Дело №2-861/2013
с. Лямбирь Республики Мордовия 30 июля 2013 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЛЯМБИРСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
в составе председательствующего судьи Нуянзиной Л.Н.,
при секретаре Карякиной Т.А.,
с участием заявителя Удалова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Удалова А.А. об оспаривании решения администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия,
установил:
Удалов А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 12 июля 2013 года № 160 в согласовании переустройства квартиры, расположенной по адресу: <адрес> для установки в ней индивидуальной системы отопления, обязании выдать решение о согласовании переустройства жилого помещения
В обосновании заявленных требований указал, что 11 июля 2013 года обратился в администрацию Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о согласовании переустройства, принадлежащей ему на праве собственности квартиры и отключении от общей отопительной системы в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, устройства в квартире индивидуальной системы отопления, с приложением необходимого пакета документов. Письмом администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 12 июля 2013 года №160, ему было отказано в выдачи разрешения на установку индивидуального газового котла в квартире, на основании Федерального закона от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении». Считает данный отказ незаконным и подлежащим отмене, так как им представлена документация, содержащая сведения о планируемом источнике тепловой энергии, работающем на природном газе, которое отвечает всем требованиям действующего законодательства. Куда входит проектная документация на замену газовой колонки на 2-х контурный газовый котел, подготовленная ОАО «Проектный институт «Мордовжилкоммунпроект». Считает, что представленная проектная документация содержит сведения о соответствии требованиям к источникам тепловой энергии, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года №307. На основании вышеуказанного, просит суд признать отказ на переустройство вышеуказанной квартиры незаконным и обязать администрацию Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия выдать решение о согласовании переустройства квартиры расположенной по адресу: <адрес> для установки в ней индивидуальной системы отопления.
В судебном заседании заявитель Удалов А.А. заявленные требования поддержал по основания, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика - администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовияв судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В заявлении от 30 июля 2013 года Глава администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Щулепов С.А. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, заявленные требования не признал.
Представитель третьего лица - ООО «Саранскэнергосервис» в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом.
Согласно положений статьи 155 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания. Судебные извещения и вызовы производятся в порядке, установленном статьями 113-118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Судом предприняты все меры для надлежащего уведомления о времени и месте рассмотрения дела представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика. Согласно статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица, является одним из основополагающих принципов гражданского судопроизводства. Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению в виду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявитель является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (доля в праве 1/4 ), на основании свидетельства о государственной регистрации права от 30 мая 2013 года серии <номер>. 11 июля 2013 года обратился в администрацию Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о согласовании переустройства жилого помещения, связанного с установкой индивидуальной системы теплоснабжения и перевода на автономное отопление.
Решением администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия № 160 от 12 июля 2013 года заявителю было отказано в переустройстве квартиры со ссылкой на пункт 15 статьи 14 Федерального закона N 190 от 27.07.2010 года " О теплоснабжении", согласно которому запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно части 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со статьёй 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения представляет:
1) заявление о переустройстве по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 Жилищного Кодекса документов;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном жилом доме принадлежит право общей долевой собственности на общие помещения дома, конструкции дома и оборудование за пределами квартир, в том числе и на внутридомовую систему отопления. Поэтому перепланировка и переоборудование жилых домов и квартир, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания не допускается. Аналогичные положения содержатся и в пункте 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 5,6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.Так как при переводе отдельных квартир в многоквартирном доме на индивидуальное отопление производится отключение элементов от системы отопления многоквартирного дома, что приводит к уменьшению состава общего имущества многоквартирного дома, которое допустимо только при реконструкции многоквартирного дома.
Пунктом 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Поскольку отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального газового отопления предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, то на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. При этом неотнесение приборов (радиаторов) отопления, расположенных непосредственно в квартире, к общему имуществу не освобождает собственника жилого помещения на получение указанных согласий.
Согласно пункта 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Поскольку система централизованного отопления дома, исходя из вышеуказанных норм права, относится к общему имуществу, то согласно пункту 3 статьи 36, пункту 2 статьи 40, статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации реконструкция этого имущества путем его уменьшения, изменения назначения возможны только с согласия собственников помещений в многоквартирном доме.
Представленный в материалы дела список собственников, давших согласие на переустройство квартиры для установки в ней индивидуального отопления, при отсутствии их правоустанавливающих документов, не подтверждает данного обстоятельства. Кроме того, в представленном суду списке собственников помещений в домесогласие дали не все собственники общего имущества указанного дома, а именно отсутствовало согласие собственника одиннадцати квартир данного дома - администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.
В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым при оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документы или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств. В представленном списке отсутствует реквизит о дате и отсутствует согласие всех собственников общего имущества многоквартирного дома.
Исходя из вышеизложенной нормы, суд не может принять указанный список собственников, давших согласие на переустройство в качестве доказательства в обоснование заявления Удалова А.А.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусматривает, что система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и т.п.; параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Следовательно, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
Однако проект переустройства, представленный заявителем, не содержит проектных решений, связанных с переводом жилого помещения на отопление от индивидуального газового теплогенератора с прекращением отопления этого помещения от внутридомовой системы теплоснабжения многоквартирного дома.
Доказательств, свидетельствующих о том, что при переустройстве системы теплоснабжения жилого помещения заявителя не будет нарушен гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения, и, как следствие, тепловой баланс всего здания, суду не представлено.
В соответствии с частью 15 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В определении Конституционного суда РФ от 25 января 2012 г. N 199-О-О отмечено, что норма части 15 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении" направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Суд пришел к выводу, что отключение заявителем от имеющейся системы отопления в многоквартирном доме может привести к нарушению эксплуатации общих инженерных сетей многоквартирного дома, нарушению работоспособности системы централизованного теплоснабжения. Изменение схем инженерного оборудования может привести к нарушению законных прав и интересов других жильцов дома, потребляющих коммунальные услуги в данном многоквартирном доме
Учитывая, что Удаловым А.А. не оформлен в установленном порядке проект на проведение перепланировки и переустройства жилого помещения, подтверждающий возможность установки индивидуального источника отопления, не затрагивая общее имущество жильцов многоквартирного дома, его несущие конструкции, внутридомовую систему отопления, в связи с чем органом местного самоуправления правомерно отказано заявителю в согласовании проекта переустройства источника отопления. В материале дела отсутствует доказательства того, что схема теплоснабжения дома, где проживает заявитель, определяет возможность установки индивидуального отопления в отдельно взятой квартире и не имеется сведений, что установка индивидуального отопления будет соответствовать противопожарным нормам и не создаст угрозу жизни и здоровью граждан.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, требования заявителя Удалова А.А. к администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа за № 160 от 12 июля 2013 на установку индивидуального отопления квартиры по адресу: <адрес> обязании выдать решение о согласовании переустройства жилого помещения удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления Удалова А.А. о признании незаконным отказа администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия №160 от 12 июля 2013 года в согласовании переоборудования квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на переустройство и отключение от общей отопительной системы, и установку индивидуальной системы отопления и обязании администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия выдать решение о согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на переоборудование и установку в квартире индивидуальной системы отопления отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Верховный суд Республики Мордовия через Лямбирский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий Л.Н. Нуянзина