66RS0004-01-2021-006624-76
Дело № 2-5171/2021-3
Мотивированное решение изготовлено 18 августа 2021 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 18 августа 2021 г.
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Морозовой Н.Р.,
при секретаре Одиноченко Е.Б.
при участии в судебном заседании представителя истца прокурора <адрес> г. Екатеринбурга – помощника прокурора Мосунова Д.О. (удостоверение),
истца ВершиН. Н.И, (паспорт),
представителя истца ВершиН. Н.И. – Ищенко Т.Б. (по устному ходатайству),
представителя ответчика администрации г. Екатеринбурга – Кенебас И.С. (доверенность от <//> №),
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» - Валовой О.С. (доверенность от <//> №),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга в интересах ВершиН. Н. И. к администрации г. Екатеринбурга о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга (далее - прокурор), действующий в интересах ВершиН. Н.И. (далее - истец) обратился в суд с иском к администрации г. Екатеринбурга (далее – ответчик, администрация города), администрации Ленинского района г. Екатеринбурга (далее – администрация - района), с учетом уточнения иска, о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непредоставлении ВершиН. Н.И. во внеочередном порядке жилого помещения на условиях социального найма, возложении обязанности по предоставлению истцу во внеочередном порядке жилого помещения площадью не менее 16 кв.м, с учетом права на дополнительную площадь 16 кв.м.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что ВершиН. Н.И. признана малоимущей, нуждающейся в предоставлении жилого помещения, принята на соответствующий учет. Истец ВершиН. Н.И., в силу имеющегося у нее заболевания обладает правом на внеочередное обеспечение жилым помещением, а также правом на обеспечение дополнительной жилой площадью. До настоящего времени жилым помещением истец ВершиН. Н.И. не обеспечена, что послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Протокольным определением суда от <//> администрация Ленинского района г. Екатеринбурга исключена из числа ответчиков по ходатайству истца, привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, также к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области, Министерство финансов Российской Федерации.
Прокурор, истец, ее представитель в судебном заседании исковые требования подержали по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что в настоящее время у администрации города отсутствует свободное жилое помещение, которым могла бы быть обеспечен истец. При этом имеются граждане, также обладающие правом на внеочередное обеспечение жилым помещением, которые приняты на учет ранее истца.
Представитель третьего лица ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебном заседании оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, явку в судебное заседание не обеспечили. От Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерства финансов Свердловской области поступили отзыв в котором третьи лица оставили разрешение спора на усмотрение суда, заявили ходатайства о рассмотрении дела без участия их представителей.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищного строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу ст. 17 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до <//>, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после <//>, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до <//>, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В данной норме указано, что вне очереди жилое помещение предоставляется не гражданам, принятым на учет в связи с наличием тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51, а гражданам, которые страдают данными заболеваниями, независимо от того, по какому основанию данный гражданин принят на учет.
Согласно справке ГБУЗ Свердловской области «Психиатрическая больница №» от <//> № ВершиН. Н.И. страдает заболеванием <данные изъяты> на основании Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от <//> №н имеет право на дополнительную жилую площадь, данное заболевание входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от <//> №н.
На основании распоряжения администрации Ленинского района г. Екатеринбурга от <//> № истец была признана малоимущей, нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Право истца на внеочередное предоставление жилого помещения на условиях социального найма, а также право на дополнительную площадь ответчиком не оспаривается.
Данных о том, что на момент рассмотрения спора истец обеспечена жилым помещением на условиях социального найма во внеочередном порядке суду не предоставлено.
Таким образом, требование о возложении на администрацию города обязанности по предоставлению истцу помещения на условиях социального найма во внеочередном порядке является правомерным.
Судом отклоняется довод представителей ответчиков о том, что имеются граждане, также обладающие правом на внеочередное обеспечение жилым помещением, поставленные на жилищный учет ранее истца, которые на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечены, соответственно, они обладают преимущественным перед истцом правом на жилищное обеспечение.
Действующее жилищное законодательство не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения, от обеспечения жильем других очередников.
Соответственно, исковые требования о незаконном бездействии администрации города также являются обоснованными.
В силу п. 2 Постановления Главы г. Екатеринбурга N 824 от <//> установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования "город Екатеринбург" в размере 16 кв. м общей площади на одного человека.
Определяя размер предоставляемого жилого помещения суд принимает во внимание, что в силу ч. 6 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Соответственно, максимальная дополнительная площадь жилого помещения составляет 16 кв.м, вместе с тем, суд полагает возможным оставить на усмотрение органа местного самоуправления вопрос о размере дополнительной общей площади жилого помещения, без возложения обязанности предоставления жилого помещения исходя из максимально возможного обеспечения истца площадью предоставляемой квартиры.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 98, 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора <адрес> г. Екатеринбурга в интересах ВершиН. Н. И. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Екатеринбурга, выразившееся в непредоставлении ВершиН. Н. И. благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма.
Обязать Администрацию города Екатеринбурга предоставить ВершиН. Н. И. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры на условиях социального найма общей площадью не менее 16 кв.м. с учетом права на дополнительную жилую площадь в пределах 16 кв.м, расположенное на территории города Екатеринбурга и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Н.Р. Морозова