Дело № 30-2-154\19
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль 12 марта 2019г.
Судья Ярославского областного суда Преснов В.С., при секретаре Конюховой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Ларионова Руслана Вячеславовича по доверенности Миронова А.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель г. Переславль – Залесский и Переславского района Ярославской области – специалиста-эксперта Переславского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области от 12 октября 2018г. и решение судьи Переславского районного суда Ярославской области от 17 января 2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении Ларионова Руслана Вячеславовича,
Установил:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель г. Переславль – Залесский и Переславского района Ярославской области – специалиста-эксперта Переславского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области от 12 октября 2018г. Ларионов Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Как указано в постановлении, административное правонарушение выразилось в том, что Ларионов Р.В. не использует принадлежащий ему на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, на протяжении более трех лет в целях индивидуального жилищного строительства.
Решением судьи Переславского районного суда Ярославской области от 17 января 2019г. постановление оставлено без изменения, а жалоба Ларионова Р.В. – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в областной суд, защитник просит постановление о назначении административного наказания и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения и нарушения процессуальных требований Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, допущенных должностным лицом при составлении протокола.
В судебном заседании областного суда Ларионов Р.В. доводы жалобы поддержал.
Защитник, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не принимал.
От должностного лица, принявшего постановление, поступили письменные возражения относительно жалобы.
Выслушав Ларионова Р.В., исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Событие правонарушения и виновность лица, в отношении которого ведется производство по делу, устанавливаются относимыми и допустимыми доказательствами.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении в отношении Ларионова Р.В. составлен в его отсутствие, доказательств надлежащего извещения о времени и месте составления протокола не имеется.
В то время как, по смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 3 данной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Анализ приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения юридических и физических лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, о составлении протокола об административном правонарушении.
Неисполнение вышеуказанных требований закона свидетельствует о существенном нарушении процессуальных норм, регламентирующих производство по делу об административном правонарушении, так как должностным лицом не были созданы необходимые условия для реализации права Ларионова Р.В. на защиту.
Из материалов дела следует, что Ларионову Р.В. по месту регистрации 28 августа 2018г. было направлено уведомление о необходимости явиться в Переславский отдел Управления Росреестра по Ярославской области 04 октября 2018г. в 11:00 час. для составления протокола об административном правонарушении по ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ.Между тем протокол об административном правонарушении составлен 05 октября 2018г. Доказательства извещения Ларионова Р.В. о назначении новой даты составлении протокола (05 октября 2018г.) отсутствуют.
Изменяя дату составления протокола об административном правонарушении, должностное лицо обязано было соблюсти требования ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ, согласно которым лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Телефонограмма от 06.09.2018. о составлении протокола 05.10.2018г. не может расцениваться как достоверное доказательство уведомления о составлении протокола 05.10.2018г. ввиду следующего.
Из содержания телефонограммы следует, что Ларионову Р.В. была передана информация о назначении времени и месте составления протокола об административном правонарушении, то есть данной телефонограммой констатируется факт телефонного разговора. В то время как согласно истории операций по телефонному номеру, принадлежащему Ларионову Р.В. и указанному в телефонограмме, 06.09.2018г. входящих звонков на телефон не было, что свидетельствует о недостоверности составленной телефонограмме о передаче Ларионову Р.В. в результате телефонных переговоров сообщения о переносе даты составления протокола об административном правонарушении.
Обязанность доказать соблюдение процедуры привлечения лица к административной ответственности лежит на должностном лице, принявшем постановление о назначении административного наказания. Однако, доказательства, опровергающие представленные Ларионовым Р.В. сведения об отсутствии 06.09.2018г. входящих звонков на его телефон, материалы дела не содержат. В связи с этим суждения, содержащиеся в решении судьи районного суда о недостоверности представленных Ларионовым Р.В. сведений, не могут быть приняты во внимание.
Ссылка на наличие телефонного соединения 04.10.2018г. в течение одной минуты не может расцениваться как бесспорное доказательство, подтверждающее уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, так как текст телефонограммы в материалах дела за 04.10.2018г. отсутствует. В материалах дела об административном правонарушении имеются копии телефонограмм за 04.10.2018г. в отношении иных лиц, в отношении Ларионова Р.В. текста телефонограммы за 04.10.2018г. не имеется.
С учетом отсутствия телефонограммы за 04.10.2018г. телефонограмма за 08.10.2018г., в которой содержится информация о том, что Ларионов Р.В. не мог присутствовать при составлении протокола ввиду занятости по работе, не может расцениваться как доказательства надлежащего извещения о времени составления протокола.
При таких обстоятельствах все сомнения подлежат толкованию в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ( ч.4 ст. 1.5 КоАП РФ).
По смыслу положений ст. 29.1 и 29.4 КоАП РФ стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после его разрешения по существу, в связи с чем возможность устранения нарушения вышеуказанных процессуальных нарушений к настоящему времени утрачена.
Таким образом, допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными и не могут быть устранены на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением закона и не мог быть использован при вынесении постановления по делу.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение. Протокол об административном правонарушении согласно ст. 26.2 КоАП РФ является основным доказательством по делу, так как в нем содержатся фактические данные, которые позволяют установить наличие события административного правонарушения.
Поэтому недопустимость протокола об административном правонарушении влечет прекращение производства по делу, так как такой протокол не имеет юридической силы, не может служить процессуальной основой для рассмотрения дела и быть взят в основу постановления о назначении административного наказания.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являясь существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также на законность принятого по делу решения, которым эти нарушения оставлены без внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление о назначении административного наказания и решение судьи районного суда не могут быть признаны законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель г. Переславль – Залесский и Переславского района Ярославской области – специалиста-эксперта Переславского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области от 12 октября 2018г. и решение судьи Переславского районного суда Ярославской области от 17 января 2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении Ларионова Руслана Вячеславовича отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Судья Ярославского
областного суда В.С.Преснов