№ 2-3081/2021
24RS0013-01-2020-003317-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Емельяново 10 ноября 2021 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьиПавловой К.П.,
при секретаре Мартиросян А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства социальной политики Красноярского края в лице территориального отделения краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по Емельяновскому району и п. Кедровый Красноярского края к ФИО5 о взыскании необоснованно полученных денежных выплат (субсидий),
УСТАНОВИЛ:
Министерство социальной политики Красноярского края в лице территориального отделения краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по Емельяновскому району и п. Кедровый обратилось в суд с иском к Федоровой (Кудашевой) М.В., в котором просит взыскать излишне полученные денежные выплаты (на оплату твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого топлива, а также освещения жилого помещения педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности в размере 94 119 руб. 47 коп.
Требования мотивированы тем, что Федорова (Кудашева) М.В. являлась с 2016г. получателем мер социальной поддержки на оплату отопления (твердого топлива и его доставку) и освещения, как педагогический работник муниципальной образовательной организации, работающий и проживающий в сельской местности, в связи с занимаемой ею должностью – старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ладушки» п. Солонцы Емельяновского района. Управлением социальной защиты населения ответчику были назначены меры социальной поддержки – денежные выплаты на оплату твердого топлива с учетом его доставки, а также освещения, как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности. Об отсутствии права на меры социальной поддержки по причине увольнения ответчицы Федоровой (Кудашевой) М.В. в мае 2018г. специалисты УСЗН узнали при проведении в марте 2021 года инвентаризации персональных (документальных) дел получателей мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, установленных для педагогических работников и пенсионеров из их числа. Ответчику было направлено уведомление о том, что за период с июня 2018г. по декабрь 2020 у нее образовалась переплата в размере 94119 руб. 47 коп. о наступлении обстоятельств, влияющих на предоставление государственной услуги ответчик обязалась своевременно в течении одного месяца сообщить органу социальной защиты населения. Ответчик не имея правовых оснований на получение мер социальной поддержки, как педагогический работник, продолжала получать денежные выплаты. Ответчик уведомление получила, за разъяснением ситуации с переплатой обратилась лично в УСЗН. Пояснила, что денежные средства не получала, так как счет который ответчица указала в заявлении арестован и деньги списывались в счет долгов.
Представитель истца Министерства социальной политики Красноярского края в лице территориального отделения краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по Емельяновскому району и п. Кедровый Судакова Н.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Федорова (Кудашева) М.В. в судебном заседании исковые требования признала частично, указывая на то, что не знала о продолжающихся выплатах, поскольку счета были арестованы судебными приставами, и ей не было известно о том, что она должна была сообщить об изменившихся обстоятельствах.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 21 Закона Красноярского края от 26.06.2014 N 6-2519 (ред. от 05.06.2020) "Об образовании в Красноярском крае", педагогические работники краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, городских поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, устанавливаются законом края. Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.
На основании ст. 3 Закона Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)" педагогическим работникам предоставляются компенсации в следующих размерах:
а) 100 процентов оплаты жилого помещения;
б) 100 процентов оплаты тепловой энергии, в том числе приобретения твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого топлива при проживании в домах, не имеющих центрального отопления, и при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, или платы за электрическую энергию, потребляемую в целях отопления при проживании в домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками, исходя из объема потребленной на отопление жилого помещения электрической энергии, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на отопление жилого помещения, утверждаемой Правительством края;
в) 100 процентов оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством края.
Согласно статье 4 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года N 10-4691 установлен перечень документов, представляемых педагогическими работниками или их законными представителями для предоставления денежных выплат в краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения" по месту постоянного жительства либо в краевое государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", то есть, предусмотрен заявительный характер предоставления выплат и условия возмещения расходов педагогических работников, связанных с предоставлением мер социальной поддержки.
Статьями 5 и 6 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года N 10-4691 определены сроки и порядок предоставления денежных выплат, компенсирующих расходы педагогических работников на оплату жилых помещений, отопления и освещения, основания и сроки перерасчета размера денежных выплат, прекращения предоставления денежных выплат.
В силу п.«б» ч.1 ст.6 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года N 10-4691 уполномоченная организация принимает решение о прекращении предоставления компенсаций, указанных в статье 3 настоящего Закона, в том числе, в случае прекращения педагогическим работником трудовых отношений с краевой государственной или муниципальной образовательной организацией - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором педагогический работник прекратил трудовые отношения.
В соответствии с ч.3 ст.6 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года N 10-4691 возврат в краевой бюджет необоснованно полученных средств компенсаций, указанных в статье 3 настоящего Закона, производится педагогическим работником добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Положениями ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ. Федорова (Кудашева) М.В. была принята воспитателем в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ладушки» п. Солонцы Емельяновского района, что подтверждается трудовой книжкой (л.д.13-16).
08.08.2016г. (л.д.18-20) Федорова (Кудашева) М.В. обратилась с заявлением в МКУ «Управление социальной защиты населения администрации Емельяновского района о назначении ей мер социальной поддержки в форме денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением, как специалисту (учителю), проживающему и работающему в сельской местности. В случае изменения места жительства, состава семьи, возникновения обстоятельств, влекущих утрату права на получение государственной услуги, обязалась представить сведения об этом в орган социальной защиты населения.
В соответствии с протоколами МКУ «Управление социальной защиты населения администрации Емельяновского района» Федорова (Кудашева) М.В. с учетом состава семьи, площади занимаемого жилого помещения, как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности была назначена социальная льгота по оплате за отопление (за топливо, за доставку топлива), за освещение (л.д.26-28).
ДД.ММ.ГГГГ прекращено действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого с Федорова (Кудашева) М.В. по инициативе работника п. 3 ст. 77 ТК РФ (собственное желание), что подтверждается приказом № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (л.д.36).
Соответственно, в связи с увольнением с должности воспитателя, Федорова (Кудашева) М.В. утратила статус педагогического работника и право на получение мер социальной поддержки, а именно компенсации за отопление и освещение.
Согласно представленным Территориальным отделением краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по Емельяновскому району и п. Кедровый справкам, Федорова (Кудашева) М.В. являлась получателем мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по декабрь 2020 г. (л.д.37).
29.04.2021г. УСЗН администрации Емельяновского района в адрес Федоровой (Кудашевой) М.В. было направлено уведомление об образовании переплаты по субсидии за оплату ЖКУ на топливо в размере 94 119 руб. 47 коп., в связи с увольнением из муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ладушки» п. Солонцы Емельяновского района (л.д.39).
Согласно представленному истцом расчету, сумма начисленных и излишне выплаченных ответчику Федоровой (Кудашевой) М.В. денежных средств составляет 94 119 руб. 47 коп. (л.д.43).
В судебном заседании Федорова (Кудашева) М.В. не отрицала, что ей было известно о том, что меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ей были назначены, в связи с тем, что она являлась педагогическим работником, работающим и проживающим в сельской местности.
Представленный истцом расчет задолженности ответчиком не оспорен, своего расчета не представлено.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает несостоятельными доводы ответчика о том, что она не знала об обязанности известить УСЗН в случае прекращения трудоустройства и ей никто не сообщил, о последствиях не извещения, поскольку при подаче и подписании заявления ответчик обязалась в случае прекращения трудовых отношений сообщить об этом в УСЗН (л.д.20).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что после увольнения ответчика с занимаемой педагогической должности и не предоставлением соответствующих сведений об увольнении в Управление социальной защиты населения, за период с июня 2018г. по декабрь 2020 года ответчику Федоровой (Кудашевой) М.В. были начислены излишне начисленные денежные средства в размере 94 119 руб. 47 коп при отсутствии к тому правовых оснований.
В связи с чем, суд полагает, что заявленные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем, с учетом суммы удовлетворенных исковых требований, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 024 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Министерства социальной политики Красноярского края в лице территориального отделения краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по Емельяновскому району и п. Кедровый Красноярского края к ФИО6 о взыскании необоснованно полученных денежных выплат (субсидий) удовлетворить.
Взыскать с ФИО7 в пользу Министерства социальной политики Красноярского края излишне выплаченные денежные средства (субсидии) в размере 94 119 руб. 47 коп.
Взыскать с ФИО8 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3 024 руб.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Емельяновский районный суд Красноярского края (17.11.2021 г.).
Председательствующий: К.П. Павлова