Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-81/2020 от 09.11.2020

УИД 36RS0010-01-2020-001125-14

Дело № 12-81/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Борисоглебск                                                                                  21 декабря 2020 года

Судья Борисоглебского городского суда Воронежской области Строкова О.А., рассмотрев жалобу Федюниной Людмилы Васильевны на постановление главного государственного инспектора Борисоглебского городского округа, Грибановского, Поворинского и Терновского межмуниципальных районов по охране и использованию земель от 26.06.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ,

с участием главного государственного инспектора Борисоглебского городского округа, Грибановского, Поворинского и Терновского межмуниципальных районов по охране и использованию земель Куликова Д.В.,

у с т а н о в и л:

Постановлением главного государственного инспектора Борисоглебского городского округа, Грибановского, Поворинского и Терновского межмуниципальных районов по охране и использованию земель № 003/2020 от 26.06.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, Федюнина Л.В., признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 12 673 рубля.

На указанное постановление Федюниной Л.В. принесена жалоба, в которой она просит постановление административного органа отменить как незаконное, вынесенное с нарушением норм действующего законодательства.

В обоснование доводов жалобы Федюнина Л.В. указывает на то, что при составлении протокола по делу об административном правонарушении она не присутствовала, ходатайство об отложении составления протокола оставлено без удовлетворения, выводы должностного лица о самовольной добыче песка не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в её действиях отсутствует состав административного правонарушения.

Федюнина Л.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом. В суд представила ходатайство о прекращении производства по делу.

Главный государственный инспектор Борисоглебского городского округа, Грибановского, Поворинского и Терновского межмуниципальных районов по охране и использованию земель Куликов Д.В. против удовлетворения жалобы возражал, указав, что Акт проверки был предметом оспаривания в судебном порядке. Решением суда в удовлетворении административного иска Федюниной Л.В. отказано. О необходимости рекультивации земельного участка Федюнина Л.В. знала еще при покупке земельного участка. Что касается правомерности составления протокола об административном правонарушении от 30.03.2020 в отсутствии Федюниной Л.В., пояснил, что на момент составления протокола, ходатайства Федюниной Л.В. не было, оно поступило в Борисоглебский межмуниципальный отдел только 31.03.2020 из Управления Росреестра по Воронежской области. Просил в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делу об административном правонарушении относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств дела.

По смыслу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Как следует из материалов дела, Федюниной Л.В. принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 460 000 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, который относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования.

На основании распоряжения № 376-р от 19.11.2019 главы администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области должностным лицом в период с 11.02.2020 по 13.02.2020 в отношении неё была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами в области земельных правоотношений, в отношении земельных участков, используемых для осуществления текущей деятельности, в том числе требований, исключающих самовольное занятие земельных участков, самовольный обмен земельными участками (землями), использование земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, удостоверяющих право на землю; использования земельных участков в соответствии с целевым назначением, и видом разрешенного использования, предусмотренного правоустанавливающими документами на земельные участки; требований о соблюдении порядка переуступки права пользования земельными участками.

При проведении внеплановой выездной проверки 11.02.2020 осуществлен осмотр принадлежащего ей земельного участка сельскохозяйственного назначения, проведены контрольные замеры и фотофиксация местоположения границ земельного участка.

По результату проведенной внеплановой проверки составлен акт проверки органом муниципального контроля гражданина № 3 от 13.02.2020, согласно которому в отношении административного истца сделан вывод о нарушении обязательных требований земельного законодательства, выразившиеся в использовании указанного земельного участка с нарушением вида разрешенного использования - для сельскохозяйственного назначения, фактическое использование - для добычи песка. На земельном участке имеется выемка грунта, котлован на площади 8 450 кв.м.

Администрацией Борисоглебского городского округа Воронежской области указанный материал проверки был направлен в Борисоглебский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Воронежской области для рассмотрения и вынесения соответствующего решения.

Начальником Борисоглебского межмуниципального отдела были назначены дата и время составления протокола об административном правонарушении, о чем было направлено уведомление Федюниной Л.В., которое ею было получено 24.03.2020. Протокол об административном правонарушении составлен 30.03.2020 в 15 час. 00 мин. государственным инспектором Борисоглебского городского округа, Грибановского, Поворинского и Терновского муниципальных районов Воронежской области по охране и использованию земель ФИО1 в отсутствии Федюниной Л.В.

Довод Федюниной Л.В. о неправомерности составления протокола об административном правонарушении в её отсутствие нельзя признать состоятельным. Из материалов дела видно, что Федюнина Л.В. была извещена должностным лицом о времени и месте составления в отношении неё протокола об административном правонарушении. Свое заявление с просьбой отложить составление протокола об административном правонарушении она направила 30.03.2020 по электронной почте в Управление Росреестра по Воронежской области, которое было перенаправлено в Борисоглебский межмуниципальный отдел только 31.03.2020. Ходатайства лица, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, рассматривает должностное лицо, составляющее протокол. Поскольку указанного ходатайства 30.03.2020 в Борисоглебском межмуниципальном отделе не было, у должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, имелись все основания для составления протокола об административном правонарушении в отсутствие извещенной надлежащим образом Федюниной Л.В., что соответствует требованиям ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ.

Вместе с тем состоявшийся по делу акт законными признать нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Привлекая Федюнину Л.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, должностное лицо пришло к выводу о том, что земельный участок фактически используется для добычи песка, то есть не по целевому назначению в соответствии с видом его разрешенного использования, который учтен в государственном кадастре недвижимости (для сельскохозяйственных нужд), за изменением вида разрешенного использования земельного участка в установленном законом порядке Федюнина Л.В. не обращалась.

Однако применительно к обстоятельствам настоящего дела необходимо учитывать следующее.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в числе которых - земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 данного Кодекса).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.

Частью 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в целях охраны земель обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот: сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации в зависимости от целевого назначения подразделяются на конкретные категории, в составе которых значатся и земли сельскохозяйственного назначения (пункт 1). Указанные в настоящей статье земли используются строго с установленным для них целевым назначением. Правовой режим их определяется исходя из принадлежности земель к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (пункт 2).

В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса РФ и п. 1 ч. 3 ст. 1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» основным принципом оборота земель таких земель является сохранение их целевого использования.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ).

Для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота либо возведения каких-либо строений даже в целях их использования в сельскохозяйственной деятельности. Данный вывод соответствует ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регламентирующей принцип целевого использования земельных участков.

В материалах дела по жалобе Федюниной Л.В. имеется решение Борисоглебского горсуда Воронежской области от 29.06.2020, вступившее в законную силу 29.09.2020, по административному делу № 2а-404/2020 по административному иску Федюниной Людмилы Васильевны к администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о признании акта проверки органом муниципального контроля и предписания об устранении нарушения земельного законодательства. В удовлетворении административного иска было отказано.

Данным решением установлено, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении Федюнина Л.В. являлась собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 460000 +/- 5935 кв.м с кадастровым номером , категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: <адрес>.

Указанный объект недвижимости она приобрела на основании договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок от 07.10.2019, заключенного между ФИО2 и Федюниной Людмилой Васильевной, удостоверенный нотариусом нотариального округа Борисоглебского городского округа Воронежской области ФИО3, зарегистрированного в реестре 36/114-н/ 36-2019-2-1095.

Собственником другой 1/2 доли в праве общей    долевой собственности на тот же земельный участок на момент сделки являлся ФИО4.

В июне 2019 года отделом муниципального контроля администрации Борисоглебского городского округа была проведена проверка собственников земельного участка с кадастровым номером на предмет его использования. Поводом для муниципальной проверки послужило заявление жителя села Чигорак ФИО5 о нецелевом использовании земли сельхозназначения (л.д. 71-72). По результатам проверки был установлен факт нарушения ФИО2 и ФИО4 обязательных требований земельного законодательства, выраженных в использовании указанного земельного участка с нарушением вида разрешенного использования земельного участка, а именно земельный участок фактически используется для добычи песка.

17.06.2019 обоим собственникам было выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства, в котором на них (каждому в отдельности) была возложена обязанность в срок не позднее 02.12.2019 устранить допущенное нарушение, а именно оформить разрешительную и иную документацию на использование земельного участка в соответствии с фактическим использованием, либо произвести рекультивацию земельного участка площадью 460000+/-5935 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

ФИО2 был привлечен к административной ответственности. Постановлением главного государственного инспектора Борисоглебского городского округа, Грибановского, Поворинского и Терновского муниципальных районов Воронежской области по охране и использованию земель Куликова Д.В. от 25.07.2019 по делу № 028/19 ФИО2 был признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.

ФИО4 также был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. (постановление главного государственного инспектора Борисоглебского городского округа, Грибановского, Поворинского и Терновского муниципальных районов Воронежской области по охране и использованию земель ФИО6 от 30.08.2019 по делу № 029/19).

В период с 04.12.2019 по 06.12.2019 отделом муниципального контроля была проведена проверка в отношении ФИО4 на основании распоряжения от 19.11.2019 № 337-р, в ходе которой был установлен факт нарушения ФИО4 обязательных требований земельного законодательства, выраженных в использовании упомянутого земельного участка с нарушением вида разрешенного использования земельного участка, а именно, земельный участок фактически использовался для добычи песка. Таким образом, в установленный предписанием от 17.06.2019 срок не были устранены допущенные нарушения земельного законодательства. По результатам проверки ФИО4 21.01.2020 было вынесено предписание об устранении нарушения земельного законодательства, которым на ФИО4 возложена обязанность в срок не позднее 08.09.2020 устранить допущенное нарушение, а именно оформить разрешительную и иную документацию на использование земельного участка в соответствии с фактическим использованием, либо произвести рекультивацию земельного участка площадью 460000+/-5935 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Кроме того, постановлением главного государственного инспектора Борисоглебского городского округа, Грибановского, Поворинского и Терновского муниципальных районов Воронежской области по охране и использованию земель Куликова Д.В. от 07.04.2020 по делу № 002/20 ФИО4 был признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за которое предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 13 000 руб..

Внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства проводилась в присутствии Федюниной Л.В., в акте проверки она дала письменные объяснения, в которых пояснила, что никакие работы на участке ею не проводились, как только позволят погодные условия, она намеревается провести работы по рекультивации и начать производить сельхозработы.

Таким образом, данным решением было установлено, что использование земельного участка не по назначению велось до приобретения Федюниной Л.В. этого участка в общую долевую собственность, за что бывшие сособственники земельного участка привлекались к административной ответственности.

В упомянутом решении суда от 29.06.2020 по административному делу №2а-404/2020 также отмечено об исследовании в судебном заседании договора № П-7 по выполнению проектных работ от 10.03.2020, согласно которому в качестве заказчиков выступают оба сособственника земельного участка Федюнина Л.В. и ФИО7 (правопреемник ФИО4). Таким образом, оба нынешних сособственника земельного участка начали совместную деятельность по рекультивации участка.

Из содержания частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Установление виновности предполагает доказывание не только вины субъекта, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного деяния.

Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

При таких обстоятельствах вывод главного государственного инспектора Борисоглебского городского округа, Грибановского, Поворинского и Терновского муниципальных районов Воронежской области по охране и использованию земель о том, что Федюнина Л.В. является субъектом вменяемого ей административного правонарушения, предусмотренного частью 1 стати 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованным признать нельзя.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30. 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах приходу к выводу об отмене постановления главного государственного инспектора Борисоглебского городского округа, Грибановского, Поворинского и Терновского межмуниципальных районов по охране и использованию земель № 003/2020 от 26.06.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении Федюниной Л.В., и прекращения производства по делу.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Постановление Постановлением главного государственного инспектора Борисоглебского городского округа, Грибановского, Поворинского и Терновского межмуниципальных районов Воронежской области по охране и использованию земель № 003/2020 от 26.06.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, вынесенное в отношении Федюниной Людмилы Васильевны - отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд.

Судья -                                                                                             О.А. Строкова

УИД 36RS0010-01-2020-001125-14

Дело № 12-81/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Борисоглебск                                                                                  21 декабря 2020 года

Судья Борисоглебского городского суда Воронежской области Строкова О.А., рассмотрев жалобу Федюниной Людмилы Васильевны на постановление главного государственного инспектора Борисоглебского городского округа, Грибановского, Поворинского и Терновского межмуниципальных районов по охране и использованию земель от 26.06.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ,

с участием главного государственного инспектора Борисоглебского городского округа, Грибановского, Поворинского и Терновского межмуниципальных районов по охране и использованию земель Куликова Д.В.,

у с т а н о в и л:

Постановлением главного государственного инспектора Борисоглебского городского округа, Грибановского, Поворинского и Терновского межмуниципальных районов по охране и использованию земель № 003/2020 от 26.06.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, Федюнина Л.В., признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 12 673 рубля.

На указанное постановление Федюниной Л.В. принесена жалоба, в которой она просит постановление административного органа отменить как незаконное, вынесенное с нарушением норм действующего законодательства.

В обоснование доводов жалобы Федюнина Л.В. указывает на то, что при составлении протокола по делу об административном правонарушении она не присутствовала, ходатайство об отложении составления протокола оставлено без удовлетворения, выводы должностного лица о самовольной добыче песка не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в её действиях отсутствует состав административного правонарушения.

Федюнина Л.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом. В суд представила ходатайство о прекращении производства по делу.

Главный государственный инспектор Борисоглебского городского округа, Грибановского, Поворинского и Терновского межмуниципальных районов по охране и использованию земель Куликов Д.В. против удовлетворения жалобы возражал, указав, что Акт проверки был предметом оспаривания в судебном порядке. Решением суда в удовлетворении административного иска Федюниной Л.В. отказано. О необходимости рекультивации земельного участка Федюнина Л.В. знала еще при покупке земельного участка. Что касается правомерности составления протокола об административном правонарушении от 30.03.2020 в отсутствии Федюниной Л.В., пояснил, что на момент составления протокола, ходатайства Федюниной Л.В. не было, оно поступило в Борисоглебский межмуниципальный отдел только 31.03.2020 из Управления Росреестра по Воронежской области. Просил в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делу об административном правонарушении относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств дела.

По смыслу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Как следует из материалов дела, Федюниной Л.В. принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 460 000 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, который относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования.

На основании распоряжения № 376-р от 19.11.2019 главы администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области должностным лицом в период с 11.02.2020 по 13.02.2020 в отношении неё была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами в области земельных правоотношений, в отношении земельных участков, используемых для осуществления текущей деятельности, в том числе требований, исключающих самовольное занятие земельных участков, самовольный обмен земельными участками (землями), использование земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, удостоверяющих право на землю; использования земельных участков в соответствии с целевым назначением, и видом разрешенного использования, предусмотренного правоустанавливающими документами на земельные участки; требований о соблюдении порядка переуступки права пользования земельными участками.

При проведении внеплановой выездной проверки 11.02.2020 осуществлен осмотр принадлежащего ей земельного участка сельскохозяйственного назначения, проведены контрольные замеры и фотофиксация местоположения границ земельного участка.

По результату проведенной внеплановой проверки составлен акт проверки органом муниципального контроля гражданина № 3 от 13.02.2020, согласно которому в отношении административного истца сделан вывод о нарушении обязательных требований земельного законодательства, выразившиеся в использовании указанного земельного участка с нарушением вида разрешенного использования - для сельскохозяйственного назначения, фактическое использование - для добычи песка. На земельном участке имеется выемка грунта, котлован на площади 8 450 кв.м.

Администрацией Борисоглебского городского округа Воронежской области указанный материал проверки был направлен в Борисоглебский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Воронежской области для рассмотрения и вынесения соответствующего решения.

Начальником Борисоглебского межмуниципального отдела были назначены дата и время составления протокола об административном правонарушении, о чем было направлено уведомление Федюниной Л.В., которое ею было получено 24.03.2020. Протокол об административном правонарушении составлен 30.03.2020 в 15 час. 00 мин. государственным инспектором Борисоглебского городского округа, Грибановского, Поворинского и Терновского муниципальных районов Воронежской области по охране и использованию земель ФИО1 в отсутствии Федюниной Л.В.

Довод Федюниной Л.В. о неправомерности составления протокола об административном правонарушении в её отсутствие нельзя признать состоятельным. Из материалов дела видно, что Федюнина Л.В. была извещена должностным лицом о времени и месте составления в отношении неё протокола об административном правонарушении. Свое заявление с просьбой отложить составление протокола об административном правонарушении она направила 30.03.2020 по электронной почте в Управление Росреестра по Воронежской области, которое было перенаправлено в Борисоглебский межмуниципальный отдел только 31.03.2020. Ходатайства лица, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, рассматривает должностное лицо, составляющее протокол. Поскольку указанного ходатайства 30.03.2020 в Борисоглебском межмуниципальном отделе не было, у должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, имелись все основания для составления протокола об административном правонарушении в отсутствие извещенной надлежащим образом Федюниной Л.В., что соответствует требованиям ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ.

Вместе с тем состоявшийся по делу акт законными признать нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Привлекая Федюнину Л.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, должностное лицо пришло к выводу о том, что земельный участок фактически используется для добычи песка, то есть не по целевому назначению в соответствии с видом его разрешенного использования, который учтен в государственном кадастре недвижимости (для сельскохозяйственных нужд), за изменением вида разрешенного использования земельного участка в установленном законом порядке Федюнина Л.В. не обращалась.

Однако применительно к обстоятельствам настоящего дела необходимо учитывать следующее.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в числе которых - земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 данного Кодекса).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.

Частью 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в целях охраны земель обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот: сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации в зависимости от целевого назначения подразделяются на конкретные категории, в составе которых значатся и земли сельскохозяйственного назначения (пункт 1). Указанные в настоящей статье земли используются строго с установленным для них целевым назначением. Правовой режим их определяется исходя из принадлежности земель к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (пункт 2).

В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса РФ и п. 1 ч. 3 ст. 1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» основным принципом оборота земель таких земель является сохранение их целевого использования.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ).

Для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота либо возведения каких-либо строений даже в целях их использования в сельскохозяйственной деятельности. Данный вывод соответствует ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регламентирующей принцип целевого использования земельных участков.

В материалах дела по жалобе Федюниной Л.В. имеется решение Борисоглебского горсуда Воронежской области от 29.06.2020, вступившее в законную силу 29.09.2020, по административному делу № 2а-404/2020 по административному иску Федюниной Людмилы Васильевны к администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о признании акта проверки органом муниципального контроля и предписания об устранении нарушения земельного законодательства. В удовлетворении административного иска было отказано.

Данным решением установлено, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении Федюнина Л.В. являлась собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 460000 +/- 5935 кв.м с кадастровым номером , категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: <адрес>.

Указанный объект недвижимости она приобрела на основании договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок от 07.10.2019, заключенного между ФИО2 и Федюниной Людмилой Васильевной, удостоверенный нотариусом нотариального округа Борисоглебского городского округа Воронежской области ФИО3, зарегистрированного в реестре 36/114-н/ 36-2019-2-1095.

Собственником другой 1/2 доли в праве общей    долевой собственности на тот же земельный участок на момент сделки являлся ФИО4.

В июне 2019 года отделом муниципального контроля администрации Борисоглебского городского округа была проведена проверка собственников земельного участка с кадастровым номером на предмет его использования. Поводом для муниципальной проверки послужило заявление жителя села Чигорак ФИО5 о нецелевом использовании земли сельхозназначения (л.д. 71-72). По результатам проверки был установлен факт нарушения ФИО2 и ФИО4 обязательных требований земельного законодательства, выраженных в использовании указанного земельного участка с нарушением вида разрешенного использования земельного участка, а именно земельный участок фактически используется для добычи песка.

17.06.2019 обоим собственникам было выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства, в котором на них (каждому в отдельности) была возложена обязанность в срок не позднее 02.12.2019 устранить допущенное нарушение, а именно оформить разрешительную и иную документацию на использование земельного участка в соответствии с фактическим использованием, либо произвести рекультивацию земельного участка площадью 460000+/-5935 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

ФИО2 был привлечен к административной ответственности. Постановлением главного государственного инспектора Борисоглебского городского округа, Грибановского, Поворинского и Терновского муниципальных районов Воронежской области по охране и использованию земель Куликова Д.В. от 25.07.2019 по делу № 028/19 ФИО2 был признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.

ФИО4 также был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. (постановление главного государственного инспектора Борисоглебского городского округа, Грибановского, Поворинского и Терновского муниципальных районов Воронежской области по охране и использованию земель ФИО6 от 30.08.2019 по делу № 029/19).

В период с 04.12.2019 по 06.12.2019 отделом муниципального контроля была проведена проверка в отношении ФИО4 на основании распоряжения от 19.11.2019 № 337-р, в ходе которой был установлен факт нарушения ФИО4 обязательных требований земельного законодательства, выраженных в использовании упомянутого земельного участка с нарушением вида разрешенного использования земельного участка, а именно, земельный участок фактически использовался для добычи песка. Таким образом, в установленный предписанием от 17.06.2019 срок не были устранены допущенные нарушения земельного законодательства. По результатам проверки ФИО4 21.01.2020 было вынесено предписание об устранении нарушения земельного законодательства, которым на ФИО4 возложена обязанность в срок не позднее 08.09.2020 устранить допущенное нарушение, а именно оформить разрешительную и иную документацию на использование земельного участка в соответствии с фактическим использованием, либо произвести рекультивацию земельного участка площадью 460000+/-5935 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Кроме того, постановлением главного государственного инспектора Борисоглебского городского округа, Грибановского, Поворинского и Терновского муниципальных районов Воронежской области по охране и использованию земель Куликова Д.В. от 07.04.2020 по делу № 002/20 ФИО4 был признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за которое предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 13 000 руб..

Внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства проводилась в присутствии Федюниной Л.В., в акте проверки она дала письменные объяснения, в которых пояснила, что никакие работы на участке ею не проводились, как только позволят погодные условия, она намеревается провести работы по рекультивации и начать производить сельхозработы.

Таким образом, данным решением было установлено, что использование земельного участка не по назначению велось до приобретения Федюниной Л.В. этого участка в общую долевую собственность, за что бывшие сособственники земельного участка привлекались к административной ответственности.

В упомянутом решении суда от 29.06.2020 по административному делу №2а-404/2020 также отмечено об исследовании в судебном заседании договора № П-7 по выполнению проектных работ от 10.03.2020, согласно которому в качестве заказчиков выступают оба сособственника земельного участка Федюнина Л.В. и ФИО7 (правопреемник ФИО4). Таким образом, оба нынешних сособственника земельного участка начали совместную деятельность по рекультивации участка.

Из содержания частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Установление виновности предполагает доказывание не только вины субъекта, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного деяния.

Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

При таких обстоятельствах вывод главного государственного инспектора Борисоглебского городского округа, Грибановского, Поворинского и Терновского муниципальных районов Воронежской области по охране и использованию земель о том, что Федюнина Л.В. является субъектом вменяемого ей административного правонарушения, предусмотренного частью 1 стати 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованным признать нельзя.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30. 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах приходу к выводу об отмене постановления главного государственного инспектора Борисоглебского городского округа, Грибановского, Поворинского и Терновского межмуниципальных районов по охране и использованию земель № 003/2020 от 26.06.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении Федюниной Л.В., и прекращения производства по делу.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Постановление Постановлением главного государственного инспектора Борисоглебского городского округа, Грибановского, Поворинского и Терновского межмуниципальных районов Воронежской области по охране и использованию земель № 003/2020 от 26.06.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, вынесенное в отношении Федюниной Людмилы Васильевны - отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд.

Судья -                                                                                             О.А. Строкова

1версия для печати

12-81/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Федюнина Людмила Васильевна
Другие
Гарькина В.А.
Суд
Борисоглебский городской суд Воронежской области
Судья
Строкова Ольга Александровна
Статьи

ст. 8.8 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
borisoglebsky--vrn.sudrf.ru
09.11.2020Материалы переданы в производство судье
26.11.2020Судебное заседание
11.12.2020Судебное заседание
18.12.2020Судебное заседание
21.12.2020Судебное заседание
22.12.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
24.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2020Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
12.01.2021Вступило в законную силу
05.04.2021Дело оформлено
05.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее