РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2016 года г. Сызрань
Судья Сызранского районного суда Самарской области Байгулова Г.С.
при секретаре Погановой Ю.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-272/16 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области к Лузикову В.Н. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лузикову В.Н. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени, указав, что в соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п. 3 ст. 75 НК РФ).
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).
Сведения о наличии у налогоплательщиков - физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам предоставляется в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области направляла в адрес должника налоговые уведомления №, № об уплате земельного налога за 2010 год; требование от 06.09.2011 г. № на сумму 7022 рубля 23 копейки, где предлагалось в добровольном порядке в срок 26.09.2011 года произвести уплату налога; требование от 20.06.2011 года № на сумму 32779 рублей 22 копейки, где предлагалось в добровольном порядке в срок 08.07.2011 года произвести уплату налога.
Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (реестр отправленной корреспонденции от 21.06.2011 г., реестр отправленной корреспонденции от 09.09.2011 г.).
Задолженность в сумме 39801 рубль 45 копеек образовалась в 2011 году, что подтверждается данными лицевого счета налогоплательщика. Взыскание задолженности в сумме 39801 рубль 45 копеек инспекцией не производилось.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно Приказу ФНС России от 19.08.2010 №ЯК-7-8/393@ «Об утверждении Порядка» списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадёжными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадёжными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам», документом, подтверждающим обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки задолженности по пеням, штрафам и процентам, является копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности и пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, заверенные гербовой печатью соответствующего суда.
Спорная задолженность в сумме 39801 рубль 45 копеек не может быть признана невозможной к взысканию в связи с тем, что до настоящего момента Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области не обращалась за ее взысканием в судебном порядке, судебный акт об утрате возможности взыскания отсутствует.
В соответствии со ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства в течение шести месяцев.
В связи с большим объемом документооборота и загруженностью специалистов работой Инспекции не представилось возможным своевременно обратиться в суд за взысканием неуплаченных ответчиком пеней, штрафов.
Согласно п. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, орган местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Просит восстановить срок для подачи заявления. Взыскать с Лузикова В.Н. сумму задолженности по земельному налогу за 2010 год в размере 38946 рублей 49 копеек, пени в сумме 854 рубля 96 копеек.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении, представленном в суд исковые требования поддержал в полном объеме и просил рассмотреть дело без его участия (л.д. 31).
Административный ответчик Лузиков В.Н., надлежащим образом извещенный о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявлял, возражений по административному иску не представил. Суд определил рассмотреть дело без участия административного ответчика Лузикова В.Н.
Изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан платить законно установленные налоги.
В соответствии с ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно части 1 статье 389Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Из ч. 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В части 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налоговым периодом признается календарный год.
Согласно части 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В ч.ч. 1, 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Судом установлено, что по сведениям об объектах недвижимости имущества, представленных органами, осуществляющими государственную регистрацию за Лузиковым В.Н. зарегистрированы четыре земельный участка: кадастровый №, по адресу: <адрес>, дата возникновения собственности - 22.11.2005 года, дата отчуждения - 01.08.2014 года; кадастровый №, по адресу: <адрес>, дата возникновения собственности - 26.07.2006 года, дата отчуждения - 14.03.2008 года; кадастровый №, по адресу: <адрес>, дата возникновения собственности - 04.10.2006 года, дата отчуждения - 27.11.2013 года; кадастровый №, по адресу: <адрес>, дата возникновения собственности - 11.02.2009 года, дата отчуждения - 27.11.2013 года (л.д. 22), в связи с чем, Лузиков В.Н. должен оплатить земельный налог за принадлежащие ему земельные участки за 2010 год.
Статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Исходя из указанных норм, требование об уплате налога Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области за 2010 год при выявленной недоимки 19.04.2011 года (л.д. 18) должно было быть направлено до 19.07.2011 года, при выявленной недоимки 07.06.2011 года (л.д. 19) должно было быть направлено до 07.09.2011 года.
Согласно ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В данном случае шестимесячный срок для обращения в суд с требованием о взыскании земельного налога за 2010 год следует исчислять по налоговому уведомлению № с 15.06.2011 года и по налоговому уведомлению № с 05.08.2011 года. Таким образом, срок для взыскания налога за 2010 год истек по налоговому уведомлению № - 15.12.2011 года и по налоговому уведомлению № - 05.02.2012 года.
Истцом ответчику направлялось требование об уплате земельного налога № по состоянию на 20.06.2011 года, которым Лузикову В.С. предлагалось уплатить земельный налог в срок до 08.07.2011 года и требование № по состоянию на 06.09.2011 года, которым Лузикову В.С. предлагалось уплатить земельный налог в срок до 26.09.2011 года (л.д. 6 - 7, 10 - 11).
Срок для обращения в суд с иском о взыскании земельного налога по требованию № истек 10.01.2012 года, по требованию №, также истек 26.03.2012 года.
Административное исковое заявление о взыскании земельного налога по данному делу поступило в суд 18.03.2016 года, т.е. по истечении установленного законом срока для взыскания налога за 2010 год.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ №41 и Пленума ВАС РФ №9 от 11.06.1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ» при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора и пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, т.е. не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска, суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Самарской области просит восстановить срок для подачи заявления о взыскании транспортного налога с Лузикова В.Н. за 2010 год в размере 38946 рублей 49 копеек и пени в размере 854 рубля 96 копеек. Заявляя ходатайство о восстановлении срока для подачи заявления о взыскании указанного земельного налога, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Самарской области уважительных причин для восстановления срока не представляет, суд считает, что ссылка истца на большой объем документооборота и загруженность специалистов работой инспекции ничем объективно не подтверждена и не может быть признана уважительной причиной для восстановления срока.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для восстановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Самарской области срока для подачи заявления о взыскании транспортного налога с Лузикова В.Н. за 2010 год.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области в части взыскания земельного налога с Лузикова В.Н. за 2010 год в размере 38946 рублей 49 копеек и пени в размере 854 рубля 96 копеек не подлежат удовлетворению ввиду истечения срока для обращения в суд с иском о взыскании земельного налога за 2010 год.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Самарской области к Лузикову В.Н. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2010 год в размере 38946 рублей 49 копеек и пени в размере 854 рубля 96 копеек - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: