Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-51/2017 от 09.01.2017

Дело № 12-51/17

     Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

16 февраля 2017 года                                                                     город Кисловодск

Судья Кисловодского городского суда Ставропольского края Кабатова А.В., с участием помощника прокурора Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры Самойленко Е.В., рассмотрев жалобу представителя АО «Кавминкурортресурсы» по доверенности Макаренко Ю.В. на постановление № 355 от 16.11.2016 года и.о. начальника Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК в г. Кисловодске Куриловой С.В., по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 6.3 КРФоАП, в отношении юридического лица АО «Кавминкурортресурсы»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением и.о. начальника Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК в г. Кисловодске Куриловой С.В. от 16.11.2016 года юридическое лицо АО «Кавминкурортресурсы» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КРФоАП и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей в доход государства.

Не соглашаясь с указанным постановлением, представитель АО «Кавминкурортресурсы» (АО «КМКР») по доверенности Макаренко Ю.В. представила в суд жалобу на постановление по делу об административном правонарушении № 355 от 16.11.2016 года, в которой просит постановление признать незаконным и отменить.

В судебном заседании представитель АО «Кавминкурортресурсы» (АО «КМКР») по доверенности Макаренко Ю.В. доводы жалобы поддержала, в судебном заседании суду пояснила, что минеральные воды не относятся к источникам питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения. ГОСТ Р 54316-2011 «Воды минеральные природные питьевые» распространяется на минеральные природные питьевые воды, предназначенные для реализации потребителям и не распространяется на минеральные природные воды, предназначенные для наружного применения, и смеси минеральных природных вод. Указанный ГОСТ устанавливает требования к минеральным водам, которые разливают в потребительскую тару и разработан Союзом производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, ФГУ «Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Минздравсоцразвития России» и не является нормативным правовым актом, на основании которого можно сделать вывод, что минеральная вода из источников и скважин АО «Кавминкурортресурсы», являющихся предметом проверки, является питьевой водой, а сами источники- источниками водоснабжения питьевого назначения. Кроме того, пояснила, что АО «КМКР» является крупнейшим недропользователем на территории КМВ и осуществляет добычу природной минеральной воды Ессентукского, Железноводского, Пятигорского и Кисловодского месторождения, деятельность которого регулируется ФЗ от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 года № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае», постановлением Правительства РФ от 17.01.20056 года № 14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах», постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1426 «Об утверждении положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения», Считает, что отсутствует состав административного правонарушения и АО «КМКР» не является субъектом административного правонарушения; отсутствует объект административного правонарушения, т.к. СанПиН 2.1.4.1110-02 не распространяется на источники и скважины минеральной воды, а также отсутствует объективная сторона административного правонарушения, т.к. АО «КМКР» соблюдает постановление № 1425 в части обеспечения режима в первой зоне округа горно-санитарно охраны (ГСО). Просит суд признать постановление № 355 от 16.11.2016 года о привлечении АО «КМКР» к административной ответственности по ст. 6.3 КРФоАП незаконным и отменить.

В судебном заседании представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю по доверенности Кириенко В.Г. с жалобой не согласился, считает постановление по делу об административном правонарушении от 16.11.2016 года № 355 законным, просит его оставить без изменения, жалобу АО «КМКР» без удовлетворения, поскольку источники минеральной воды являются источниками питьевого водоснабжения в силу СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевое назначения», ГОСТ Р 54316-2011 «Воды минеральные природные питьевые». АО «КМКР» осуществляет деятельность по добыче минеральной воды на Кисловодском месторождении до 2035 года, на основании лицензии от 19.02.1998 года. Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с заданием прокуратуры Ставропольского края проведена проверка доводов обращения генерального директора ОАО «Нарзан» Зобкова А.В. по вопросу соблюдения законодательства о недропользовании и природоохранного законодательства при эксплуатации источников центрального участка Кисловодского месторождения следующих минеральных вод в г. Кисловодске:

- источник «Нарзан»;

- скважина № 5/0-бис на верневалажинском водоносном подгоризонте;

- скважина № 5/0- на нижневалажинском подгоризонте;

- скважина № 7 – на нижневалажинском подгоризонте;

- скважина № 12- на нижневалажинском подгоризонте;

- скважина № 1-ОП- на титонском горизонте;

- скважина № 8-бис- на титонском горизонте;

- скважина № 23- на титонском горизонте;

В соответствии со ст. 11 Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельности обязаны:

- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

- проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактически) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 утверждены санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02. Пункты 1.2-1.8 СанПиН 2.1.4.1110-02 определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно- эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается:

-    определение границ зоны и составляющих ее поясов;

- план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

- правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.

Согласно п.п. 1.15, 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия должны выполняться:

- в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов;

- в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований СанПиН.

Согласно ГОСТ Р 54316-2011 «Воды минеральные природные питьевые», утвержденный приказом Росстандарта от 22.04.2011 года № 55-ст, подземные воды, добытые из водоносных горизонтов или водоносных комплексов, защищенных от антропогенного воздействия, сохраняющие естественный химический состав и относящиеся к пищевым продуктам, а при наличии повышенного содержания отдельных биологически активных компонентов (бора, брома, мышьяка, железа суммарного, йода, кремния, органических веществ, свободной двуокиси углерода) или повышенной минерализации - оказывающие лечебно-профилактическое действие, отнесены к минеральным природным питьевым водам. В приложении к указанному ГОСТу Кисловодский тип вод (нарзан доломитный, нарзан сульфатный) отнесен к сульфатно-гидрокарбонатному натриево-магниево-кальциевому типу вод. В период времени с 14.03.2002 года по 03.02.2016 года АО «КМКР» осуществляет деятельность по эксплуатации источников центрального участка Кисловодского месторождения минеральных природных питьевых вод, с нарушением требований ст. 11 Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года, п.п. 1.2-1.8, 2.2.1, 3.2.1 СанПин 2.1.4.1110-02, а именно АО «КМКР» не разработаны и не утверждены в установленном законом порядке проекты зон санитарной охраны источников минеральной природной питьевой воды: «Нарзан» и скважин 5/0-бис, 7,12,1-ОП,8бис, 23 центрального участка Кисловодского месторождения минеральных вод. Не разработаны и не исполняются санитарные мероприятия, предусмотренные п. 3.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 в пределах первого пояса зон санитарной охраны названных источников, отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на соответствие проектов зон санитарной охраны требованиям действующего законодательства.

Таким образом, АО «КМКР» нарушило действующие санитарные правила и гигиенические нормативы, не выполнило санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, в связи с чем, 16 ноября 2016 года и.о. главного государственного санитарного врача по г. Кисловодску Куриловой С.В. было вынесено постановление № 355 в отношении юридического лица Акционерного общества «Кавминкурортресурсы» о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КРФоАП и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

В судебном заседании помощник прокурора Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры Самойленко Е.В. пояснила, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с заданием прокуратуры Ставропольского края проведена проверка доводов обращения генерального директора ОАО «Нарзан» Зобкова А.В. по вопросу соблюдения законодательства о недропользовании и природоохранного законодательства при эксплуатации источников центрального участка Кисловодского месторождения минеральных вод в г. Кисловодске. В результате проверки установлено, что юридическое лицо АО «КМКР» в период с 14.03.2002 года по 03.02.2016 года осуществляло деятельность по эксплуатации источников центрального участка Кисловодского месторождения минеральных природных питьевых вод, с нарушением требований ст. 11 Закона № 52-ФЗ, п.п. 1.2-1.8, 2.21, 3.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02, а именно АО «КМКР» не разработаны и не утверждены в установленном законом порядке проекты зон санитарной охраны источников минеральной природной питьевой воды «Нарзан» и скважин 5/0-бис, 7,12,1-ОП,8-бис, 23 центрального участка Кисловодского месторождения минеральных вод. Не разработаны и не исполняются санитарные мероприятия, предусмотренные п. 3.2.1 СанПин 2.1.4.1110-02 в пределах первого пояса ЗСО, отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на соответствие проектов зон санитарной охраны требованиям действующего законодательства. В связи с чем, 03.02.2016 года в отношении юридического лица АО «КМКР» заместителем Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора советником юстиции Калмыковым М.Н. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренного ст. 6.3 КРФоАП, выразившееся в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Просит суд оставить постановление № 355 от 16.11.2016 года о привлечении АО «КМКР» к административной ответственности по ст. 6.3 КРФоАП без изменения, жалобу АО «КМКР» без удовлетворения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении в силу следующего.

Как установлено судом, в соответствии с заданием прокуратуры Ставропольского края проведена проверка доводов обращения генерального директора ОАО «Нарзан» Зобкова А.В. по вопросу соблюдения законодательства о недропользовании и природоохранного законодательства при эксплуатации источников центрального участка Кисловодского месторождения минеральных вод в г. Кисловодске.

Проверкой установлено, что юридическое лицо АО «КМКР» в период с 14.03.2002 года по 03.02.2016 года осуществляет деятельность по эксплуатации источников центрального участка Кисловодского месторождения минеральных природных питьевых вод, с нарушением требований ст. 11 Закона № 52-ФЗ, п.п. 1.2-1.8, 2.2.1, 3.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02.

Из материалов дела усматривается, что в отношении юридического лица АО «КМКР» проведена проверка, в ходе которого выявлено нарушение АО «КМКР» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно в уклонении от разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны источников минеральной природной питьевой воды: «Нарзан» и скважин № 5/0-бис, № 7, № 12,№ 1-ОП, № 8-бис, № 23 центрального участка Кисловодского месторождения минеральных вод. Не разработаны и не исполняются санитарные мероприятия, предусмотренные п. 3.2.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 в пределах первого пояса зон санитарной охраны названных источников, а также отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на соответствие проектов зон санитарной охраны требованиям действующего законодательства.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ОА «КМКР», определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.02.2016 года, постановлением по делу об административном правонарушении, объяснениями представителя Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю по доверенности Кириенко В.Г., помощника прокурора Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры Самойленко Е.В., актом выездной проверки от 27.01.2016 года, оцененными в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями статьи 26.11. КРФоАП.

Источники минеральной воды являются источниками питьевого водоснабжения в силу СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевое назначения», ГОСТ Р 54316-2011 «Воды минеральные природные питьевые». АО «КМКР» осуществляет деятельность по добыче минеральной воды на Кисловодском месторождении на основании лицензии от 19.02.1998 года до 2035 года.

Согласно ГОСТ Р 54316-2011 «Воды минеральные природные питьевые», утвержденный приказом Росстандарта от 22.04.2011 года № 55-ст, подземные воды, добытые из водоносных горизонтов или водоносных комплексов, защищенных от антропогенного воздействия, сохраняющие естественный химический состав и относящиеся к пищевым продуктам, а при наличии повышенного содержания отдельных биологически активных компонентов (бора, брома, мышьяка, железа суммарного, йода, кремния, органических веществ, свободной двуокиси углерода) или повышенной минерализации - оказывающие лечебно-профилактическое действие, отнесены к минеральным природным питьевым водам.

Доводы представителя АО «КМКР» по доверенности Макаренко Ю.В., изложенные в жалобе являются несостоятельными, поскольку связаны с его несогласием с правильными выводами и.о. главного государственного санитарного врача по г. Кисловодску Куриловой С.В., основанными на верной оценке собранных по делу доказательств.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КРФоАП были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Так, в силу требований статьи 26.1 КРФоАП установлены: наличие события административного правонарушения, лицо нарушившее законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 названного Федерального закона).

Согласно ч. 4.1 раздела 21 главы 2 Единого санитарно-эпидемиологического и гигиенического требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) минеральная вода должна соответствовать гигиеническим нормативам как при розливе, транспортировке, хранении, так и в течение всего установленного срока годности. Частью 4.2 установлены требования по безопасности минеральных вод: благоприятные органолептические свойства; безвредность по химическому составу; безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении; безопасность в радиационном отношении.

Согласно раздела 1.8 СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» для питьевых минеральных природных, столовых, лечебно-столовых, лечебных вод применяются гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов.

Индекс, группа продуктов Показатели Допустимые уровни, мг/кг, не более Примечание
1.8.2.Воды питьевые минеральные природные столовые, лечебно- столовые, лечебные
Токсичные элементы:
свинец 0,1
кадмий 0,01
ртуть 0,005
Радионуклиды:
общая а-радиоактивность 0,1 Бк/кг
общая в-радиоактивность 1,0 То же
Микробиологические показатели:
КМАФАнМ 100 КОЕ/см.куб., не более

Согласно заключения ФГУ «Пятигорский государственный научно-исследовательский институт курортологии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» № 526 от 16.05.2008 года о химическом составе воды источника «Нарзан» (Кисловодское месторождение, Кавминводы, Ставропольский край) и возможности ее использования в лечебно-питьевых, бальнеологических целях для розлива в качестве минеральной лечебно-столовой, эксплуатация источника в качестве лечебно-столовой воды, в том числе и для налива в бутылки с донасыщением диоксидом углерода («Кисловодский источник»), возможна при обеспечении удовлетворительного санитарно-бактериологического состояния воды и водозабора, связана с установлением зон санитарной охраны, организации систематического контроля за качеством воды, стабильностью ее состава и свойств. Проба воды источника была отобрана и представлена на исследование по заявке АО (ОАО) «КМКР» г. Ессентуки.

Пунктом 4 статьи 11 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлены обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, согласно которой последние обязаны: осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактически) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

Согласно ст. 19 ч.2 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществляющих эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения обеспечить соответствие качестве питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

В соответствии со статьей 18 ФЗ № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. (п. 1 в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ).

Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ).

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Санитарные правила и нормы (СанПиН) "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" разработаны на основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, утвердившего "Положение о государственной санитарно - эпидемиологической службе Российской Федерации" и "Положение о государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295).

1.2.    определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

1.3.    Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

1.4.    ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

1.5.    ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

1.6.    Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а)    определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б)    план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в)    правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

1.7.    Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.

В соответствии с Постановлением Правительства Р.Ф. № 449 от 19 июля 2006 г. «О внесении изменений в Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов Федерального значения, утвержденное Постановлением Правительства Р.Ф. от 7 декабря 1996 г. № 1425 внесено в Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1425 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст. 5798; 2002, N 52, ст. 5218), следующие изменения: пункты 8 и 9 изложить в следующей редакции:

8. Разработка проектов округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения производится организациями по заданиям заказчика, согласованным с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а проектов округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения - также с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии выбранного участка требованиям санитарного законодательства, выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

9. Проект округа санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения согласовывается с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а проект округа горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения - также с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта требованиям санитарного законодательства, выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

С учетом изложенного, на источники питьевого водоснабжения, в том числе природные, минеральные, лечебные необходима разработка и согласование проекта ЗСО.

Правила разработки и охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей (далее -Правила) разработаны с учетом требований Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.92 № 2395-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 16, ст. 834), Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ«0 промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588), Федерального закона от 23.02.95 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 9,    ст. 713), постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.96 № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №51, ст. 5798), Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.01 № 841 (Собрание актов Правительства Российской Федерации, 2001, №50, ст. 4742).

Правила устанавливают технические требования к составлению и реализации проектов разработки месторождений лечебных минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, к их охране от загрязнения, порчи и преждевременного истощения.

Требования Правил являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), индивидуальных предпринимателей, осуществляющих составление и реализацию проектов по добыче указанных выше полезных ископаемых на территории Российской Федерации и в пределах континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона Российской Федерации «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил),регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 года № 10 утверждена санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, СанПиН 2.1.4.1110-02.

Санитарные правила и нормы (СанПиН) "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" разработаны на основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650), Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554, утвердившего Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и «Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании"(Со6рание законодательства Российской Федерации, 2000, №31, ст. 3295).

1.2.    Настоящие санитарные правила и нормы определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

1.3.    Соблюдение    санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

1.4.    Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

1.5.    Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего капала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

1.6.Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

1.7.Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных),проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.

I.8. На водопроводах с подрусловым водозабором ЗСО следует организовывать, как для поверхностного источника водоснабжения.

На водопроводах с искусственным пополнением подземных вод ЗСО организуется как для поверхностного источника (относительно водозабора для иифильтрационных бассейнов), так и для подземного источника (для защиты иифильтрационных бассейнов и эксплуатационных скважин).

1.9. Принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений.

При выборе источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации ЗСО должна определяться на стадии выбора площадки для строительства водозабора.

1.10. На санитарно-эпидемиологическое заключение выбора в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора заказчик представляет материалы, характеризующие источник водоснабжения, в т.ч. ориентировочные границы ЗСО и возможные источники загрязнения. 3

Акт о выборе площадки подписывается при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

1.11 Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

1.12.    В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

1.12.1    Текстовая часть должна содержать:

а) характеристику санитарного состояния источников водоснабжения;

б)    анализ качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами:

в) гидрологические данные (основные параметры и их динамика во времени) – при поверхностном источнике водоснабжения или гидрогеологические данные – при подземном источнике;

г)    данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними;

д)    данные о перспективах строительства в районе расположения источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов;

е)    определение границ первого, второго и третьего поясов ЗСО с соответствующим обоснованием и перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования;

ж)    правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в зону санитарной охраны всех поясов.

1.12.2.    Картографический материал должен быть представлен в следующем объеме:

а)ситуационный план с проектируемыми границами второго и третьего поясов ЗСО и нанесением мест водозаборов и площадок водопроводных сооружений, источника водоснабжения и бассейна его питания (с притоками) в масштабе - приповерхностном источнике водоснабжения - 1:50 ООО- 1:100 ООО, при подземном-1:10 ООО - 1:25000;

б) гидрологические профили по характерным направлениям в пределах области питания водозабора - при подземном источнике водоснабжения;

в) план первого пояса ЗСО в масштабе 1:500 -1:1000;

г) план второго и третьего поясов ЗСО в масштабе 1:10 000 - 1:25000 - при подземном видеоисточнике и в масштабе 1:25000 - 1:50000 - при поверхностном водоисточнике с нанесением всех расположенных на данной территории объектов.

1.13.    Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

1.14.    Установленные    границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условии по заключению организаций, указанных в п. 1.1 3 настоявших СанПиН. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных.

1.15.    Санитарные мероприятия должны выполняться:

а)    в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов;

б)    в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

1.16.    Государственный     санитарно-эпидемиологический надзор на территории ЗСО осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации путем разработки и контроля за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, согласования водоохранных мероприятий и контроля качества воды источника.

1.17.Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими санитарными правилами и нормами.

При таких обстоятельствах общество обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КРФоАП. Процессуальных нарушений, влекущих в силу ст. 30.7 КоАП РФ отмену постановления по делу об административном правонарушении, не допущено. Административное наказание назначено в минимальном размере санкции ст. 6.3 КРФоАП, с учетом всех обстоятельств, предусмотренных ст. 4.1 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 30.3, 30.6 - 30.9 КоАП РФ,

решил:

Постановление № 355 от 16 ноября 2016 года, вынесенное и.о. начальника Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК в г. Кисловодске Куриловой С.В., в отношении юридического лицо АО «Кавминкурортресурсы» о привлечении к административной ответственности по ст. 6.3 КРФоАП в виде административного штрафа в размере 10000 рублей оставить без изменения, жалобу АО «Кавминкурортресурсы» - без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в порядке ст. 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

            Судья                                                                                          А.В. Кабатова

12-51/2017

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Истцы
Заместитель Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора советник юстиции Калмыков М.Н
Ответчики
АО "Кавминкурортресурсы"
Другие
Покатилова Евгения Викторовна
Макаренко Юлия Викторовна
Суд
Кисловодский городской суд Ставропольского края
Судья
Кабатова Алла Васильевна
Статьи

КоАП: ст. 6.3

Дело на сайте суда
kislovodsky--stv.sudrf.ru
01.12.2016Материалы переданы в производство судье
26.12.2016Истребованы материалы
09.01.2017Поступили истребованные материалы
01.02.2017Судебное заседание
16.02.2017Судебное заседание
16.02.2017Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
20.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2017Вступило в законную силу
29.05.2017Дело оформлено
09.07.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее