Решение по делу № 2-4012/2011 от 08.04.2011

Дело № 2-4012/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Олейника И.И.

при секретаре Поповой Т.А.,

с участием прокурора Загидулиной Л.В.,

представителя ответчика Колегова И.М.,

представителя третьего лица Андриановой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

13 сентября 2011 года гражданское дело по иску Печорина А.С. к Управлению Федерального казначейства по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежной компенсации морального вреда,

установил:

Печорин А.С. обратился в суд с иском к Управлению Федерального казначейства по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере ... руб.

В обоснование исковых требований Печорин А.С. указал, что в период отбывания наказания в ФБУ ИК-1 ГУФСИН по РК с ** ** ** г. по ** ** ** г. ему был причинен вред здоровью в виде заболевания ... в связи с ненадлежащим и несвоевременным оказанием медицинской помощи.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации, в качестве третьего лица на стороне ответчика – ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Республике Коми.

Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы. В связи с тем, что действующее гражданское процессуальное законодательство не предусматривает обязательного этапирования истца, отбывающего наказание в виде лишения свободы, для участия в процессе, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Печорина А.С.

Представители ответчика и третьего лица с иском не согласились, указывая на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что в период с ** ** ** г. по ** ** ** года Печорин А.С. отбывал наказание в ФБУ /в настоящее время – ФКУ/ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми.

Как следует из искового заявления, в указанный период истцу был причинен вред здоровью в виде заболевания ... в связи с ненадлежащим и несвоевременным оказанием медицинской помощи.

Согласно ст.1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса РФ в случае причинения гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства.

Статьей 16 Гражданского кодекса РФ предусмотрена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическом лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

Гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью.

В соответствии со ст.1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению на общих основаниях, то есть при условии наличия вины в действиях причинителя вреда.

Обязательным условием наступления ответственности является совокупность элементов состава правонарушения: наличие вреда; вина причинителя вреда; причинная связь между наступившим вредом и действиями (бездействием) причинителя вреда; противоправность действий (бездействия).

Для применения ответственности за вред, причиненный должностным лицом следственного изолятора, также необходимо доказать наличие вины причинителя, которая в соответствии со ст.1069 ГК РФ может быть в форме умысла и неосторожности. Таким образом, применительно к данному делу факт наличия или отсутствия вины в действиях должностного лица является юридически значимым обстоятельством.

Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст.12 ГПК РФ). Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств наличия умысла либо неосторожности в действиях (бездействии) должностных лиц учреждений системы ФСИН, которые могли бы повлечь причинение морального вреда, стороной истца суду не представлено, а судом не добыто.

Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и сопряженных с ним иных ограничений.

Относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации, Конституция Российской Федерации (статья 71, пункт «о») тем самым наделяет федерального законодателя полномочием предусматривать и иные ограничительные меры в отношении лиц, совершивших преступления и подвергнутых наказанию, которое по самой своей сути, как следует из ч.1 ст.43 Уголовного кодекса РФ, заключается в предусмотренном законом лишении или ограничении отдельных прав и свобод этих лиц. Установленные нормами Уголовно-исполнительного кодекса РФ ограничения прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, вытекают из условий отбывания такого наказания, а также из общих основ правового положения осужденных, которым при исполнении наказаний гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными в соответствии с Конституцией РФ уголовным, уголовно-исполнительным и иным федеральным законодательством.

Общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам устанавливаются Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст.10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

Пунктом 118 Правил предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, организуется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения совместно с заинтересованными органами исполнительной власти.

В исправительных учреждениях обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и требований. Предоставляемая в ИУ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь оказывается по профилям медицинских специальностей состоящих в штате врачей медицинской части учреждения (п.п.119, 121).

Как следует из медицинских документов истца, в период отбывания наказания в ИК-1 ему оказывалась необходимая медицинская помощь.

В рамках настоящего дела судом назначалась судебно-медицинская экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ГУ РК «...».

Из экспертного заключения следует:

Дать ответ на вопрос о том, какие заболевания имелись у Печорина А.С. на ** ** ** г. экспертной комиссией не представляется возможным, так как медицинские документы, которые бы отражали состояние здоровья Печорина А.С. до 15.08.1995 г., судом представлены не были.

Согласно сведениям из представленных медицинских документов, в настоящее время у Печорина А.С. имеются следующие заболевания: .... В 2006 году больной снят с диспансерного учета по заболеванию ... в связи с выздоровлением.

На ранних этапах развития ... заболевание может протекать с минимальными клиническими проявлениями, на которые сами больные нередко не обращают внимания. В этих случаях заболевание может быть выявлено при проведении профилактических осмотров. Характерных специфических клинических признаков (симптомов) на ранних стадиях заболевания ... не имеется. Больные обычно обращаются к врачу по поводу появившегося недомогания, слабости, повышения температуры до субфебрильных цифр. Одним из основных методов диагностики ... является рентгенологический метод. В связи с тем, что на исследование не были представлены медицинские документы Печорина А.С., экспертная судебно-медицинская комиссия не имеет возможности высказаться об имевшихся каких-либо клинических признаках заболевания ... в период содержания Печорина А.С. в ФБУ ИК-1 ГУФСИН России по РК. Заболевание «...» у осужденного было выявлено в апреле 1997 года.

Экспертной комиссией не установлен источник заражения Печорина А. С. ....

По литературным данным по достижении 18 лет 80% населения РФ уже являются инфицированными ..., которые не всегда вызывают развитие туберкулезного процесса. Ведущая роль в распространении ..., особенно его тяжелых форм, зависит от неблагоприятных условий жизни. На основании изложенного, экспертная комиссия не находит причинно-следственной связи между заболеванием Печорина А.С. ... и его пребыванием в ФБУ ИК-1 ГУФСИН России по РК.

Объем медицинской помощи больным ... в местах исполнения наказания определен совместным приказом МЗ и СР РФ и Министерства юстиции РФ от 17.10.2005 г. №640/190 «Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» и приказа МЗ и СР РФ от 21.03.2003 г. №109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в РФ». Дать ответ о полноте оказания медицинской помощи осужденному Печорину А.С. в период с 15.08.1995 г. по 24.04.1997 г. экспертная комиссия не может из-за отсутствия медицинских документов, в которых было бы отражено состояние его здоровья.

У суда нет сомнений в достоверности выводов заключения экспертов ГУ РК «...», поскольку экспертиза проведена лицами, обладающими специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов. Экспертиза проведена полно, объективно, достаточно ясно; эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Доказательств нарушения должностными лицами ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми установленных санитарных требований /что могло бы повлечь заражение .../ истцом не представлено, как не представлено и доказательств ненадлежащего и несвоевременного оказания медицинской помощи; не усматривает их по делу и суд.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что по делу не установлено виновных нарушений прав истца со стороны сотрудников ФКУ ИК-1.

Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, а также правоотношения участников рассматриваемого спора, принимая во внимание, что судом не установлено нарушений должностных лиц исправительных учреждений, способных повлечь причинение морального вреда истцу, поскольку экспертная комиссия не нашла причинно-следственной связи между заболеванием Печорина А.С. ... и его пребыванием в ФБУ ИК-1 ГУФСИН России по РК, суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению исковые требования Печорина А.С. к Управлению Федерального казначейства по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Печорину А.С. в удовлетворении исковых требований к Управлению Федерального казначейства по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежной компенсации морального вреда.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий И.И.Олейник

2-4012/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
13.09.2011
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее