Дело № 2-785/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2015 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего Ежелевой Е.А. при секретаре Кротовой Н.А. с участием истца ФИО2, представителя истца ФИО5, представителей ответчика ТСЖ «Аэропорт» ФИО6, ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ТСЖ «Аэропорт» о перерасчете платы за жилищно-коммунальные услуги, установлении факта отсутствия задолженности по коммунальным платежам, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ТСЖ «Аэропорт», в котором после уточнения просит обязать ТСЖ «Аэропорт» произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги с 01 сентября 2010 года по 28 февраля 2015 года, исключить из суммы начислений по услугам: содержание и ремонт жилого помещения 11620 рублей 51 копейка, резервный фонд срочных ремонтов 1889 рублей 81 копейка, ремонт крыши 889 рублей 81 копейка, текущее обслуживание общедомового оборудования для производства горячей воды 2278 рублей 99 копеек, членские взносы 4182 рубля 97 копеек; установить отсутствие задолженности по жилищно-коммунальным услугам на 01 сентября 2013 года, на 01 октября 2013 года, на 01 ноября 2013 года, на 01 декабря 2013 года, на 01 января 2014 года, на 01 февраля 2014 года, на 01 марта 2014 года; взыскать с ответчика ТСЖ «Аэропорт» компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей.
В обоснование иска указано, что истец является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>; коммунальные и жилищные услуги оплачивает в ТСЖ «Аэропорт»; членом последнего не является; решением Емельяновского районного суда от 25 декабря 2012 года, вступившим в законную силу 07 августа 2013 года, признано недействительным решение общего собрания членов ТСЖ «Аэропорт» от 22 марта 2011 года в форме протокола результатов заочного голосования и решение заседания правления ТСЖ «Аэропорт» в форме протокола № 3 от 25 марта 2011 года об установлении тарифов: резервный фонд срочных ремонтов, содержание и ремонт жилого фонда, текущее обслуживание общедомового оборудования для производства горячей воды, управление, содержание, ремонт общедомового имущества, членские взносы/обязательные платежи не членов ТСЖ; в этой связи истец оплачивала жилищные и коммунальные услуги в соответствии с требованиями ЖК РФ, ГК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением П равительства РФ от 13 августа 2003 года № 491, вышеназванного судебного решения и решения Арбитражного суда Красноярского края от 11 июля 2012 года (дело № А33-13127/2011); ответчик же выставляет счета по недействительным к применению тарифам; помимо этого, истец считает незаконным предъявление ответчиком к оплате ремонта крыши, поскольку крыша входит в состав общедомового имущества и все расходы по ее содержанию и ремонту должны быть включены в тариф услуги «содержание и ремонт общедомового имущества»; также считает незаконным включение ответчиком в состав платы за жилищные и коммунальные услуги членских взносов, поскольку истец не является членом ТСЖ, договор управления с ней не заключался; начислив незаконно вышеназванные услуги, ТСЖ «Аэропорт» предоставило в МКУ «Управление социальной защиты населения администрации Емельяновского района» справку о наличии у истца задолженности по коммунальным услугам в размере 13456 рублей 38 копеек, после чего МКУ приостановило выплату истцу мер социальной поддержки; 17 сентября 2013 года истец обратилась к ответчику с претензией и просила произвести перерасчет стоимости жилищно-коммунальных услуг, выдать справку для МКУ с целью восстановления мер социальной поддержки; однако ТСЖ «Аэропорт» перерасчет не произвело, выдало справку о наличии задолженности в размере 11715 рублей 34 копейки по состоянию на 01 октября 2013 года; 06 декабря 2013 года истец получила уведомление о прекращении выплаты МСП с 01 сентября 2013 года; в этой связи с целью возобновления выплат МСП истец вынуждена была оплатить сумму задолженности, указанную в квитанции ТСЖ «Аэропорт»; незаконно начисленными и предъявленными к оплате за период с сентября 2010 года по июнь 2014 года истец считает услуги: содержание и ремонт жилого помещения 11620 рублей 51 копейка, резервный фонд срочных ремонтов 1889 рублей 77 копеек, ремонт крыши 889 рублей 81 копейка, текущее обслуживание общедомового оборудования для производства горячей воды 2278 рублей 99 копеек, членские взносы 3320 рублей 57 копеек; в связи с тем, что при оказании ТСЖ «Аэропорт» жилищно-коммунальных услуг не соблюден установленный законодательством порядок изменения цен в сфере ЖКХ, были нарушения права истца как потребителя и причинен моральный вред, который она оценивает в 25 000 рублей.
В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали в полном объеме, уточнив, что из платы за жилищно-коммунальные услуги следует исключить начисления за период с марта 2011 года по ноябрь 2012 года по услугам: содержание и ремонт жилого помещения в размере 11 620 рублей 51 копейка, резервный фонд срочных ремонтов в размере 1889 рублей 81 копейка, текущее обслуживание общедомового оборудования для производства горячей воды в размере 2 278 рублей 99 копеек, за период с сентября 2010 года по май 2011 года по услуге ремонт крыши в размере 889 рублей 81 копеек, по тем основаниям, что решением Емельяновского района от 25 декабря 2012 года отменено было решение общего собрания от 22 марта 2011 года и решение заседания правления ТСЖ «Аэропорт», на котором были установлены тарифы для данных услуг; начисления по членским взносам истец просит исключить за период с марта 2011 года по февраль 2015 года по тем основаниям, что она не является членом ТСЖ.
Представители ответчика ФИО6 и ФИО7 иск не признали, просили применить срок исковой давности к требованиям об обязании произвести перерасчет за период с сентября 2010 года по октябрь 2011 года; дополнительно пояснили, что несмотря на то, что решением Емельяновского районного суда от 25 декабря 2012 года было отменено решение общего собрания и заседания правления об установлении тарифов по жилищно-коммунальным услугам, данные тарифы были признаны экономически обоснованными и верными на очередном собрании собственников ТСЖ; таким образом, ТСЖ имело право начислять плату по данным тарифам; кроме того, согласно ст. 137 ЖК РФ ТСЖ вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год размер платежей и взносов для каждого собственника помещений в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве собственности на общее имущество; пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами товарищества собственников жилья, определяется органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления схемы доходов и расходов н содержание общего имущества на соответствующий год; таким образом, ТСЖ имеет полное право начислять истцу «членские взносы»; помимо этого, по мнению представителей ответчика, требования не подлежат удовлетворению и по тем основаниям, что истец весь указанный в иске период получала от государства субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг; при этом размер субсидии рассчитывался, исходя из данных, предоставляемых ТСЖ «Аэропорт», то есть, исходя из тех расчетов, которые в настоящее время истец оспаривает; получая субсидию, она не оплачивала коммунальные услуги в полном объеме, в связи с чем образовалась задолженность; претензий к качеству оказываемых услуг истец никогда не предъявляла; в силу же действующего законодательства единственным основанием для перерасчета является некачественное оказание услуги.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Как видно из материалов дела, истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>; управление домом № 4, который является многоквартирным, осуществляется ТСЖ «Аэропорт», созданным 28 апреля 2008 года (л.д.8, 196); 22 марта 2011года решением общего собрания ТСЖ «Аэропорт» утверждены финансовый отчет за 2010 год, размер платы за управление, содержание и ремонт общедомового имущества, структура платежей по коммунальным услугам; согласно данному решению утвержден размер жилищной услуги в размере 20,23 рубля за 1кв.м. жилой площади; размер членских взносов-1,20руб.за 1кв.м. жилой площади; размер платы в резервный фонд – 1,80руб.за 1кв.м.; 25 марта 2011 года заседанием правления ТСЖ «Аэропорт» утверждены результаты заочного голосования общего собрания членов ТСЖ «Аэропорт» от 22.03.2011года (протокол №3а); принято решение о размере применяемых тарифов с 01.03.2011 года, утверждена форма квитанции на оплату коммунальных и жилищных услуг для оплаты с 01.03.2011года (л.д. 49-55); решением Емельяновского районного суда от 25 декабря 2012 года, вступившим в законную силу 07 августа 2013 года, вышеназванные решения были признаны в полном объеме недействительными по причине нарушения порядка подсчета голосов, предусмотренного ч. 3 ст. 48 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 2 – 4 ст. 154 ЖК РФ (в редакции от 30.11.2010 N 328-ФЗ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включала в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4).
Статья 155 ЖК в новой редакции и в редакции от 30.11.2010 N 328-ФЗ предусматривает, что члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья… (часть 6).
Согласно ч. 7, 8 ст. 156 ЖК РФ в новой и прежней редакции размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с ч. 1, 2 157 ЖК РФ в новой и прежней редакции размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 158 ЖК РФ (в редакции от 30.11.2010 N 328-ФЗ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
С учетом установленных по делу обстоятельств, в силу вышеприведенных норм права суд приходит к выводу, что поскольку решением Емельяновского районного суда от 25 декабря 2012 года было признано недействительным решение общего собрания от 22 марта 2011 года и решение заседания правления ТСЖ «Аэропорт», на которых были приняты и утверждены: размер платы за управление, содержание и ремонт общедомового имущества, «структура платежей по коммунальным услугам», размеры жилищной услуги, членских взносов, платы в резервный фонд, что приравнивается к отсутствию решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в период с 1 марта 2011 года до принятия общим собранием нового решения, ТСЖ должно было пересчитать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, в соответствии с размерами, установленными органом местного самоуправления.
Помимо этого, как видно из счетов квитанций за период с марта 2011 года по ноябрь 2012 года, истцу выставлялись к оплате такие услуги как: коммунальные - водоотведение (канализация), отопление, холодная вода, жилищные – вывоз твердых отходов, резервный фонд срочных ремонтов, текущее обслуживание общедомового оборудования для производства горячей воды, управление, содержание, ремонт общедомового имущества, членские взносы/обязательные взносы не членов ТСЖ.
Как указывалось выше, члены товарищества собственников жилья в обязательном порядке вносят платежи и (или) взносы, которые связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг.
Согласно п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В этой связи требование ответчика об уплате членских взносов за период с марта 2011 года по ноябрь 2012 года суд считает неправомерным, поскольку ответчиком не представлено доказательств тому, что данные взносы связаны с расходами на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Что касается таких видов услуг, как «резервный фонд срочных ремонтов», «ремонт крыши», «текущее обслуживание общедомового оборудования для производства горячей воды», то они, по мнению суда, должны быть исключены из размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, поскольку как указывалось выше, данный размер за период с марта 2011 года по ноябрь 2012 года должен исчисляться в соответствии с размерами, установленными органом местного самоуправления.
Решением Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 27.12.2006 N 28-169р "Об оплате жилья и коммунальных услуг потребителей, находящихся на обслуживании ООО "ПКФ "Красэнергосервис" утверждены были нормативы затрат и тарифы на содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги для населения, проживающего в жилом фонде, находящемся на обслуживании ООО "ПКФ "Красэнергосервис".
В соответствии с Приложением N 2 к вышеназванному Решению размер тарифа по жилищной услуге для населения составлял 6,85 рублей за 1 кв.м..
Таким образом, ответчик должен был произвести расчет платы за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Решением Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 27.12.2006 N 28-169р, а не выставлять счета на основании недействительных тарифов.
При таких обстоятельствах суд считает правильным удовлетворить требования истца в части перерасчета платы за содержание и ремонт жилого помещения за период с ноября 2011 года по ноябрь 2012 года, в части исключения из размера платы членских взносов за указанный период.
Что касается периода оплаты с марта 2011 года по октябрь 2011 года, то в этой части оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку истцом пропущен срок исковой давности, о применении которого заявил представитель ответчика в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции.
К такому выводу суд пришел исходя из следующего.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 196 ГК РФ).
В силу п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
П. 2 ст. 155 ЖК РФ предусматривалось, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ данный пункт изложен в следующей редакции: плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 N 15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
В связи с изложенным срок исковой давности по требованию о перерасчете платы за содержание и ремонт жилого помещения за период с марта 2011 года по 13 октября 2011 года (три года, предшествующие обращению истца в суд, то есть 14 октября 2014 года) истцом пропущен.
При этом, суду не представлены доказательства, которые бы подтверждали уважительность причин пропуска срока исковой давности.
Довод представителя истца ФИО5 о том, что истец не является грамотным человеком в области права, не может служить основанием для восстановления срока давности.
В соответствии со ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
Юридическая неграмотность истца не может являться уважительной причиной для восстановления пропущенного срока, поскольку в ст. 205 ГК РФ речь идет о полной неграмотности гражданина (неумение писать, читать), препятствовавшей обращению в суд. Отсутствие знаний каких-либо законов или сложившейся судебной практики не свидетельствует о невозможности обращения в суд в установленные сроки.
Что касается требования об исключении из суммы начислений членских взносов за период с ноября 2012 года по 28 февраля 2015 года, то суд считает необходимым в его удовлетворении отказать, поскольку данные взносы установлены были решением общего собрания членов ТСЖ «Аэропорт» от 07 ноября 2012 года, которое в установленном порядке оспорено не было и является действующим.
Что касается требования об установлении отсутствия задолженности по жилищно-коммунальным услугам на указанные в исковом заявлении даты, то суд считает его заявленным преждевременно, поскольку наличие или отсутствие задолженности будет установлено после перерасчета, который ответчик обязан будет сделать на основании настоящее решения. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает такой способ защиты, как «установить отсутствие задолженности..».
Разрешая требование о компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
В силу статьи 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законом и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Пунктом 149 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов), предусмотрено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность, в том числе за моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами.
Согласно пункту 155 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов если исполнителем вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, потребителю причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то по заявлению потребителя суд может возложить на исполнителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В силу пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил.
В пункте 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в числе таких лиц указано товарищество собственников жилья.
Таким образом, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов допускают возможность признать товарищество собственников жилья исполнителем коммунальных услуг и возложить на него обязанность денежной компенсации причиненного морального вреда.
Согласно пункту 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель имеет право, в том числе, получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней); требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Поскольку в судебном заседании установлено, что права истца как потребителя были нарушены по вине ТСЖ «Аэропорт" незаконным отказом в перерасчете платы за содержание и ремонт жилого помещения с учетом решения Емельяновского районного суда от 25 декабря 2012 года, а в соответствии с п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя, суд находит требования о компенсации морального вреда обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая фактические обстоятельства дела, характер допущенных нарушений, а также требования разумности и справедливости, суд находит возможным частично удовлетворить требования истца о компенсации морального вреда и взыскать с ответчика денежную компенсацию в размере 5000 рублей.
Оснований для определения компенсации морального вреда в большем размере не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к ТСЖ «Аэропорт» о перерасчете платы за жилищно-коммунальные услуги, установлении факта отсутствия задолженности по коммунальным платежам, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать товарищество собственников жилья «Аэропорт» произвести перерасчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в отношении собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО2 за период с ноября 2011 года по ноябрь 2012 года, исходя из подлежавшего применению тарифа по жилищной услуге для населения в размере 6,85 рублей за 1 кв.м., установленного Решением Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 27.12.2006 N 28-169р "Об оплате жилья и коммунальных услуг потребителей, находящихся на обслуживании ООО "ПКФ "Красэнергосервис".
Исключить из размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги членские взносы за период с ноября 2011 года по ноябрь 2012 года.
Взыскать с товарищества собственников жилья «Аэропорт» в пользу ФИО2 5 000 (пять тысяч) рублей в счет компенсации морального вреда.
В остальной части иска, в том числе в удовлетворении требования о перерасчете платы за жилищно-коммунальные услуги за период с 01 сентября 2010 года по октябрь 2011 года, с декабря 2012 года по 28 февраля 2015 года, в установлении отсутствия задолженности по жилищно-коммунальным услугам, отказать.
Взыскать с товарищества собственников жилья «Аэропорт» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение 30 дней со дня вынесения в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме 23 марта 2015 года.
Председательствующий: