Дело № 2-70/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Алапаевск 23 января 2015 г.
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Кокшарова Е.В.,
с участием:
представителя истца – помощника Алапаевского городского прокурора Хитрина А.С.,
при секретаре Коробейниковой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Алапаевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю ФИО1, Управлению имущественных и правовых отношений и неналоговых доходов МО г. Алапаевск о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Алапаевский городской прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Управлению имущественных и правовых отношений и неналоговых доходов МО г. Алапаевск, индивидуальному предпринимателю ФИО1, в котором просил:
- признать недействительным разрешение на установку рекламной конструкции № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданное Управлением имущественных и правовых отношений и неналоговых доходов МО г. Алапаевск;
- обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 демонтировать за счет собственных средств рекламную конструкцию – рекламный щит, расположенный по адресу: <адрес>, в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование требований представитель истца – помощник Алапаевского городского прокурора Хитрин А.С. пояснил, что прокуратурой г. Алапаевска совместно с сотрудниками ГИБДД Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Алапаевский» проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере распространения рекламы и установки рекламных конструкций, в процессе которой установлено, что рекламная конструкция, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежащая индивидуальному предпринимателю ФИО1, и возведенная ФИО6, на основании разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданного Управлением имущественных и правовых отношений и неналоговых доходов МО <адрес>, не соответствует требованиям п. 6.1, 6.2, 6.7 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Таким образом, индивидуальный предприниматель ФИО1 нарушил положения ч. 4 ст. 19 Федерального закона РФ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", предусматривающей, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Поскольку требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, то они обязательны к применению при установке и эксплуатации рекламных конструкций. В связи с этим, применение указанного ГОСТа при согласовании и выдаче разрешения на размещение наружной рекламы является обязательным. Вместе с тем, выдача Управлением имущественных и правовых отношений и неналоговых доходов МО г. Алапаевск разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ г., без соблюдения процедуры его согласования с требованиями технического регламента, а также установка рекламной конструкции с нарушением положений законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, и как следствие, на охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов.
Представитель ответчика – Управления имущественных и правовых отношений и неналоговых доходов МО г. Алапаевск надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, и представив возражения на иск, просил рассмотреть дело без его участия.
Как следует из представленного отзыва Управление имущественных и правовых отношений и неналоговых доходов МО г. Алапаевск, не оспаривая обстоятельства выдачи ФИО6 разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ на установку рекламной конструкции по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона РФ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" и Положения «О порядке размещения наружной рекламы на территории муниципального образования г. Алапаевск», утвержденного решением Думы МО г. Алапаевск от 26.11.2009 г. №140, в качестве возражений на иск указало на следующие обстоятельства. Так, выдача разрешения на установку рекламной конструкции не дает рекламораспространителю права на отклонение от установленных требований технического регламента. В свою очередь, соответствие установленной рекламной конструкции требованиям стандартов и регламентов, могло быть проверено Управлением имущественных и правовых отношений и неналоговых доходов МО г. Алапаевск только путем составления акта ввода конструкции в эксплуатацию. Поскольку рекламораспространитель не принял мер по получению акта ввода рекламной конструкции в эксплуатацию и установил её по собственному усмотрению, допустив необоснованные отступления от ГОСТа, то на указанном ответчике лежит обязанность по демонтажу возведенного рекламного щита. При этом, оснований для признания недействительным разрешения на установку рекламной конструкции № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением имущественных и правовых отношений и неналоговых доходов МО г. Алапаевск, не имеется.
Ответчик – индивидуальный предприниматель ФИО1, третье лицо – ФИО6, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, возражений на иск не представили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения помощника Алапаевского городского прокурора Хитрина А.С., изучив и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Аналогичные положения, касающиеся возможности обращения прокурора в суд, содержатся в п. 4 ст. 27 Федерального закона №2201-1 от 17.01.1992 г. «О прокуратуре».
Таким образом, действующим законодательством, не исключается возможность обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, как граждан, так и неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995 г., основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1,4 ст. 19 Федерального закона РФ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В силу п. 5 ч. 3 ст. 25 Федерального закона РФ от 08.11.2007 г. №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются: установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона РФ от 27.12.2002 г. №184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
До настоящего времени технический регламент, устанавливающий технические требования к рекламной конструкции, не принят.
Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения".
Согласно разделу №1 данного ГОСТа "Область применения" стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения (раздел 6).
В соответствии с п. 6.1, 6.2, 6.7 ГОСТ Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены:
- в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах;
- на автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее 2,0 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, а на территории городских и сельских поселений - на высоте не менее 4,5 м;
- расстояние между отдельно размещенными на одной стороне дороги средствами наружной рекламы должно быть не менее 100 м (при площади рекламного объявления от 6 до 18 м.).
Таким образом, размещение рекламного щита в пределах муниципального образования, а именно: в непосредственной близости от автомобильной дороги, должно соответствовать не только требованиями в области законодательства о рекламе, но и иным инженерным и техническим ГОСТам, также и требованиям нормативных актов по безопасности дорожного движения, поскольку их нарушение может повлечь негативные последствия для неопределенного круга лиц, в частности, для участников дорожного движения.
Порядок размещения наружной рекламы на территории муниципального образования г. Алапаевск определен Положением, утвержденным решением Думы МО г. Алапаевск от 26.11.2009 г. №140 (далее Положение).
Пункт 5 ст. 2 Положения предусматривает обязанность Управления имущественных и правовых отношений и неналоговых доходов МО г. Алапаевск при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, проверять её соответствие требованиям законодательства о рекламе и техническим регламентам.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Положения Управление имущественных и правовых отношений и неналоговых доходов МО г. Алапаевск самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче.
Согласно п. 25 ст. 2 Положения рекламная конструкция должна быть установлена её владельцем в течение года со дня выдачи разрешения с обязательным подписанием акта ввода в эксплуатацию рекламной конструкции.
При этом, ст. 4 Положения определяет обязанность Управления имущественных и правовых отношений и неналоговых доходов МО г. Алапаевск по выявлению рекламных конструкций, установленных с нарушением законодательства о рекламе, а также принятию мер по демонтажу таких конструкций их владельцами.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Управлением имущественных и правовых отношений и неналоговых доходов МО г. Алапаевск ФИО6 выдано разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на установку рекламной конструкции на территории г. Алапаевска, в границах земельного участка, расположенного по <адрес>, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ г., которая последним была возведена.
В свою очередь, собственником рекламной конструкции, т.е. лицом, обладающим вещным правом на неё, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г., является индивидуальный предприниматель ФИО1, осуществляющий также рекламную деятельность.
Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ г., проведенной прокуратурой г. Алапаевска совместно с сотрудниками ГИБДД Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Алапаевский», рекламная конструкция, расположенная по адресу: <адрес>, возведенная ФИО6, на основании разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданного Управлением имущественных и правовых отношений и неналоговых доходов МО г. Алапаевск, и принадлежащая индивидуальному предпринимателю ФИО1, не соответствует требованиям п. 6.1, 6.2, 6.7 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», а именно:
-расстояние от средства наружной рекламы до пешеходного перехода и пересечения автомобильных дорог составляет 32 м. (п.6.1);
-нижний край рекламного щита размещён на высоте 3,5 м. от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы (п. 6.2);
-расстояние между отдельно размещенными на одной стороне дороги средствами наружной рекламы, при площади рекламного объявления 18 кв.м., составляет 79 м (п.6.7).
Каких-либо доказательств, подтверждающих соответствие рекламной конструкции требованиям государственного стандарта, индивидуальным предпринимателем ФИО1 не представлено.
Оценив представленные Алапаевским городским прокурором доказательства, с учетом относимости допустимости, достоверности, суд приходит к выводу о том, что несоответствие расположения рекламной конструкции требованиям ГОСТа создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляет права граждан - участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья.
То обстоятельство, что рекламная конструкция установлена с нарушением требований государственного стандарта, само по себе уже свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения.
При этом наличие разрешения на установку и эксплуатацию спорной рекламной конструкции, само по себе не свидетельствует о соответствии действий ФИО6 по её установке требованиям ГОСТ Р 52044-2003.
Поскольку требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, то они обязательны к применению при установке и эксплуатации рекламных конструкций. В связи с этим, применение указанного ГОСТа при согласовании и выдаче разрешения на размещение наружной рекламы является обязательным.
Вместе с тем, выдача Управлением имущественных и правовых отношений и неналоговых доходов МО г. Алапаевск разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ г., без соблюдения процедуры его согласования с требованиями технического регламента, а также установка рекламной конструкции с нарушением положений законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, и как следствие, на охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов.
В соответствии со ст. 12 Гражданского Кодекса РФ в качестве способа защиты гражданских прав предусматривается восстановление положения, существующего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих, право или создающих угрозу его нарушения.
При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
При определении срока исполнения решения о возложении на индивидуального предпринимателя ФИО1 обязанности по демонтажу спорной рекламной конструкции, суд, с учетом, длительности неисполнения ответчиком требований федерального законодательства в сфере распространения рекламы, наличия постоянной угрозы для жизни и здоровья участников дорожного движения, времени фактического выполнения работ и принятия их результатов, считает возможным установить указанный срок равный одному месяцу с момента вступления судебного постановления в законную силу.
Поскольку в соответствии с действующим законодательством Алапаевский городской прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, ее взыскание в доход государства, согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, следует отнести за счет ответчика – индивидуального предпринимателя ФИО1, не освобожденного от ее уплаты.
Исходя из требований ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ государственная пошлина по настоящему делу составляет <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Алапаевского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю ФИО1, Управлению имущественных и правовых отношений и неналоговых доходов МО г. Алапаевск о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Признать недействительным разрешение на установку рекламной конструкции № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданное Управлением имущественных и правовых отношений и неналоговых доходов МО г. Алапаевск.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 демонтировать за счет собственных средств рекламную конструкцию – рекламный щит, расположенный по адресу: <адрес>, в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Алапаевский городской суд Свердловской области.
Судья Е.В. Кокшаров