Дело № 2а-196/2021
УИД 69RS0009-01-2021-000372-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Зубцовский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Карбанович Д.В.,
при секретаре Зуккель И.Н.,
с участием представителя административного истца Навасардяна Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Зубцове 20 сентября 2021 г. административное дело по административному иску заместителя Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации Зубцовского района Тверской области, Администрации Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований санитарного законодательства и возложении обязанности в обустройстве мест накопления для сбора твёрдых отходов,
установил:
Заместитель Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Зубцовского района Тверской области, Администрации Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований санитарного законодательства и возложении обязанности в обустройстве мест накопления для сбора твёрдых отходов.
В основание административных требований с учетом их уточнений истец указал, что прокуратурой была проведена проверка, в ходе которой установлено, что контейнерная площадка для сбора ТКО, расположенная в д. Ожибоково Зубцовского района Тверской области не имеет твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а имеющееся ограждение не обеспечивает предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, то есть не соответствует требованиям п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и п. 2.10 санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг».
По данному факту в адрес Администрации Зубцовского района Тверской области вынесено представление, однако меры к устранению нарушений до настоящего времени не приняты.
Неисполнение вышеуказанных требований законодательства ведёт к нарушению требований санитарных и экологических нор, а также влияет на состояние окружающей среды, создаёт угрозу здоровью жителей поселения.
Кроме того, полагает, что создание функционирующей площадки для накопления коммунальных отходов без участия органа местного самоуправления районного уровня не представляется возможным.
Определением Зубцовского районного суда от 07 сентября 2021 г. статус администрации Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области был заменен с третьего лица на административного соответчика и были приняты уточненные административные исковые требования, согласно которым административный истец просит признать незаконным бездействие Администрации Зубцовского района Тверской области и Администрации Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, выразившееся в неисполнении требований федерального законодательства по обустройству мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов; обязать администрацию Зубцовского района Тверской области и администрацию Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области обустроить место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов в деревне Ожибоково Зубцовского района в соответствии с требованиями санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиями деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3; установить ответчикам срок для добровольного исполнения решения суда – семь месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца и.о. Осташковского межрайонный природоохранного прокурора Навасардян Д.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме с учетом их уточнений, по доводам, изложенным в административном иске с учетом уточнений.
Административный ответчик администрация Зубцовского района Тверской области и административный соответчик администрация Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, своевременно и надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени слушания дела, явку своих представителей в суд не обеспечили, об отложении слушания дела суд не просили.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Из взаимосвязи положений частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона№ 131-ФЗ следует, что участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения муниципальных районов.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Вместе с тем в пункте 3 статьи 8 того же закона указано, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют названные полномочия в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами только в том случае, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В данном случае субъектом Российской Федерации принят такой закон.
Так, статьёй 1 Закона Тверской области от 19 ноября 2014 года № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» установлено, что с 01 января 2015 года за сельскими поселениями Тверской области закрепляются вопросы местного значения по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов, что в силу абзаца 3 статьи 2 того же закона учитывается при составлении, утверждении и исполнении бюджетов муниципальных районов и сельских поселений Тверской области, начиная с бюджетов на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
Таким образом, законом субъекта Российской Федерации прямо закреплено, что в Тверской области вопросы местного значения по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов относятся к полномочиям сельских поселений, а не муниципальных районов.
Во исполнение приведённых положений федерального закона и закона Тверской области п. 20 ст. 8 Устава Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области предусмотрено, что участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов отнесено к полномочиям администрации названного сельского поселения.
Анализ изложенных норм в их совокупности позволяет прийти к выводу, что обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в деревне Ожибоково Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области возложены законом на администрацию соответствующего сельского поселения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее – Правила), согласно пунктам 2, 3 которых места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления путём принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твёрдых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Тверской области от 29 декабря 2017 года № 477-пп утверждена Территориальная схема обращения с отходами Тверской области (далее – Территориальная схема обращения с отходами Тверской области), согласно пункту 84 подраздела I раздела VI которой в настоящее время в Тверской области применяется централизованная система накопления твёрдых коммунальных отходов, представленная несколькими способами организации:
1) в контейнерах, расположенных на контейнерных площадках;
2) в контейнерах, расположенных в мусороприемных камерах (посредством мусоропроводов);
3) пакетированным способом;
4) путём приема отходов по заявке.
Как следует из пункта 91 Территориальной схемы обращения с отходами Тверской области, существующая схема накопления твёрдых коммунальных отходов в Зубцовском сельском поселении Зубцовского района Тверской области предусматривает их контейнерный способ сбора и вывоз по графику.
Таким образом, гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие в деревне Ожибоково Зубцовского района Тверской области может быть реализовано только путём организации системы накопления твёрдых коммунальных отходов на контейнерных площадках.
С 01 марта 2021 года введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 (далее – СанПиН 2.1.3684-21), которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В пункте 3 названных правил закреплено, что на территориях сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твёрдых коммунальных отходов или системы подземного накопления твёрдых коммунальных отходов с автоматическими подъёмниками для подъёма контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твёрдое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В соответствии с п. 2.10 санитарных правил СП 2.1.3678 – 20 «Санитарно –эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг», контейнерная площадка для сбора твёрдых коммунальных отходов должны быть с твёрдым покрытием. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м. во все стороны.
06 августа 2020 года администрацией Зубцовского района Тверской области вынесено постановление № 287, которым, с учётом постановления № 68 от 15 февраля 2021 года и постановления № 209 от 27 апреля 2021 года утверждён реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории сельских поселений Зубцовского района Тверской области Тверской области (далее – Реестр), в том числе в деревне Ожибоково Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области.
Однако из представленных материалов следует и не оспаривается административными ответчиками, что в указанном месте контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов, расположенная в д. Ожибоково Зубцовского районе не имеет твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а имеющиеся ограждения не обеспечивает предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов в д. Ожибоково Зубцовского района Тверской области не соответствует требованиям санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг» и СанПин 2.1.3684 – 21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», то есть обязанность по обустройству места накопления ТКО в деревне Ожибоково Зубцовского сельского поселения Зубцовского района администрацией Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области не исполнена, административным ответчиком допущено незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При таких обстоятельствах имеются основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований к администрации Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области о возложении на администрацию Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области обязанность обустроить в деревне Ожибоково Зубцовского района Тверской области место (площадку) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СП 2.1.3678-20 и СанПиН 2.1.3684-21.
На основании изложенного, руководствуясь стст.175-180, ст.227 КАС РФ, Зубцовский районный суд Тверской области
решил:
Административные исковые требования заместителя Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований санитарного законодательства и возложении обязанности в обустройстве мест накопления для сбора твёрдых отходов к Администрации Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, выразившееся в неисполнении требований федерального законодательства по обустройству мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов.
Обязать администрацию Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области в течение семи месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу обустроить место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов в деревне Ожибоково Зубцовского района в соответствии с требованиями санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиями деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3).
В удовлетворении административного искового заявления заместителя Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Зубцовского района Тверской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд Тверской области в течение месяца со дня составления решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья: Д.В. Карбанович
Решение в окончательной форме принято судом 24 сентября 2021 года.
Председательствующий судья: Д.В. Карбанович
Дело № 2а-196/2021
УИД 69RS0009-01-2021-000372-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Зубцовский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Карбанович Д.В.,
при секретаре Зуккель И.Н.,
с участием представителя административного истца Навасардяна Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Зубцове 20 сентября 2021 г. административное дело по административному иску заместителя Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации Зубцовского района Тверской области, Администрации Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований санитарного законодательства и возложении обязанности в обустройстве мест накопления для сбора твёрдых отходов,
установил:
Заместитель Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Зубцовского района Тверской области, Администрации Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований санитарного законодательства и возложении обязанности в обустройстве мест накопления для сбора твёрдых отходов.
В основание административных требований с учетом их уточнений истец указал, что прокуратурой была проведена проверка, в ходе которой установлено, что контейнерная площадка для сбора ТКО, расположенная в д. Ожибоково Зубцовского района Тверской области не имеет твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а имеющееся ограждение не обеспечивает предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, то есть не соответствует требованиям п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и п. 2.10 санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг».
По данному факту в адрес Администрации Зубцовского района Тверской области вынесено представление, однако меры к устранению нарушений до настоящего времени не приняты.
Неисполнение вышеуказанных требований законодательства ведёт к нарушению требований санитарных и экологических нор, а также влияет на состояние окружающей среды, создаёт угрозу здоровью жителей поселения.
Кроме того, полагает, что создание функционирующей площадки для накопления коммунальных отходов без участия органа местного самоуправления районного уровня не представляется возможным.
Определением Зубцовского районного суда от 07 сентября 2021 г. статус администрации Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области был заменен с третьего лица на административного соответчика и были приняты уточненные административные исковые требования, согласно которым административный истец просит признать незаконным бездействие Администрации Зубцовского района Тверской области и Администрации Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, выразившееся в неисполнении требований федерального законодательства по обустройству мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов; обязать администрацию Зубцовского района Тверской области и администрацию Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области обустроить место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов в деревне Ожибоково Зубцовского района в соответствии с требованиями санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиями деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3; установить ответчикам срок для добровольного исполнения решения суда – семь месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца и.о. Осташковского межрайонный природоохранного прокурора Навасардян Д.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме с учетом их уточнений, по доводам, изложенным в административном иске с учетом уточнений.
Административный ответчик администрация Зубцовского района Тверской области и административный соответчик администрация Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, своевременно и надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени слушания дела, явку своих представителей в суд не обеспечили, об отложении слушания дела суд не просили.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Из взаимосвязи положений частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона№ 131-ФЗ следует, что участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения муниципальных районов.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Вместе с тем в пункте 3 статьи 8 того же закона указано, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют названные полномочия в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами только в том случае, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В данном случае субъектом Российской Федерации принят такой закон.
Так, статьёй 1 Закона Тверской области от 19 ноября 2014 года № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» установлено, что с 01 января 2015 года за сельскими поселениями Тверской области закрепляются вопросы местного значения по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов, что в силу абзаца 3 статьи 2 того же закона учитывается при составлении, утверждении и исполнении бюджетов муниципальных районов и сельских поселений Тверской области, начиная с бюджетов на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
Таким образом, законом субъекта Российской Федерации прямо закреплено, что в Тверской области вопросы местного значения по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов относятся к полномочиям сельских поселений, а не муниципальных районов.
Во исполнение приведённых положений федерального закона и закона Тверской области п. 20 ст. 8 Устава Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области предусмотрено, что участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов отнесено к полномочиям администрации названного сельского поселения.
Анализ изложенных норм в их совокупности позволяет прийти к выводу, что обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в деревне Ожибоково Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области возложены законом на администрацию соответствующего сельского поселения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее – Правила), согласно пунктам 2, 3 которых места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления путём принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твёрдых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Тверской области от 29 декабря 2017 года № 477-пп утверждена Территориальная схема обращения с отходами Тверской области (далее – Территориальная схема обращения с отходами Тверской области), согласно пункту 84 подраздела I раздела VI которой в настоящее время в Тверской области применяется централизованная система накопления твёрдых коммунальных отходов, представленная несколькими способами организации:
1) в контейнерах, расположенных на контейнерных площадках;
2) в контейнерах, расположенных в мусороприемных камерах (посредством мусоропроводов);
3) пакетированным способом;
4) путём приема отходов по заявке.
Как следует из пункта 91 Территориальной схемы обращения с отходами Тверской области, существующая схема накопления твёрдых коммунальных отходов в Зубцовском сельском поселении Зубцовского района Тверской области предусматривает их контейнерный способ сбора и вывоз по графику.
Таким образом, гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие в деревне Ожибоково Зубцовского района Тверской области может быть реализовано только путём организации системы накопления твёрдых коммунальных отходов на контейнерных площадках.
С 01 марта 2021 года введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 (далее – СанПиН 2.1.3684-21), которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В пункте 3 названных правил закреплено, что на территориях сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твёрдых коммунальных отходов или системы подземного накопления твёрдых коммунальных отходов с автоматическими подъёмниками для подъёма контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твёрдое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В соответствии с п. 2.10 санитарных правил СП 2.1.3678 – 20 «Санитарно –эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг», контейнерная площадка для сбора твёрдых коммунальных отходов должны быть с твёрдым покрытием. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м. во все стороны.
06 августа 2020 года администрацией Зубцовского района Тверской области вынесено постановление № 287, которым, с учётом постановления № 68 от 15 февраля 2021 года и постановления № 209 от 27 апреля 2021 года утверждён реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории сельских поселений Зубцовского района Тверской области Тверской области (далее – Реестр), в том числе в деревне Ожибоково Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области.
Однако из представленных материалов следует и не оспаривается административными ответчиками, что в указанном месте контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов, расположенная в д. Ожибоково Зубцовского районе не имеет твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а имеющиеся ограждения не обеспечивает предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов в д. Ожибоково Зубцовского района Тверской области не соответствует требованиям санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг» и СанПин 2.1.3684 – 21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», то есть обязанность по обустройству места накопления ТКО в деревне Ожибоково Зубцовского сельского поселения Зубцовского района администрацией Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области не исполнена, административным ответчиком допущено незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При таких обстоятельствах имеются основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований к администрации Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области о возложении на администрацию Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области обязанность обустроить в деревне Ожибоково Зубцовского района Тверской области место (площадку) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СП 2.1.3678-20 и СанПиН 2.1.3684-21.
На основании изложенного, руководствуясь стст.175-180, ст.227 КАС РФ, Зубцовский районный суд Тверской области
решил:
Административные исковые требования заместителя Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований санитарного законодательства и возложении обязанности в обустройстве мест накопления для сбора твёрдых отходов к Администрации Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, выразившееся в неисполнении требований федерального законодательства по обустройству мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов.
Обязать администрацию Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области в течение семи месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу обустроить место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов в деревне Ожибоково Зубцовского района в соответствии с требованиями санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиями деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3).
В удовлетворении административного искового заявления заместителя Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Зубцовского района Тверской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд Тверской области в течение месяца со дня составления решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья: Д.В. Карбанович
Решение в окончательной форме принято судом 24 сентября 2021 года.
Председательствующий судья: Д.В. Карбанович