дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ромасловской И.М.,
при секретаре Салмановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ефремова <данные изъяты> о признании решения об отказе в предоставлении лесного участка незаконным,
при участии в судебном заседании:
заявителя Ефремова А.Н.,
представитель заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Ефремов А.Н. обратился в суд с заявлением в котором просил признать незаконным отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от <дата> № в предоставлении в безвозмездное срочное пользование лесного участка; обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области устранить допущенные нарушения прав, а именно: обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области утвердить схему расположения на кадастровом квартале образуемого земельного участка из состава лесного фонда площадью <данные изъяты> га, расположенного: <адрес>; обратиться в соответствующий орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого участка; принять решение об образовании испрашиваемого лесного участка; принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в безвозмездное срочное пользование со сроком использования – 49 лет; подготовить и направить в его адрес проект договора о безвозмездном срочном пользовании лесным участком, мотивируя свои требования тем, что <дата> обратился в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее Министерство) с заявлением о предоставлении в безвозмездное срочное пользование лесного участка площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал №. Лесной участок испрашивался в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности на срок 49 лет. <дата> Министерством было принято решение об отказе в предоставлении испрашиваемого лесного участка. Отказ заинтересованного лица мотивирован тем, что лесной участок не прошел процедуру государственного кадастрового учета. Полагает, что отказ является незаконным, нарушающим его права и законные интересы.
В судебном заседании Ефремов А.Н. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить, дал пояснения аналогичные изложенным в заявлении
Представитель заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области представил возражения на заявление, согласно которых считает требования незаконными и необоснованным, полагает, что нормы законов, а именно ст.ст.9, 71 Лесного кодекса РФ, ст.ст.24, 39.10 Земельного кодекса РФ, однозначно свидетельствуют об отсутствии обязанности уполномоченного органа на предоставление в безвозмездное пользование земельных участков, указанная процедура носит заявительный характер, является правом, а не обязанностью уполномоченного органа. Кроме того, заявитель просит суд обязать Министерство предоставить ему лесной участок сроком на 49 лет, хотя в законодательстве установлен максимальный срок возможного предоставления – 5 лет. Кроме того, в настоящий момент, лесные участки, предоставляемые в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственных нужд (пчеловодство), могут быть объектами земельных правоотношений только после осуществления процедуры государственного кадастрового учета. Заявителю в письме было разъяснено о том, что испрашиваемый лесной участок не может быть объектом договора безвозмездного срочного пользования, поскольку не поставлен на государственный кадастровый учет. Кадастровые работы в отношении лесных участков земель лесного фонда Самарской области проводятся ежегодно на основании государственных контрактов, при условии финансирования из средств федерального бюджета. Кроме того, заявитель не обращался в Министерство с письмом о постановке на государственный кадастровый учет спорного лесного участка, следовательно, не имеет права обращения в суд в порядке Главы 25 ГПК РФ с требованием об обязании Министерства обратиться в соответствующий орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого лесного участка. Кроме того, полагает, что решения об образовании лесных участков, являются правом, а не обязанностью уполномоченного органа, осуществляются на основании проводимых кадастровых работ в отношении лесных участков земель лесного фонда на основании государственных контрактов, при условии финансирования из средств федерального бюджета. Кроме того, заявитель не обращался в Министерство с подобным заявлением и мотивированного отказа не получал. Кроме того, заявление не соответствует приложению № к Административному регламенту предоставления Министерством государственной услуги по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, утвержденному постановлением Губернатора самарской области от <дата> №, о чем заявителю было указано.
Заслушав заявителя, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая – либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст.29 ЗК РФ (в редакции действующей на момент обращения в Минисерство) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п.2 ст.9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В соответствии с п.1 ст.83 Лесного кодекса РФ (в редакции действующей на момент обращения в Министерство) полномочия Российской Федерации по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с под.21 п.2.1 ст.2 Положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 года №528, Министерство осуществляет отдельные переданные Российской Федерацией полномочия в сфере лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
Из материалов дела следует, что Ефремов А.Н. <дата> обратился в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с заявлением о предоставлении в пределах земель лесного фонда лесного участка в безвозмездное срочное пользование, в котором просил предоставить в пределах земель лесного фонда лесной участок в безвозмездное срочное пользование площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый учет участка не осуществлялся, находящегося в <адрес>№, для ведения сельского хозяйства (пчеловодства), на срок 49 лет. К заявлению прилагал топографический план испрашиваемого лесного участка с каталогом координат.
<дата> Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Ефремову А.Н. было отказано в предоставлении государственной услуги по предоставлению испрашиваемого лесного участка, в связи с тем, что поданное Ефремовым А.Н. заявление не соответствует приложению № Административного регламента.
В соответствии с п.3.1 ст.38 Лесного кодекса РФ (в редакции ФЗ от 14.03.2009 года №32-ФЗ, действующей на момент обращения заявителя в Министерство) для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование или устанавливается сервитут в случаях, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно п.п.1, 4 ст.71 Лесного кодекса РФ (в редакции ФЗ от 14.03.2009 года №32-ФЗ, действующей на момент обращения заявителя в Министерство) в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное пользование - гражданам. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ст.24 Земельного кодекса РФ (в редакции ФЗ от 14.03.2009 года №32-ФЗ, действующей на момент обращения заявителя в Министерство) в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки, в том числе, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации случаях.
В соответствии с п.1 ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.24 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.4.1 ФЗ от 04.12.2006 года №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции действующей на момент обращения в Министерство) до 01.01.2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
Статьей 27 Лесного кодекса РФ установлен запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных п.1 ст.25 настоящего Кодекса; запрет на проведение рубок; иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами ограничения использования лесов.
Приказом Рослесхоза от 05.12.2011 года №509 утверждены Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства (зарегистрирован в Минюсте России 12.04.2012 года №23817), согласно п.14 которых, в качестве кормовой базы для медоносных пчел используются лесные участки, на которых в составе древесного, кустарникового или травяно-кустарничкового яруса имеются медоносные растения. Лесные участки для размещения ульев и пасек предоставляются, в первую очередь, на опушках леса, прогалинах и других, не покрытых лесной растительностью землях.
Согласно п.2 ст.34 ЗК РФ (в редакции действующей на момент обращения в Министерство) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно – телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Пунктом 4 ст.34 ЗК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании указанного в п.2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст.29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно п.14 Административного регламента предоставления Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области государственной услуги по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, утвержденного Постановлением Губернатора Самарской области от 08.08.2014 года №206, для получения государственной услуги заявитель представляет в министерство заявление по форме согласно приложению 2 к Административному регламенту. К заявлению о предоставлении в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование заявителем прилагаются следующие документы: копия документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости); документы, удостоверяющие личность (для физических лиц); документы, подтверждающие факт внесения задатка.
Как следует из анализа вышеприведенных норм закона, лицо, обратившееся с заявлением о предоставлении земельного участка, обязано указать лишь предполагаемое местонахождение испрашиваемого земельного участка. Определение же конкретного его местонахождения находится в компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации: в течение месяца со дня поступления заявления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Поскольку Ефремов А.Н. обратился с заявлением о выделении ему конкретного земельного участка, выбрав его самостоятельно, произвольно, без учета его особенностей, по мнению суда, оснований для его предоставления истцу не имелось.
Таким образом, нарушений законодательства Министерством, либо превышения предоставленной ему законом компетенции, судом не усматривается.
Доводы заявителя Ефремова А.Н. не могут быть приняты судом во внимание, так как основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с п.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании вышеуказанного и руководствуясь ст.ст.194 – 199, 254 – 256 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Ефремова <данные изъяты> оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г.Самары в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья И.М.Ромасловская
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья И.М.Ромасловская