Дело № 2-722/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Новокаякент 15 декабря 2016 г.
Каякентский районный суд РД в составе председательствующего судьи Алибулатова З.И., с участием представителя истца помощника прокурора Каякентского района РД Нуралиева А.М., ответчика представителя ГБУ РД «Каякентская ЦРБ» Арсаналиева А.М. представившего доверенность от 15 декабря 2016г., при секретаре Ахмедовой С.А., рассмотрев исковое заявление прокурора Каякентского района в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к ГБУ РД «Каякентская ЦРБ» о признании бездействие ГБУ РД «Каякентская ЦРБ» незаконным и понуждении устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил,
У с т а н о в и л:
Прокурор Каякентского района в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ГБУ РД «Каякентская ЦРБ» о признании бездействие ГБУ РД «Каякентская ЦРБ» незаконным и понуждении устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Каякентского района Нуралиев А.М. поддержал заявленные требования, просит их удовлетворить в полном объеме по следующим, изложенным в исковом заявлении основаниям.
Прокуратурой Каякенткого района в соответствии с поручением прокуратуры Республики Дагестан от 03.10.2016 за № 7/2-32-2016 направленным во исполнение задания Генеральной прокуратуры РФ от 25.09.2015 № 73/1- 1621-2015 с привлечением специалиста ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш в ГБУ РД «Каякентская ЦРБ» проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства, регулирующего порядок и условия хранения лекарственных средств и медицинских изделий, а также порядок уничтожения лекарственных средств, пришедших в негодность и с истекшим сроком годности.
Проверкой установлено, что в ГБУ РД «Каякентская ЦРБ» нарушаются требования Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23 августа 2010 г. N 706 н «Правила хранения лекарственных средств», Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Конституции РФ от 12.12.1993.
Статьей 11 ФЗ № 52 установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а также обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Статьей 3 ФЗ № 52 установлено, что законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 3 ФЗ № 323 законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 19 ФЗ № 323 пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно- гигиеническим требованиям.
П. 3 Приказа № 706 предусмотрено, что в помещениях для хранения лекарственных средств должен поддерживаться определенный температурный режим и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.
Исходя из требований п. 6 Приказа № 706 отделка помещений для хранения лекарственных средств (внутренние поверхности стен, потолков) должна быть гладкой и допускать возможность проведения влажной уборки.
Согласно п. 7 Приказа № 706 помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов. Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5 - 1,7 м от пола.
Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.
В соответствии с п. 65 Приказа № 706 Наркотические и психотропные лекарственные средства хранятся в организациях в изолированных помещениях, специально оборудованных инженерными и техническими средствами охраны, и в местах временного хранения при соблюдении требований согласно Правилам хранения наркотических средств и психотропных веществ, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1148.
П. 11 Приказа № 706 устанавливает, что в организациях и у индивидуальных предпринимателей необходимо вести учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией. Контроль за своевременной реализацией лекарственных средств с ограниченным сроком годности должен осуществляться с использованием компьютерных технологий, стеллажных карт с указанием наименования лекарственного средства, серии, срока годности либо журналов учета сроков годности. Порядок ведения учета указанных лекарственных средств устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.
Исходя из смысла п. 13 Приказа № 706 лечебные учреждения, организации должны иметь помещения для хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств.
Вопреки изложенному, в помещениях ГБУ РД «Каякентская ЦРБ» для хранения лекарственных средств нет возможности поддерживать определенный температурный режим и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств (отсутствует вентиляция, отопление, кондиционер).
Имеющаяся в помещениях для хранения лекарственных средств отделка (внутренние поверхности стен, потолков) не допускает возможности проведения влажной уборки.
В указанных помещениях имеются приборы для регистрации параметров воздуха (термогигрометрами), однако один из двух термогигрометров не функционирует. Показания термогигрометра и данные в журнале регистрации на день проверки не совпадают. Более того, термогигрометры установлены с нарушением установленных требований (Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов). Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5 - 1,7 м от пола.
Отсутствует отдельное, технически укрепленное помещение для хранения наркотических и психотропных лекарственных средств, сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств. Наркотические средства годные и с истекшим сроком годности хранятся в одном сейфе в складе для хранения лекарственных средств.Не ведется учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде. Отсутствует отдельное помещение для хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств, в результате чего они хранятся вместе с перевязочным материалом, дезинфецирующими средствами.
По результатам проверки составлена справка "О результатах соблюдения требований санитарно - эпидемиологического законодательства в ГБУ РД «Каякентская ЦРБ» в части соблюдения порядка и условий хранения лекарственных средств и медицинских изделий" от 21.11.2016.
Несоблюдение ГБУ РД "Каякентская ЦРБ" санитарно- эпидемиологических норм и правил влечет за собой нарушение основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Просит понудить ГБУ РД «Каякентская ЦРБ» устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил.
Представитель ответчика ГБУ РД «Каякентская ЦРБ» Арсаналиев А.М. исковые требования прокурора района полностью признал и указал на необходимость их удовлетворения в силу их объективности и соответствия требованиям закона. Работы в данном направлении ими начаты своими средствами, поскольку выделенных на эти цели средств нет.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материал дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно представленного истцом требования №02-01/05-2016г. от 19.10.2016г., усматривается, что в порядке ст.22 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурором района Макашериповым Д.М. направлено к руководителю ТОУ «Роспотребнадзора» по РД в г.Избербаш требование о выделении специалиста для проведения проверки в ГБУ РД «Каякентская ЦРБ» о соблюдении последним порядка и условий хранения и использование лекарственных средств и медицинских изделий.
Из ответа на вышеуказанное требование, усматривается, что руководителем ТОУ «Роспотребнадзора» по РД в г.Избербаш представлена в прокуратуру района информация о нарушении ГБУ РД «Каякентская ЦРБ» требования Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23 августа 2010 г. N 706 н «Правила хранения лекарственных средств» ст.6.3 и 6.4 КоАП РФ.
В подтверждение о проведенной проверке в ГБУ РД «Каякентская ЦРБ» истцом представлена в суд справка "О результатах соблюдения требований санитарно - эпидемиологического законодательства в ГБУ РД «Каякентская ЦРБ» в части соблюдения порядка и условий хранения лекарственных средств и медицинских изделий" от 21.11.2016., согласно которой, следует, что в помещениях ГБУ РД «Каякентская ЦРБ» для хранения лекарственных средств нет возможности поддерживать определенный температурный режим и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств (отсутствует вентиляция, отопление, кондиционер). Имеющаяся в помещениях для хранения лекарственных средств отделка (внутренние поверхности стен, потолков) не допускает возможности проведения влажной уборки. В помещениях имеются приборы для регистрации параметров воздуха (термогигрометрами), однако один из двух термогигрометров не функционирует. Показания термогигрометра и данные в журнале регистрации на день проверки не совпадают. Более того, термогигрометры установлены с нарушением установленных требований (Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов). Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5 - 1,7 м от пола. Отсутствует отдельное, технически укрепленное помещение для хранения наркотических и психотропных лекарственных средств, сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств. Наркотические средства годные и с истекшим сроком годности хранятся в одном сейфе в складе для хранения лекарственных средств. Не ведется учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде. Отсутствует отдельное помещение для хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств, в результате чего они хранятся вместе с перевязочным материалом, дезинфецирующими средствами.
Согласно ст. 11 ФЗ № 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой `ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а также обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Статьей 3 ФЗ № 52 установлено, что законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Согласно ст. 3 ФЗ № 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Конституции РФ от 12.12.1993 законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 19 ФЗ № 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Конституции РФ от 12.12.1993 пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно- гигиеническим требованиям.
П. 3 Приказа № 706 предусмотрено, что в помещениях для хранения лекарственных средств должен поддерживаться определенный температурный режим и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.
Исходя из требований п. 6 Приказа № 706 отделка помещений для хранения лекарственных средств (внутренние поверхности стен, потолков) должна быть гладкой и допускать возможность проведения влажной уборки.
Согласно п. 7 Приказа № 706 помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов. Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5 - 1,7 м от пола.
Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.
В соответствии с п. 65 Приказа № 706 Наркотические и психотропные лекарственные средства хранятся в организациях в изолированных помещениях, специально оборудованных инженерными и техническими средствами охраны, и в местах временного хранения при соблюдении требований согласно Правилам хранения наркотических средств и психотропных веществ, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1148.
П. 11 Приказа № 706 устанавливает, что в организациях и у индивидуальных предпринимателей необходимо вести учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией. Контроль за своевременной реализацией лекарственных средств с ограниченным сроком годности должен осуществляться с использованием компьютерных технологий, стеллажных карт с указанием наименования лекарственного средства, серии, срока годности либо журналов учета сроков годности. Порядок ведения учета указанных лекарственных средств устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.
Исходя из смысла п. 13 Приказа № 706 лечебные учреждения, организации должны иметь помещения для хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств.
Представленными истцом и исследованными в судебном заседании материалами дела подтвердились доводы истца о нарушении ГБУ РД «Каякентская ЦРБ» требований вышеназванных норм закона, в частности Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23 августа 2010 г. N 706 н «Правила хранения лекарственных средств», Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Конституции РФ от 12.12.1993.
По смыслу вышеперечисленных Федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов ГБУ РД "Каякентская ЦРБ", обязана создать условия хранения лекарственных средств и медицинских изделий, а также соблюдать порядок уничтожения лекарственных средств, пришедших в негодность и с истекшим сроком годности. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил влечет за собой нарушение основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком не исполнены в полной мере требования Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23 августа 2010 г. N 706 н «Правила хранения лекарственных средств», Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Конституции РФ от 12.12.1993, что привело к нарушениям вышеуказанных норм и правил.
Представителем ответчика ГБУ РД «Каякентская ЦРБ» Арсаналиевым А.М. не представлены в суд доказательства, опровергающие исковые требования, более того, он признал исковые требования в полном объёме и просит их удовлетворить.
В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчикам в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признания иска и принятие его судом.
Ответчик признал иск, и суд принимает признание им иска.
В соответствии с п.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
С учётом изложенного суд принимает признание иска ответчиком обоснованным и добровольным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Каякентского района удовлетворить.
Признать бездействие ГБУ РД «Каякентская ЦРБ» незаконным и обязать ГБУ РД «Каякентская ЦРБ» устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил не позднее 1(одного) месяца после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, через районный суд.
Судья З.И. Алибулатов