Дело № 12-51/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 февраля 2017 года город Кисловодск
Судья Кисловодского городского суда Ставропольского края Кабатова А.В., с участием помощника прокурора Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры Самойленко Е.В., рассмотрев жалобу представителя АО «Кавминкурортресурсы» по доверенности Макаренко Ю.В. на постановление № 355 от 16.11.2016 года и.о. начальника Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК в г. Кисловодске Куриловой С.В., по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 6.3 КРФоАП, в отношении юридического лица АО «Кавминкурортресурсы»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. начальника Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК в г. Кисловодске Куриловой С.В. от 16.11.2016 года юридическое лицо АО «Кавминкурортресурсы» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КРФоАП и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей в доход государства.
Не соглашаясь с указанным постановлением, представитель АО «Кавминкурортресурсы» (АО «КМКР») по доверенности Макаренко Ю.В. представила в суд жалобу на постановление по делу об административном правонарушении № 355 от 16.11.2016 года, в которой просит постановление признать незаконным и отменить.
В судебном заседании представитель АО «Кавминкурортресурсы» (АО «КМКР») по доверенности Макаренко Ю.В. доводы жалобы поддержала, в судебном заседании суду пояснила, что минеральные воды не относятся к источникам питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения. ГОСТ Р 54316-2011 «Воды минеральные природные питьевые» распространяется на минеральные природные питьевые воды, предназначенные для реализации потребителям и не распространяется на минеральные природные воды, предназначенные для наружного применения, и смеси минеральных природных вод. Указанный ГОСТ устанавливает требования к минеральным водам, которые разливают в потребительскую тару и разработан Союзом производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, ФГУ «Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Минздравсоцразвития России» и не является нормативным правовым актом, на основании которого можно сделать вывод, что минеральная вода из источников и скважин АО «Кавминкурортресурсы», являющихся предметом проверки, является питьевой водой, а сами источники- источниками водоснабжения питьевого назначения. Кроме того, пояснила, что АО «КМКР» является крупнейшим недропользователем на территории КМВ и осуществляет добычу природной минеральной воды Ессентукского, Железноводского, Пятигорского и Кисловодского месторождения, деятельность которого регулируется ФЗ от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 года № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае», постановлением Правительства РФ от 17.01.20056 года № 14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах», постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1426 «Об утверждении положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения», Считает, что отсутствует состав административного правонарушения и АО «КМКР» не является субъектом административного правонарушения; отсутствует объект административного правонарушения, т.к. СанПиН 2.1.4.1110-02 не распространяется на источники и скважины минеральной воды, а также отсутствует объективная сторона административного правонарушения, т.к. АО «КМКР» соблюдает постановление № 1425 в части обеспечения режима в первой зоне округа горно-санитарно охраны (ГСО). Просит суд признать постановление № 355 от 16.11.2016 года о привлечении АО «КМКР» к административной ответственности по ст. 6.3 КРФоАП незаконным и отменить.
В судебном заседании представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю по доверенности Кириенко В.Г. с жалобой не согласился, считает постановление по делу об административном правонарушении от 16.11.2016 года № 355 законным, просит его оставить без изменения, жалобу АО «КМКР» без удовлетворения, поскольку источники минеральной воды являются источниками питьевого водоснабжения в силу СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевое назначения», ГОСТ Р 54316-2011 «Воды минеральные природные питьевые». АО «КМКР» осуществляет деятельность по добыче минеральной воды на Кисловодском месторождении до 2035 года, на основании лицензии от 19.02.1998 года. Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с заданием прокуратуры Ставропольского края проведена проверка доводов обращения генерального директора ОАО «Нарзан» Зобкова А.В. по вопросу соблюдения законодательства о недропользовании и природоохранного законодательства при эксплуатации источников центрального участка Кисловодского месторождения следующих минеральных вод в г. Кисловодске:
- источник «Нарзан»;
- скважина № 5/0-бис на верневалажинском водоносном подгоризонте;
- скважина № 5/0- на нижневалажинском подгоризонте;
- скважина № 7 – на нижневалажинском подгоризонте;
- скважина № 12- на нижневалажинском подгоризонте;
- скважина № 1-ОП- на титонском горизонте;
- скважина № 8-бис- на титонском горизонте;
- скважина № 23- на титонском горизонте;
В соответствии со ст. 11 Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельности обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
- проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактически) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 утверждены санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02. Пункты 1.2-1.8 СанПиН 2.1.4.1110-02 определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно- эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается:
- определение границ зоны и составляющих ее поясов;
- план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
- правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.
Согласно п.п. 1.15, 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия должны выполняться:
- в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов;
- в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований СанПиН.
Согласно ГОСТ Р 54316-2011 «Воды минеральные природные питьевые», утвержденный приказом Росстандарта от 22.04.2011 года № 55-ст, подземные воды, добытые из водоносных горизонтов или водоносных комплексов, защищенных от антропогенного воздействия, сохраняющие естественный химический состав и относящиеся к пищевым продуктам, а при наличии повышенного содержания отдельных биологически активных компонентов (бора, брома, мышьяка, железа суммарного, йода, кремния, органических веществ, свободной двуокиси углерода) или повышенной минерализации - оказывающие лечебно-профилактическое действие, отнесены к минеральным природным питьевым водам. В приложении к указанному ГОСТу Кисловодский тип вод (нарзан доломитный, нарзан сульфатный) отнесен к сульфатно-гидрокарбонатному натриево-магниево-кальциевому типу вод. В период времени с 14.03.2002 года по 03.02.2016 года АО «КМКР» осуществляет деятельность по эксплуатации источников центрального участка Кисловодского месторождения минеральных природных питьевых вод, с нарушением требований ст. 11 Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года, п.п. 1.2-1.8, 2.2.1, 3.2.1 СанПин 2.1.4.1110-02, а именно АО «КМКР» не разработаны и не утверждены в установленном законом порядке проекты зон санитарной охраны источников минеральной природной питьевой воды: «Нарзан» и скважин 5/0-бис, 7,12,1-ОП,8бис, 23 центрального участка Кисловодского месторождения минеральных вод. Не разработаны и не исполняются санитарные мероприятия, предусмотренные п. 3.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 в пределах первого пояса зон санитарной охраны названных источников, отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на соответствие проектов зон санитарной охраны требованиям действующего законодательства.
Таким образом, АО «КМКР» нарушило действующие санитарные правила и гигиенические нормативы, не выполнило санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, в связи с чем, 16 ноября 2016 года и.о. главного государственного санитарного врача по г. Кисловодску Куриловой С.В. было вынесено постановление № 355 в отношении юридического лица Акционерного общества «Кавминкурортресурсы» о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КРФоАП и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры Самойленко Е.В. пояснила, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с заданием прокуратуры Ставропольского края проведена проверка доводов обращения генерального директора ОАО «Нарзан» Зобкова А.В. по вопросу соблюдения законодательства о недропользовании и природоохранного законодательства при эксплуатации источников центрального участка Кисловодского месторождения минеральных вод в г. Кисловодске. В результате проверки установлено, что юридическое лицо АО «КМКР» в период с 14.03.2002 года по 03.02.2016 года осуществляло деятельность по эксплуатации источников центрального участка Кисловодского месторождения минеральных природных питьевых вод, с нарушением требований ст. 11 Закона № 52-ФЗ, п.п. 1.2-1.8, 2.21, 3.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02, а именно АО «КМКР» не разработаны и не утверждены в установленном законом порядке проекты зон санитарной охраны источников минеральной природной питьевой воды «Нарзан» и скважин 5/0-бис, 7,12,1-ОП,8-бис, 23 центрального участка Кисловодского месторождения минеральных вод. Не разработаны и не исполняются санитарные мероприятия, предусмотренные п. 3.2.1 СанПин 2.1.4.1110-02 в пределах первого пояса ЗСО, отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на соответствие проектов зон санитарной охраны требованиям действующего законодательства. В связи с чем, 03.02.2016 года в отношении юридического лица АО «КМКР» заместителем Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора советником юстиции Калмыковым М.Н. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренного ст. 6.3 КРФоАП, выразившееся в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Просит суд оставить постановление № 355 от 16.11.2016 года о привлечении АО «КМКР» к административной ответственности по ст. 6.3 КРФоАП без изменения, жалобу АО «КМКР» без удовлетворения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении в силу следующего.
Как установлено судом, в соответствии с заданием прокуратуры Ставропольского края проведена проверка доводов обращения генерального директора ОАО «Нарзан» Зобкова А.В. по вопросу соблюдения законодательства о недропользовании и природоохранного законодательства при эксплуатации источников центрального участка Кисловодского месторождения минеральных вод в г. Кисловодске.
Проверкой установлено, что юридическое лицо АО «КМКР» в период с 14.03.2002 года по 03.02.2016 года осуществляет деятельность по эксплуатации источников центрального участка Кисловодского месторождения минеральных природных питьевых вод, с нарушением требований ст. 11 Закона № 52-ФЗ, п.п. 1.2-1.8, 2.2.1, 3.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02.
Из материалов дела усматривается, что в отношении юридического лица АО «КМКР» проведена проверка, в ходе которого выявлено нарушение АО «КМКР» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно в уклонении от разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны источников минеральной природной питьевой воды: «Нарзан» и скважин № 5/0-бис, № 7, № 12,№ 1-ОП, № 8-бис, № 23 центрального участка Кисловодского месторождения минеральных вод. Не разработаны и не исполняются санитарные мероприятия, предусмотренные п. 3.2.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 в пределах первого пояса зон санитарной охраны названных источников, а также отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на соответствие проектов зон санитарной охраны требованиям действующего законодательства.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ОА «КМКР», определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.02.2016 года, постановлением по делу об административном правонарушении, объяснениями представителя Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю по доверенности Кириенко В.Г., помощника прокурора Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры Самойленко Е.В., актом выездной проверки от 27.01.2016 года, оцененными в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями статьи 26.11. КРФоАП.
Источники минеральной воды являются источниками питьевого водоснабжения в силу СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевое назначения», ГОСТ Р 54316-2011 «Воды минеральные природные питьевые». АО «КМКР» осуществляет деятельность по добыче минеральной воды на Кисловодском месторождении на основании лицензии от 19.02.1998 года до 2035 года.
Согласно ГОСТ Р 54316-2011 «Воды минеральные природные питьевые», утвержденный приказом Росстандарта от 22.04.2011 года № 55-ст, подземные воды, добытые из водоносных горизонтов или водоносных комплексов, защищенных от антропогенного воздействия, сохраняющие естественный химический состав и относящиеся к пищевым продуктам, а при наличии повышенного содержания отдельных биологически активных компонентов (бора, брома, мышьяка, железа суммарного, йода, кремния, органических веществ, свободной двуокиси углерода) или повышенной минерализации - оказывающие лечебно-профилактическое действие, отнесены к минеральным природным питьевым водам.
Доводы представителя АО «КМКР» по доверенности Макаренко Ю.В., изложенные в жалобе являются несостоятельными, поскольку связаны с его несогласием с правильными выводами и.о. главного государственного санитарного врача по г. Кисловодску Куриловой С.В., основанными на верной оценке собранных по делу доказательств.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КРФоАП были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 КРФоАП установлены: наличие события административного правонарушения, лицо нарушившее законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 названного Федерального закона).
Согласно ч. 4.1 раздела 21 главы 2 Единого санитарно-эпидемиологического и гигиенического требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) минеральная вода должна соответствовать гигиеническим нормативам как при розливе, транспортировке, хранении, так и в течение всего установленного срока годности. Частью 4.2 установлены требования по безопасности минеральных вод: благоприятные органолептические свойства; безвредность по химическому составу; безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении; безопасность в радиационном отношении.
Согласно раздела 1.8 СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» для питьевых минеральных природных, столовых, лечебно-столовых, лечебных вод применяются гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов.
Индекс, группа продуктов | Показатели | Допустимые уровни, мг/кг, не более | Примечание | ||||||||||||||||||||||||
1.8.2.Воды питьевые минеральные природные столовые, лечебно- столовые, лечебные |
|
Согласно заключения ФГУ «Пятигорский государственный научно-исследовательский институт курортологии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» № 526 от 16.05.2008 года о химическом составе воды источника «Нарзан» (Кисловодское месторождение, Кавминводы, Ставропольский край) и возможности ее использования в лечебно-питьевых, бальнеологических целях для розлива в качестве минеральной лечебно-столовой, эксплуатация источника в качестве лечебно-столовой воды, в том числе и для налива в бутылки с донасыщением диоксидом углерода («Кисловодский источник»), возможна при обеспечении удовлетворительного санитарно-бактериологического состояния воды и водозабора, связана с установлением зон санитарной охраны, организации систематического контроля за качеством воды, стабильностью ее состава и свойств. Проба воды источника была отобрана и представлена на исследование по заявке АО (ОАО) «КМКР» г. Ессентуки.
Пунктом 4 статьи 11 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлены обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, согласно которой последние обязаны: осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактически) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
Согласно ст. 19 ч.2 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществляющих эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения обеспечить соответствие качестве питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
В соответствии со статьей 18 ФЗ № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. (п. 1 в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ).
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ).
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Санитарные правила и нормы (СанПиН) "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" разработаны на основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, утвердившего "Положение о государственной санитарно - эпидемиологической службе Российской Федерации" и "Положение о государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295).
1.2. определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
1.3. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
1.4. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
1.5. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
1.6. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
1.7. Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.
В соответствии с Постановлением Правительства Р.Ф. № 449 от 19 июля 2006 г. «О внесении изменений в Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов Федерального значения, утвержденное Постановлением Правительства Р.Ф. от 7 декабря 1996 г. № 1425 внесено в Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1425 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст. 5798; 2002, N 52, ст. 5218), следующие изменения: пункты 8 и 9 изложить в следующей редакции:
8. Разработка проектов округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения производится организациями по заданиям заказчика, согласованным с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а проектов округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения - также с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии выбранного участка требованиям санитарного законодательства, выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
9. Проект округа санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения согласовывается с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а проект округа горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения - также с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта требованиям санитарного законодательства, выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
С учетом изложенного, на источники питьевого водоснабжения, в том числе природные, минеральные, лечебные необходима разработка и согласование проекта ЗСО.
Правила разработки и охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей (далее -Правила) разработаны с учетом требований Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.92 № 2395-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 16, ст. 834), Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ«0 промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588), Федерального закона от 23.02.95 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 9, ст. 713), постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.96 № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №51, ст. 5798), Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.01 № 841 (Собрание актов Правительства Российской Федерации, 2001, №50, ст. 4742).
Правила устанавливают технические требования к составлению и реализации проектов разработки месторождений лечебных минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, к их охране от загрязнения, порчи и преждевременного истощения.
Требования Правил являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), индивидуальных предпринимателей, осуществляющих составление и реализацию проектов по добыче указанных выше полезных ископаемых на территории Российской Федерации и в пределах континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона Российской Федерации «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил),регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 года № 10 утверждена санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, СанПиН 2.1.4.1110-02.
Санитарные правила и нормы (СанПиН) "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" разработаны на основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650), Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554, утвердившего Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и «Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании"(Со6рание законодательства Российской Федерации, 2000, №31, ст. 3295).
1.2. Настоящие санитарные правила и нормы определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
1.3. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
1.4. Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
1.5. Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего капала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
1.6.Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
1.7.Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных),проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.
I.8. На водопроводах с подрусловым водозабором ЗСО следует организовывать, как для поверхностного источника водоснабжения.
На водопроводах с искусственным пополнением подземных вод ЗСО организуется как для поверхностного источника (относительно водозабора для иифильтрационных бассейнов), так и для подземного источника (для защиты иифильтрационных бассейнов и эксплуатационных скважин).
1.9. Принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений.
При выборе источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации ЗСО должна определяться на стадии выбора площадки для строительства водозабора.
1.10. На санитарно-эпидемиологическое заключение выбора в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора заказчик представляет материалы, характеризующие источник водоснабжения, в т.ч. ориентировочные границы ЗСО и возможные источники загрязнения. 3
Акт о выборе площадки подписывается при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
1.11 Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
1.12. В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
1.12.1 Текстовая часть должна содержать:
а) характеристику санитарного состояния источников водоснабжения;
б) анализ качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами:
в) гидрологические данные (основные параметры и их динамика во времени) – при поверхностном источнике водоснабжения или гидрогеологические данные – при подземном источнике;
г) данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними;
д) данные о перспективах строительства в районе расположения источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов;
е) определение границ первого, второго и третьего поясов ЗСО с соответствующим обоснованием и перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования;
ж) правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в зону санитарной охраны всех поясов.
1.12.2. Картографический материал должен быть представлен в следующем объеме:
а)ситуационный план с проектируемыми границами второго и третьего поясов ЗСО и нанесением мест водозаборов и площадок водопроводных сооружений, источника водоснабжения и бассейна его питания (с притоками) в масштабе - приповерхностном источнике водоснабжения - 1:50 ООО- 1:100 ООО, при подземном-1:10 ООО - 1:25000;
б) гидрологические профили по характерным направлениям в пределах области питания водозабора - при подземном источнике водоснабжения;
в) план первого пояса ЗСО в масштабе 1:500 -1:1000;
г) план второго и третьего поясов ЗСО в масштабе 1:10 000 - 1:25000 - при подземном видеоисточнике и в масштабе 1:25000 - 1:50000 - при поверхностном водоисточнике с нанесением всех расположенных на данной территории объектов.
1.13. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
1.14. Установленные границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условии по заключению организаций, указанных в п. 1.1 3 настоявших СанПиН. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных.
1.15. Санитарные мероприятия должны выполняться:
а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов;
б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
1.16. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории ЗСО осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации путем разработки и контроля за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, согласования водоохранных мероприятий и контроля качества воды источника.
1.17.Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими санитарными правилами и нормами.
При таких обстоятельствах общество обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КРФоАП. Процессуальных нарушений, влекущих в силу ст. 30.7 КоАП РФ отмену постановления по делу об административном правонарушении, не допущено. Административное наказание назначено в минимальном размере санкции ст. 6.3 КРФоАП, с учетом всех обстоятельств, предусмотренных ст. 4.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 30.3, 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
Постановление № 355 от 16 ноября 2016 года, вынесенное и.о. начальника Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК в г. Кисловодске Куриловой С.В., в отношении юридического лицо АО «Кавминкурортресурсы» о привлечении к административной ответственности по ст. 6.3 КРФоАП в виде административного штрафа в размере 10000 рублей оставить без изменения, жалобу АО «Кавминкурортресурсы» - без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в порядке ст. 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья А.В. Кабатова