражданина Спесивцева Юрия Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями п.«а» ч.1 ст.12 и ст.133.1 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» и разъяснением Министерства труда Российской Федерации «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённым Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17.10.2003г. №70 (зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 27.11.2003г., peг.№5284 - указанная регистрация подтверждает соответствие нормам действующего законодательства и проведение правовой экспертизы), в тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного акта гражданин не выработал необходимой продолжительности специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, исчисление стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установлении трудовой пенсии.

Таким образом, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства, утверждённое Постановлением Совета Министров СССР №1397 от 17.12,1959 года, которое действовало в период службы Хрусталёва А.Л. в армии, в данном случае не может применяться, так как на день его отмены истец полностью не выработал необходимый специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Органы Пенсионного Фонда РФ, учитывая ограниченность своих полномочий сферой правоприменения, не допускают расширенного толкования Списков, следовательно, территориальные органы ПФР при вынесении решений основываются только на правовых нормах, указанных в нормативно-правовых актах, исходя из их буквального смысла.

Исходя из документов, представленных в Управление для определения права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, по состоянию на дату обращения истцом выработано - 22 года 11 мес.15 дн. В своём заявлении Хрусталёв А.Л. просит обязать УПФР в Ивановском районе назначить ему пенсию с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, однако, даже при зачёте в льготный трудовой стаж периодов прохождения военной службы в рядах Советской армии, его льготный трудовой стаж составит 24 года 11 месяцев 16 дней, что менее 25 лет, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Кроме того, истец требует взыскания с УПФР в Ивановском районе Амурской области судебных расходов. Из заявления не понятно, какие именно судебные расходы требует возместить истец, доказательств этих расходов также не представлено. При рассмотрении предоставленных документов для решения вопроса о досрочном назначении трудовой пенсии по старости Хрусталёву А.Л. по нормам Федерального закона №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", УПФР в Ивановском районе Амурской области строго руководствовалось действующим законодательством. На основании изложенного, просит суд в исковых требованиях Хрусталёву Александру Львовичу о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов службы по призыву в рядах Советской армии с 25.10.1982г. по 25.10.1984г. включительно, а также во взыскании судебных расходов - отказать.

В ходе судебного заседания истец Хрусталёв А.Л. настаивал на своих исковых требованиях, просил их удовлетворить в полном объеме, суду пояснил, что ответчиком неверно указано на невключение в специальный стаж работы, дающей ему право на досрочное назначение пенсии как педагогическому работнику, спорного периода службы в Вооруженных Силах СССР. Пояснил, что он работает учителем непрерывно с ДД.ММ.ГГГГ года. В ГУ – УПФР в Ивановском районе за назначение пенсии обращался ДД.ММ.ГГГГ года. Указал, что с доводами, изложенными в письменных возражениях ответчика, он не согласен. Ему не ясна позиция пенсионного органа, поскольку ранее обращавшемуся за назначением пенсии учителю Ермоленко служба в Вооруженных Силах СССР была зачтена в специальный стаж для досрочного назначения пенсии без обращения в суд. Пояснил, что просит взыскать в его пользу с ответчика судебные расходы – уплаченную при подаче иска государственную пошлину в размере 200 рублей.

В судебном заседании представитель ГУ– УПФР в Ивановском районе Пачина М.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, пояснила, что с исковыми требованиями не согласна, настаивает на доводах, изложенных в письменных возражениях, считает необходимым в удовлетворении исковых требований истцу отказать, так как действующим законодательством не предусмотрено включение в специальный трудовой стаж периода службы в армии по призыву. 01 октября 1993 года утратило силу постановление Совмина СССР №1397 от 17 декабря 1959 года, и с этого момента право на включение периода службы в армии в специальный трудовой стаж утрачено. Иные периоды, кроме службы в армии, включены Хрусталёву А.Л. в стаж работы.

Изучив материалы дела, исследовав доводы искового заявления и письменных возражений ответчика на иск, выслушав пояснения сторон по делу, суд приходит к следующим выводам.

Хрусталёв А.Л. состоит в трудовых отношениях с Муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» учителем <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ранее в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал учителем <данные изъяты> в средней школе <адрес>, что подтверждается записями в его трудовой книжки , выданной ДД.ММ.ГГГГ года.

Как следует из представленных истцом копий военного билета (серия , выданного <адрес> военным комиссариатом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года) и трудовой книжки, Хрусталёв А.Л. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в Вооруженных Силах СССР.

Согласно материалам пенсионного дела ДД.ММ.ГГГГ Хрусталёв А.Л. обратился в ГУ–УПФР по Ивановскому району Амурской области с заявлением о назначении пенсии.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ГУ–УПФР по Ивановскому району Амурской области принято решение об отказе в установлении пенсии №128204, в котором указывается на отказ Хрусталёву А.Л. в назначении досрочной пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» необходимо иметь 25 лет льготного стажа, однако на день обращения (ДД.ММ.ГГГГ года) Хрусталёв А.Л. имеет льготный стаж 22 года 11 месяцев 15 дней.

Согласно протокола подсчёта стажа, страховой стаж Хрусталёва А.Л. составляет 27 лет 5 месяцев 3 дня, а специальный стаж работы для назначения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью – 22 года 11 месяцев 15 дней, при этом в специальный стаж не был включен, в том числе и период нахождения Хрусталёва А.Л. на военной службе по призыву.

Не согласившись с невключением в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с педагогической деятельностью периода военной службы по призыву Хрусталёв А.Л. обратился в суд с рассматриваемым исковым заявлением.

В силу ч.1 ст.7 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подп.19 ч.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.12.2008 №319-ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно протокола подсчёта стажа, в специальный стаж работы для назначения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью включены следующие периоды работы: <данные изъяты> Всего специальный стаж определен в размере – 22 года 11 месяцев 15 дней. При этом в специальный стаж не был включен, период нахождения Хрусталёва А.Л. на военной службе по призыву (<данные изъяты>.).

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с педагогической деятельностью подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

В соответствии со статьей 58 Закона СССР от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях» пенсии за выслугу лет, установленные постановлениями Правительства СССР для отдельных категорий специалистов (учителей, медицинских работников и других), назначенные до введения в действие настоящего Закона, сохраняются.

Во исполнение данной нормы, Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959г. №1397 утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

Согласно подпункту "г" пункта 1 данного Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.

В силу пункта 4 Положения, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Указанное Положение не применяется на территории Российской Федерации на основании Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №953.

Введенным в действие с 01.01.2002 года Федеральным законом от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и Правилами исчисления этих периодов, утвержденными постановлениями Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464, Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066 и от 29.10.2002 года №781, включение периода военной службы в специальный стаж работы в целях назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности не предусматривается.

Вместе с тем, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 года №2-П, а также ряде определений изложил правовую позицию, согласно которой ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ предполагают правовую определенности и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. В отношении граждан приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение.

Таким образом, период службы в составе Вооруженных Сил СССР может быть включен в стаж в соответствии с указанными нормативными правовыми актами в случае, если на момент обращения за пенсией у истца имеется стаж работы в должностях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года, а также Списками, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года и Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года и от 29 октября 2002 года, в размере 16 лет и 8 месяцев.

Из материалов дела усматривается, что спорный период военной службы относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, приходится на период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утвержденного постановлением Совмина СССР от 17.12.1959г. №1397), подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривается, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в Вооруженных Силах СССР.

Условие, предусмотренное пунктом 4 данного Положения, в рассматриваемом случае соблюдено, поскольку на момент обращения Хрусталёва А.Л. в пенсионный орган (ДД.ММ.ГГГГ года) им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости (16 лет 8 месяцев), а именно специальный стаж, установленный ГУ – УПФР в Ивановском районе Амурской области Хрусталёву А.Л. и принятый в бесспорном порядке им к зачету, – 22 года 11 месяцев 15 дней.

Таким образом, с учетом указанных выше норм права и установленных судом в ходе судебного разбирательства обстоятельств, служба Хрусталёва А.Л. в Вооруженных Силах СССР по призыву в период с 25.10.1982г. по 25.10.1984г. (2 года 1 день) подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение Хрусталёву А.Л. трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, а решение ГУ – УПФР в Ивановском районе Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в части невключения указанного периода в педагогический стаж работы Хрусталёва А.Л. подлежит признанию незаконным.

Доводы, изложенные в письменных возражениях стороны ответчика на исковые требования Хрусталёва А.Л., в которых ответчик настаивает на законности невключения в специальный стаж истца периода его службы в Вооруженных Силах СССР по призыву, суд находит несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.

В силу ч.1 ст.19 Федерального закона от 17.12.2001 года №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Принимая во внимание установленные ГУ – УПФР в Ивановском районе Амурской области и принятые им в бесспорном порядке к зачету в специальный стаж педагогической работы Хрусталёва А.Л. периоды (всего 22 года 11 месяцев 15 дней), а также учитывая установленный судом к включению в данный специальный стаж работы период службы Хрусталёва А.Л. в Вооруженных Силах СССР по призыву - <данные изъяты>. (2 года 1 день), суд усматривает, что на момент обращения Хрусталёва А.Л. в ГУ – УПФР в Ивановском районе Амурской области (ДД.ММ.ГГГГ) у него было недостаточно специального стажа для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью (24 года 11 месяцев 16 дней), что свидетельствует об отсутствии у истца в день его обращения в пенсионный фонд права на назначение ему досрочной трудовой пенсии. В связи с этим, суд находит законным и обоснованным решение ГУ – УПФР в Ивановском районе Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Хрусталёву А.Л. в назначении досрочной льготной пенсии в связи с отсутствием требуемого пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 25-летнего стажа педагогической деятельности. Доводы возражений ответчика в данной части суд признает состоятельными.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, в настоящее время Хрусталёв А.Л. продолжает работать в <данные изъяты> школа <адрес>» учителем <данные изъяты>, и на момент рассмотрения судом дела по существу отработал недостающие до 25-летнего стажа педагогической деятельности 14 дней, и с ДД.ММ.ГГГГ у него возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Поскольку требования Хрусталёва А.Л. о назначении трудовой пенсии по старости досрочно представляют собой иск о признании его права на пенсию, суд, принимая во внимание факт возникновения у него такого права с ДД.ММ.ГГГГ, находит подлежащим частичному удовлетворению требование о назначении ему указанного вида пенсии путем возложения на ГУ – УПФР в Ивановском районе Амурской области обязанности назначить Хрусталёву А.Л. досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, исковые требования Хрусталёва Александра Львовича к ГУ – УПФР в Ивановском районе Амурской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, подлежат частичному удовлетворению: решение ГУ – УПФР в Ивановском районе Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ следует признать незаконным в части невключения периода службы истца по призыву в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года; на ГУ - УПФР в Ивановском районе надлежит возложить обязанности включить Хрусталёву А.Л. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, и назначить ему досрочную трудовую пенсию по пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

С учетом указанной нормы права, в связи с частичным удовлетворением исковых требований Хрусталёва А.Л., суд находит подлежащими частичному взысканию в его пользу с ответчика понесенных им судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины - в размере 100 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

            РЕШИЛ:

Исковые требования Хрусталёва Александра Львовича к ГУ – УПФР в Ивановском районе Амурской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, - удовлетворить частично.

Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ивановском районе Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Хрусталёву Александру Львовичу в досрочном назначении пенсии – незаконным в части невключения периода службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ивановском районе включить Хрусталёву Александру Львовичу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ивановском районе Амурской области назначить Хрусталёву Александру Львовичу досрочную трудовую пенсию по пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Ивановском районе Амурской области в пользу Хрусталёва Александра Львовича судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 100 (сто) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Ивановского районного суда                                                       Конфедератова В.Г.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-923/2013 ~ М-951/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хрусталев Александр Львович
Ответчики
ГУ УПФР по Ивановскому району
Суд
Ивановский районный суд Амурской области
Судья
Конфедератова Виктория Геннадьевна
Дело на странице суда
ivanovskiy--amr.sudrf.ru
10.09.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.09.2013Передача материалов судье
13.09.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.09.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.09.2013Судебное заседание
27.09.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее