Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1111/2023 ~ М-90/2023 от 12.01.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 февраля 2023 года                          г.Самара     Советский районный суд г. Самары в составе:

судьи Никитиной С.Н.,

при секретаре судебного заседания Жирухиной Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1111/23 по административному исковому заявлению Кудралеевой Р.К, к судебному приставу-исполнителю ОСП Советского района г. Самары Красюк В.В,, ГУФССП России по Самарской области о признании незаконным постановления,

УСТАНОВИЛ:

Кудралеева Р.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП Советского района г. Самары Красюк В.В., ГУФССП России по Самарской области о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора №63040/18/171728 от 20.08.2018, об освобождении от исполнительского сбора в связи с тяжелым финансовым положением, ссылаясь на то, что судебным приставом-исполнителем Красюк В.В. возбуждено исполнительное производство № 31444/18/63040-ИП от 20.08.2018 на основании исполнительного листа по делу от 02.04.2018 о взыскании с Кудралеевой Р.К. денежных средств в размере 29842,13 рублей в пользу ООО «Компания Траст». В ходе исполнения требований исполнительного документа постановлением Красюк В.В. от 02.04.2018 был установлен исполнительский сбор в размере 7% от долга, что составляет сумму в размере 29842,13 рублей.

Административный истец Кудралеева Р.К. в судебном заседании административное исковое заявление поддержала по изложенным в нем основаниям, просила освободить ее от исполнительского сбора в связи с тяжелым материальным положением.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП Советского района г.Самары Красюк В.В. в судебном заседании возражала против признания незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, поскольку оно было вынесено законно, вопрос освобождения должника от уплаты исполнительского сбора оставила на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика ГУФССП России по Самарской области, представители заинтересованных лиц ОСП Советского района г. Самары, ООО «Компания Траст» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает обязанность на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (часть 2 статьи 227 КАС РФ).

Таким образом, признание незаконными действий органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Дела об оспаривании действий (бездействия), решений должностных лиц службы судебных приставов подпадают под действие главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 Кодекса административного судопроизводства РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В силу ст. 12 Федерального закона "О судебных приставах" от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Основополагающим принципом исполнительного производства является принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (статьи 2 и 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении N 50 от 17 ноября 2015 года "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.

Судом установлено, что 20.08.2018 судебным приставом-исполнителем ОСП Советского района г. Самары Лазаревой А.В. было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 31444/18/63040-ИП в отношении должника Кудралеевой Р.К. в пользу взыскателя ООО «Компания Траст», предмет исполнения: иные взыскания имущественного характера не в бюджеты РФ в размере 424031,92 рублей на основании судебного приказа от 02.04.2018, выданного мировым судьей судебного участка №4 Октябрьского района г. Саратова по делу .

Данное постановление 14.09.2018 было направлено должнику Кудралеевой Р.К. заказным письмом согласно отчету об отслеживании почтового отправления, 25.09.2018 вручено адресату. Постановлением о возбуждении исполнительного производства №31444/18/63040-ИП от 20.08.2018 должнику был установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства. В срок до 02.10.2018 задолженность в полном объеме погашена не была, в связи с чем 27.02.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП Советского района г. Самары Лазаревой А.В. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, которое направлено должнику 04.03.2019 почтой России.

Согласно ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, постановление о возбуждении исполнительного производства № 31444/18/63040-ИП от 20.08.2018 направлено должнику Кудралеевой Р.К. 14.09.2018 заказным письмом, получено адресатом 25.09.2018 согласно отчету об отслеживании почтового отправления. Установленный постановлением 5-дневный срок для добровольного исполнения истек 02.10.2018, исполнительный документ в данный срок исполнен не был.

27.02.2019 судебный пристав-исполнитель ОСП Советского района г. Самары Лазарева А.В. вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что постановление о взыскании исполнительского сбора от 27.02.2019 в рамках исполнительного производства № 31444/18/63040-ИП, вынесенное судебным приставом-исполнителем ОСП Советского района г. Самары Лазаревой А.В. является законным и не подлежит отмене.

Вместе с тем, на основании пункта 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

75. При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Кудралеевой Р.К. представлена справка от 11.01.2023 из Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области, согласно которой ей с 02.05.2005 назначена страховая пенсия по старости, а также фиксированная выплата к страховой пенсии по старости с учетом повышений фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии. Общий размер пенсионных выплат за январь 2023 составляет 16349,98 рублей. Кроме того, согласно справке, из пенсии производится удержание в размере 50%, ежемесячная сумма удержаний составляет 8174,99 рублей.

Согласно справке от 11.01.2023 из Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области сумма пенсионных выплат Кудралеевой Р.К. за период с 01.01.2022 по 01.01.2023 составила 212006,89 рублей, из них ежемесячно производилось удержание в размере 50%, что в общей сумме составило 106003,41 рублей.

Также Кудралеевой Р.К. представлена справка № 7 от 10.01.2023, согласно которой она работает в ГКУ СО КЦСОН Самарского округа.

Согласно представленной справке о доходах и суммах налога физического лица от 09.01.2023 за 2022 год сумма дохода, полученного Кудралеевой Р.К. в ГКУ СО КЦСОН Самарского округа составила 242742,89 рублей.

Учитывая указанные выше обстоятельства по делу, требования законодательства, право суда освободить от исполнительского сбора должника, учитывая тяжелое материальное положение должника Кудралеевой Р.К., подтвержденное справками о доходах и размере пенсии, суд полагает возможным освободить Кудралееву Р.К. от уплаты исполнительского сбора в размере 29682 рубля 23 копейки по исполнительному производству №31444/18/63040-ИП от 20.08.2018.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Кудралеевой Р.К, к судебному приставу-исполнителю ОСП Советского района г. Самары Красюк В.В,, ГУФССП России по Самарской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора № 63040/19/22856 от 27.02.2019 – отказать.

Освободить Кудралееву Р.К,, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающую по адресу: <адрес>, СНИЛС от уплаты исполнительского сбора по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №31444/18/63040-ИП от 20.08.2018, возбужденному на основании судебного приказа от 02.04.2018, выданного мировым судьей судебного участка №4 Октябрьского района г. Саратова по делу .

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение одного месяца.

Мотивированное решение изготовлено 27.02.2023 года.

Судья:

2а-1111/2023 ~ М-90/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кудралеева Р.К.
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель ОСП Советского района г. Самары Красюк Виктория Владимировна
ГУФССП России по Самарской области
Другие
ООО "Компания Траст"
ОСП Советского района г. Самары
Суд
Советский районный суд г. Самары
Судья
Никитина С. Н.
Дело на странице суда
sovetsky--sam.sudrf.ru
12.01.2023Регистрация административного искового заявления
12.01.2023Передача материалов судье
17.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
31.01.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2023Судебное заседание
27.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2023Дело оформлено
04.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее