Дело № 2-2338/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 декабря 2017 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Патова С.М.
при секретаре Арнгольд В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комаровой А.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: Н.Д., П.Н., П.И., К.Д. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края о признании незаконными решений об отказе в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, о понуждении совершить действие,
УСТАНОВИЛ:
Комарова А.С., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей: Н.Д., Н.Д., П.И., К.Д. обратилась в суд к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края (далее УПФР в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края, ответчик) с исковым заявлением о признании незаконными решений об отказе в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, о понуждении совершить действие. Требования мотивируя тем, что она является матерью совершеннолетней дочери К.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и несовершеннолетних детей: Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и П.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Минусинске и Минусинском районе с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала путем направления их на улучшение жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ на ее заявление были даны ответы: решения об отказе в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ Отказано в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 8 ФЗ-256 от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Считает, что полученные отказы в отношении распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, изложенные в решениях об отказе №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ, противоречат требованиям ст. 7 названого закона и нарушают ее права и права ее детей. Обращаясь в Управление Пенсионного Фонда с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, она указала цель использования средств – улучшение жилищных условий, а именно уплата за приобретенный жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес> по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, однако в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала ей было отказано. В связи с этим просит признать незаконными решения УПФР в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ей в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала; обязать УПФР в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края предоставить ей возможность распорядиться средствами материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий.
В ходе рассмотрения дела протокольными определениями к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление образования Администрации Минусинского района, Комарова Т.А.
Истец Комарова А.С., третье лицо Комарова Т.А. и представитель третьего лица Управления образования Администрации Минусинского района в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Истец Комарова А.С. и представитель третьего лица Управление образования Администрации Минусинского района Еськина Е.И., действующая на основании доверенности (л.д. 47), предоставили заявления с просьбами о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 44, 81).
Представитель ответчика УПФР в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края Рамбургер О.А., действующая на основании доверенности (л.д. 49), исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать, подержала возражения начальника УПФР в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края Тухватулина Д.В., согласно которым Комарова А.С. совершила умышленное преступление в отношении своих детей и по этой причине свое право самостоятельно распорядиться средствами материнского капитала она утратила, государственные сертификаты на материнский (семейный) капитал были выданы на детей: К.Д., Н.Д., П.И., Н.Д., в соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ-256 от 29.12.2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Согласно ч. 2 ст. 7 ФЗ-256 от 29.12.2006 г., в случаях, если у ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки возникло по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, распоряжение средствами материнского (семейного) капитала осуществляется усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) или самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия. В соответствии с изложенным Комарова А.С. не может быть законным представителем своих детей. Заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на оплату приобретаемого жилого помещения подано матерью как законным представителем своих несовершеннолетних детей, то есть лицом, от имени которого невозможно подавать заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. В связи с этим распоряжение средствами материнского (семейного) капитала на оплату приобретаемого жилого помещения по заявлению Комаровой А.С. не представляется возможным на основании пп. 2 п. 2 ст. 8 Закона от 29.12.2006 г. (л.д. 34). Кроме того, представитель УПФР в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края Рамбургер О.А. в судебном заседании пояснила, что помещение, приобретенное Комаровой А.С. у своей матери Комаровой Т.А. имеет значительную степень износа, является непригодным для проживания, в связи с чем не соответствует целям распоряжения средствами материнского (семейного) капитала.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу статей 7, 38 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
В соответствии с пунктом 1 части третьей статьи 7 указанного Федерального закона одним из предусмотренных законом направлений расходования средств материнского капитала является улучшение жилищных условий.
Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 256-ФЗ лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе по направлению улучшение жилищных условий.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 256-ФЗ распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда РФ непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с данным Федеральным законом.
Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Правила направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий утверждаются Правительством РФ (ч. 5 ст. 7, ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 256-ФЗ).
При этом средства материнского (семейного) капитала могут быть использованы только лицом, получившим сертификат, на которого законом возлагается обязанность представить соответствующие документы.
В случае подачи заявления о распоряжении в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 256-ФЗ лицо, получившее сертификат, представляет копии документов лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги), подтверждающих право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право аренды земельного участка либо право безвозмездного пользования земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, на котором осуществляется строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства; копии свидетельства о праве собственности лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на объект индивидуального жилищного строительства в случае его реконструкции.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 862 утверждены правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
В том числе в ч. 2 указанных правил сказано, что лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат), вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала:
- на приобретение или строительство жилого помещения, осуществляемые гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели;
- на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, выполняющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда (далее - строительная организация), а также на компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию таким способом объекта индивидуального жилищного строительства, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
Таким образом, устанавливая дополнительные меры государственной поддержки в виде средств материнского (семейного) капитала, законодатель определил круг лиц, имеющих право на получение указанных средств, закрепил исчерпывающий перечень направлений (видов расходов), по которым указанные средства могут быть использованы, а также определил конкретный перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления о распоряжении.
Из материалов дела следует, что Комарова А.С. (истец) приходится матерью несовершеннолетним детям: Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; П.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и П.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также совершеннолетней К.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 15-18).
ДД.ММ.ГГГГ на основании решения УПФ РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском района Красноярского края Комаровой А.С. на имя несовершеннолетних детей были выданы государственные сертификаты на материнский (семейный) капитал №№, №, №, № (л.д. 9-12).
В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.
ДД.ММ.ГГГГ Комарова А.С., действуя в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей заключила с Комаровой Т.А. договор купли-продажи, объектом сделки по которому является жилой дом (по 1/5 доли каждому), находящийся по адресу: <адрес>. При этом стороны пришли к взаимному соглашению о том, что денежные средства в размере 320 745 рублей 40 копеек будут перечислены на счет продавца в течение двух месяцев с даты подачи заявления на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала в Управление ПФ (л.д. 19).
Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д. 38-39, 62-65).
Согласно ч. 2 ст. 7 вышеуказанного Федерального закона, в случаях, если у ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки возникло по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, распоряжение средствами материнского (семейного) капитала осуществляется усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) с предварительного разрешения органа опеки и попечительства или самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.
ДД.ММ.ГГГГ Комарова А.С. от имени несовершеннолетних детей, руководствуясь п. 2 ст. 7 ФЗ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» обратилась в пенсионный фонд с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на оплату приобретаемого жилого помещения.
Также судом установлено, что в орган опеки и попечительства Управления образования Администрации Минусинского района, с просьбой выдать предварительное разрешение на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала Комарова А.С. не обращалась.
Кроме того, из представленных материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Комарова А.С. от имени своих несовершеннолетних детей Н.Д., Н.Д., П.И., К.Д. обратилась в пенсионный фонд с заявлениями о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 вышеуказанного ФЗ в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае:
1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;
2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении;
3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом;
4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении;
5) ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке);
6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка);
7) несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона (п. 7 введен Федеральным законом от 07 июня 2013 № 128-ФЗ).
Разрешая поданные заявления, УПФ РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе своими решениями №№, № № № от ДД.ММ.ГГГГ отказал истцу в распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала на оплату приобретаемого жилого помещения в соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 8 ФЗ-256 от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Мотивируя свой отказ тем, истец не является усыновителем, опекуном (попечителем) Н.Д., Н.Д., П.И., К.Д., тем самым не имела права на подачу заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) каптала (л.д. 5-8, 58-61).
Также судом установлено, стороной ответчика подтверждено, стороной истца не опровергнуто, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 99 в г. Минусинске и Минусинском районе в отношении Комаровой А.С. был вынесен приговор, согласно которому последняя была признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч<данные изъяты> ей назначено наказание в виде пяти месяцев исправительных работ по основному месту работы с удержанием 5 % заработной платы. В силу ст. 73 УК РФ назначенное наказание определено условное, с испытательным сроком шесть месяцев (л.д. 36-37).
Таким образом, суд, оценивая решения пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ №№, №, №, № об отказе в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, приходит к выводу о том, что данные документы рассмотрены и вынесены пенсионным фондом в рамках закона, заявлениям дана надлежащая оценка, то есть они рассмотрены в рамках требований. Истец, обращаясь с заявлениями от имени своих несовершеннолетних детей, нарушила порядок, предусмотренный ч. 2 ст. 8 ФЗ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Кроме того, из акта обследования жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ № Управления образования Администрации Минусинского района, сообщения отдела архитектуры и градостроительства администрации Минусинского района, а также фототаблиц приобретенный истцом дом, расположенный по адресу: <адрес> в настоящее время не эксплуатируется и не пригоден для постоянного проживания, так как отсутствуют окна, отопление, электроснабжение; требуется капитальный ремонт, что также является подтверждением факта, что приобретение вышеуказанного дома не соответствует целям распоряжения средствами материнского (семейного) капитала. Таким образом, качественного и фактического изменения жилищных условий Комаровой А.С. и членов ее семьи после совершенной сделки не произошло, тогда как точная формулировка направления расходования средств материнского (семейного) капитала, данная в ст. 10, ч. 3 ст. 7 Закона, указана как «улучшение жилищных условий» (л.д. 56, 77, 57, 78, 79).
Одновременно с этим, при рассмотрении дела судом учитывается тот факт, что несовершеннолетние дети в настоящий момент продолжают проживать со своей матерью истцом Комаровой А.С., которая ни на момент подачи заявления ответчику, ни на момент рассмотрения дела лишена либо ограничена в родительских правах не была, в том числе не была признана недееспособной.
Таким образом, суд не может согласиться с доводами стороны ответчика в этой части о том, что Комарова А.С. не является законным представителем своим несовершеннолетних детей.
При рассмотрении дела, с учетом ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», положения ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, не допускающим необоснованного ограничения прав и свобод человека и гражданина, ст.ст. 38, 39 Конституции РФ, ст. 27 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года в части возложения на государство обязанности по оказанию материальной помощи лицам, воспитывающим детей, суд разъяснял истцу право на досудебное обращение в заявительной форме в орган опеки и попечительства Управления образование администрации Минусинского района в интересах своих детей, с целью обращения государственного органа (в качестве опекуна) в пенсионный фонд для дальнейшего распоряжения средствами материнского (семейного) капитала на оплату приобретенного жилого помещения по адресу: <адрес>.
Руководствуясь вышеприведенными нормами, суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Комаровой А.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: Н.Д., П.Н., П.И., К.Д. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края о признании незаконными решений об отказе в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, о понуждении совершить действие отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.