Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-414/2012 ~ М-443/2012 от 04.09.2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 сентября 2012 года с.Шигоны

Шигонский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Объедкова А.А.,

с участием и.о. прокурора Шигонского района Лебедева Г.Н.,

при секретаре Дементьевой С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-414 по заявлению Дедюхинв И.Б. о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутат Собрания Представителей муниципального района Шигонский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидата в депутаты Собрания представителей муниципального района Шигонский Самарской области по одномандатному избирательному округу четвертого созыва и обязании зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты,

Установил:

Дедюхин И.Б. обратился в суд с заявлением об отмене решения Окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Собрания Представителей муниципального района Шигонский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (далее – ОИК)) которым заявителю отказано в регистрации кандидатом в депутаты Собрания представителей муниципального района Шигонский Самарской области (далее – Собрание представителей). также обязании зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты.

Свои требования заявитель мотивировал следующим. 13 августа 2012 года он уведомил ТИК о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Собрание представителей в порядке самовыдвижения, представив все документы, необходимые для регистрации в соответствии с Законом в том числе 14 надлежаще оформленных подписных листа с подписями избирателей, достаточными для регистрации в качестве депутата. 31.08.2012 года ОИК приняла оспариваемое решение, сославшись на непредставление достаточного для регистрации в качестве кандидата в депутаты количества достоверных подписей избирателей и нарушение п.8 ст.37 Федерального Закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в соответствие с которым подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении №7 и №8 к настоящему Закону.

Считает данное решение незаконным, так как представил достоверные сведения о своем месте жительства. Полное указание адреса места жительства. По его мнению, так же избирательная комиссия должна была известить не позднее, чем за 3 дня до заседания комиссии о не соблюдении требований закона к оформлению документов, а также его участие при проведении проверки подписей.

В ходе судебного разбирательства заявитель Дедюхин И.Б. заявление уточнил отказавшись от требования в части не извещения его о имеющихся нарушениях в оформление документов и присутствия при проверки подписей. В остальной части заявление поддержал.

Представитель ТИК по доверенности Яшагин О.В. в судебном заседании считал заявление необоснованным и пояснил, что форма подписного листа, указанная в приложении № 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусматривает исчерпывающий перечень сведений о кандидате размещаемых в подписном листе, в том числе указывается наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата. Кандидат Дедюхин И.Б., в представленных подписных листах, указал наименование улицы и дома своего места жительства, чем расширил определенный законодательством объем сведений нарушив форму подписного листа утвержденную федеральным законодательством.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявление обоснованным, суд считает необходимым заявление удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение избирательной комиссии незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права.

Согласно ст.32 Закона РФ от 2.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об основных гарантиях…»), ст.32 Закона Самарской области «О выборах депутатов…» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

В соответствии со ст.34 Закона Самарской области «О выборах депутатов…» самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

Статья 36 данного Закона устанавливает, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется настоящим Законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, списков кандидатов в едином избирательном округе, составляет два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа в соответствии с частью 4 статьи 16 настоящего Закона, но не может быть менее десяти. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат; нарушение данного правила влечет недействительность подписей. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях со 2 по 6 к настоящему Закону. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом, которые напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.

Статьей 37 указанного Закона установлена процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. Так, согласно данной статье если регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей, соответствующая избирательная комиссия осуществляет проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (п.1). Соответствующая избирательная комиссия для проведения данной проверки может своим решением создавать рабочие группы из числа членов данной избирательной комиссии, работников аппарата данной избирательной комиссии, привлеченных специалистов (п.2). Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (п.3). При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей (п.4). Проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки (п.5).

Как указано в п.6 данной статьи, по результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной и действительной либо недостоверной или недействительной.

Пунктом 9 данной статьи установлено, что недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом.

Ее же пункт 10 гласит, что недействительными подписями следует считать в том числе:

подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе (п.п.1);

все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями № 2 - № 6 к настоящему Закону (п.п.11).

Пунктом 14 указанной статьи установлено, что по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания соответствующий избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов. В случае если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 5 части 9 статьи 38 настоящего Закона (отказ в регистрации), кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в соответствующей избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов.

Согласно пункту 15 данной статьи о результатах соответствующей проверки кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения должны быть извещены не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации кандидата, списка кандидатов или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения в указанный срок должны быть представлены копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.

В соответствии со ст.38 Закона Самарской области «О выборах депутатов…» регистрация кандидата, списка кандидатов при наличии документов, указанных в частях 3 и 5 статьи 33, частях 4 и 5 статьи 35, частях 2 и 3 статьи 35.1 настоящего Закона, осуществляется в том числе на основании необходимого в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Закона количества собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей. В этом случае в соответствующую избирательную комиссию представляются подписные листы, а также протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата по форме, установленной Избирательной комиссией Самарской области (п.п.1 п.2).

Пункт 4 данной статьи устанавливает, что процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, осуществляется в соответствии со статьей 37 настоящего Закона Самарской области «О выборах депутатов…».

Согласно п.5 данной статьи избирательная комиссия в течение десяти дней со дня представления документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для регистрации кандидата, списка кандидатов, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям федеральных законов, настоящего Закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации. Кандидат, избирательное объединение вправе присутствовать на заседании избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов. Соответствующая избирательная комиссия письменно под расписку извещает кандидата, избирательное объединение о дате, времени и месте проведения заседания.

В соответствии с п.8 указанной статьи в случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов соответствующая избирательная комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из списка обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов.

Пунктом 9 данной статьи установлены основания отказа в регистрации кандидата, которым является в том числе недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (п.п.5).

Как установлено в ходе судебного разбирательства, решением Собрания представителей муниципального района Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24) назначены дополнительные выборы депутата Собрания представителей муниципального района Шигонский Самарской области по одномандатному избирательному округу четвертого созыва на ДД.ММ.ГГГГ.

Решением ТИК от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26) на нее были возложены полномочия ОИК, в связи, с чем ТИК в соответствующих случаях принимает решения, оформляемые как решения ОИК.

ДД.ММ.ГГГГ заявитель уведомил ТИК о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Собрания представителей муниципального района Шигонский в порядке самовыдвижения, представил документы для регистрации, в том числе 14 подписных листа (л.д.31-44), содержащих подписи избирателей в свою поддержку. В том числе в подписных листах укахал адрес места прожтвания проживает: <адрес>.

Решением ОИК от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27) заявителю было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты на основании п.8 ст.37 Федерального Закона № 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в соответствие с которым подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении и к настоящему Закону. В нарушение указанных требований, по мнению ОИК, во всех 14-ти представленных заявителем подписных листах кандидат указал, что проживает <адрес>. В соответствии с абзацем «и» п.п. 6.4. п.6 ст.38 Федерального Закона № 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все подписи в подписном листе, признаны недействительными, так как подписной лист не соответствует форме установленной законом.

Согласно содержанию протокола об итогах проверки подписных листов и ведомости проверки подписей от 28.08.2012 года (л.д.27) в качестве единственного основания для признания всех представленных заявителем подписей избирателей недостоверными или недействительными указан абзац «и» п.п. 6.4. п.6 ст.38 Федерального Закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Как следует из материалов дела, в «шапке» всех представленных заявителем подписных листов указано проживает: <адрес>, чем, по мнению ОИК, расширил определенный законодательством объем сведений, тем самым нарушил форму подписного листа, утвержденную федеральным законодательством.

    Однако, суд полагает, что в данном случае такое указание места жительства в указанной строке не является нарушением формы подписного листа и не является основанием для признания подписей избирателей недействительными.

    Как следует из представленной заявителем ксерокопии паспорта (л.д.18-19), он проживает по адресу: <адрес>. Суд полагает, что указание полного адреса места жительства с указанием названия улицы и номера дома, не может расцениваться как нарушение формы подписного листа, излишне представленной информацией, поскольку заявитель действительно согласно паспорта проживает по указанному адресу, а не по какому-либо другому, т.е. сведения, изложенные в подписном листе, в данной части не могут расцениваться как недостоверные. Указание в подписных листах сведений о месте проживания кандидата в такой форме не могло повлиять на формирование у избирателей, поставивших свои подписи, мнения о кандидате, повлечь какое-либо иное толкование или сомнение относительно данных о личности кандидата, равно как и не вводило в заблуждение ТИК, в распоряжении которой на момент проверки подписных листов находилась ксерокопия паспорта, содержащая соответствующие сведения о месте жительства Дедюхина И.Б..

Доводы представителя ТИК о том, что кандидат расширил определенный законодательством объем сведений, нарушив форму подписного листа, утвержденную федеральным законодательством, суд также считает надуманными. Согласно пункта 5 статья 2 ФЗ №67 - ФЗ, адрес места жительства – адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
    Таким образом, формой подписного листа предусмотрено указание в нем сведений о месте жительства, что и сделал заявитель, указав, что местом его жительства является: <адрес>. По мнению суда, указав в подписных листах достоверные сведения о месте жительства, заявитель не нарушил форму подписных листов и не поставил себя в неравное положение с другими кандидатами. Доводы представителя ОИК об обратном основаны на неправильном толковании закона, в связи, с чем не могут быть приняты во внимание.

Поскольку судом установлена необоснованность признания ОИК представленных подписных листов недействительными и недостоверными, которых в таком случае достаточно для регистрации в качестве кандидата в депутаты, заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199,212,261 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Дедюхинв И.Б. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Собрания Представителей муниципального района Шигонский Самарской области по одномандатному избирательному округу четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ и обязать ее зарегистрировать Дедюхинв И.Б. в качестве кандидата в депутаты Собрания представителей муниципального района Шигонский Самарской области по одномандатному избирательному округу четвертого созыва

Решение может быть обжаловано в течение 5 дней со дня изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.

Решение изготовлено в окончательной форме 12.09.2010 года.

Председательствующий А.А. Объедков

2-414/2012 ~ М-443/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дедюхин И.Б.
Лебедев Г.Н.
Другие
Территориальная избирательная комиссиия Собрания представителей м.р. Шигонский
Суд
Шигонский районный суд Самарской области
Судья
Объедков А.А.
Дело на странице суда
shigonsky--sam.sudrf.ru
04.09.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.09.2012Передача материалов судье
04.09.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.09.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2012Судебное заседание
10.09.2012Судебное заседание
14.09.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее