Административное дело №12-12/14
РЕШЕНИЕ
с. Шалинское 15 июля 2014 г.
Манский районный суд Красноярского края в составе:
судьи Мордвинова А.П.,
при секретаре Седневой Т.А.,
с участием представитель Отдела надзора по карантину растений Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю Табаков Н.Н., действующего по доверенности от 09 января 2014 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 12-12/14 по жалобе Фадеева В.И. на постановление заместителя начальника Отдела надзора по карантину растений Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю Филимохина В.С. от 14 мая 2014 г. № 196-197 в отношении главы Администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края ФАДЕЕВА ВАЛЕРИЯ ИЛЬИЧА, признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника Отдела надзора по карантину растений Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю Филимохина В.С. от 14 мая 2014 г. № 196-197 (далее - постановление от 14 мая 2014 г.) глава Администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края Фадеев В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения за то, что 06 мая 2014 г. в 12 час. 30 мин. в ходе проведения плановой выездной проверки по адресу: <адрес>, выявлено, что глава Администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края Фадеев В.И. нарушил правила борьбы с карантинными растениями, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками, а именно в целях своевременного выявления карантинных объектов, определения границ их очагов, оптимизации карантинных фитосанитарных режимов, направленных на организацию карантинных организмов, в нарушение требований п. 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ», которым к вопросам местного значения поселения отнесена организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселений от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в нарушение требований Постановления Совета Администрации Красноярского края от 04 сентября 2007 г. № 366-П, которым на территории Красноярского края наложен карантин по карантинным сорнякам - повилики, являющийся, согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайной ситуацией, а также в нарушение требований Приказа от 01 августа 2007 г. № 109-О Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю, которым на территории Красноярского края установлены карантинная фитосанитарная зона и карантинный фитосанитарный режим по карантинному объекты - повилики, утверждены мероприятия по борьбе с карантинными объектами, локализации и ликвидации их очагов на территории Красноярского края, не организовал и не обеспечил проведение систематического карантинного фитосанитарного обследования следующих подкарантиных объектов, находящихся в его ведении и собственности: земельный участок для рекреационного назначения (сквер), общей площадью 20 601 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, земли общего пользования общей площадью 139,7 га., при этом:
- в администрации Шалинского сельсовета не разработан план проведения систематических карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов (подп. Б п. 10 Правил проведения систематических карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 22 апреля 2009 г. № 160 (далее - Правила));
- глава администрации Шалинского сельсовета не представил документы, подтверждающие проведение систематических карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов (подп. В п. 10 Правил);
- в администрации Шалинского сельсовета не назначено должностное лицо, ответственное за проведение систематических карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов (подп. А п. 10 Правил).
Фадеев В.И. с указанным постановлением не согласился и подал на него жалобу, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, мотивируя это тем, что для возникновения административной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, в частности субъекта ответственности, чья деятельность (действие или бездействие) находится в причинной связи с возникшей ситуацией, а выполнение мероприятий, связанных с карантином растений нельзя отнести к полномочиям органа местного самоуправления, в связи с чем его (Фадеева В.И.) привлечение к административной ответственности в виде предупреждения допущено с нарушением норм материального права.
Фадеев В.И., будучи извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в зал судебного заседания не явился, направленное ему почтовое извещение вернулось в суд с отместкой «истечение срока хранения», хотя Фадеев В.И., зная о наличии поданной им жалобы на постановление от 14 мая 2014 г., уклонился от явки в почтовое отделение за получением указанного уведомления, в связи с чем его неявка признается судом неуважительной, судебное разбирательство проводится без его участия.
Представитель Отдела надзора по карантину растений Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю (далее - Отдел Россельхознадзора) Табаков Н.Н. в судебном заседании с поданной жалобой не согласился, просил в ее удовлетворении отказать, указал на то, что постановление от 14 мая 2014 г. вынесено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального закона. Фадееву В.И. назначено минимально возможное наказание, предусмотренное ст. 10.1 КоАП РФ, в условиях отсутствия значительного ущерба от его противоправного бездействия, как главы Шалинского сельсовета, в рамках мероприятий в отношении карантинных растений. Фадеев В.И. в силу положений действующего законодательства был обязан проводить мероприятия, предписанные в карантинной фитосанитарной зоне в отношении земельных участков, расположенных на территории Шалинского сельсовета, именно земельного участка рекреационного назначения (сквер) общей площадью 20 601 кв.м. по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, а также земель общего пользования, находящихся в ведении Шалинского сельсовета общей площадью 139,7 га. Фадеев В.И., тем не менее, эти мероприятия не проводил, за что и был привлечен к административной ответственности по ст. 10.1 КоАП РФ. Постановлением Совета Администрации Красноярского края от 04 сентября 2007 г. № 366-П на всю территорию Красноярского края наложен карантин по карантинным сорнякам - повилики, и этот запрет до настоящего времени не снят. Наличие карантина в отношении повилики, с учетом положений ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», свидетельствует о наличии чрезвычайной ситуации, в связи с чем на территории Красноярского края действует карантинный фитосанитарный режим по обеспечению биологической безопасности. Местонахождение земель общего пользования общей площадью 139,7 га. определялась согласно генеральному плану Шалинского сельсовета, конкретной привязки к земельным участкам с указанием на кадастровые номера, кадастровые кварталы не проводилось, однако данное обстоятельство не является нарушением положений ст. 28.2 КоАП РФ, поскольку местоположение земель общего пользования, на которых должны были проводиться карантинные мероприятия в отношении повилики определено по границам Шалинского сельсовета. Изменения, внесенные Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», на Фадеева В.И. не распространяются, поскольку в настоящее время принят Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым вопрос о передаче полномочий сельских поселений в муниципальные районы в сфере организации и осуществления мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отложен до 01 января 2015 г.
Представитель прокуратуры Манского района Красноярского края, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом судебным извещением по данным разностной книги, в зал судебного заседания не явился, ходатайств об отложении судебного разбирательства в адрес суда не направил.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя Россельхознадзора, суд приходит к выводу, что постановление от 14 мая 2014 г. подлежит отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении по следующим основаниям.
Правилами ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ предусмотрено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками, в силу ст. 10.1 КоАП РФ признается административным правонарушением и влечет назначение наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от <данные изъяты> коп. до <данные изъяты>.; на должностных лиц - от <данные изъяты> коп. до <данные изъяты> коп.; на юридических лиц - от <данные изъяты> коп.
Исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Фадеев В.И. решением Избирательной комиссии МО «Шалинский сельсовет» от 09 июня 2012 г. № 15/65 зарегистрирован главой Шалинского сельсовета, а согласно ст. 39 Устава Шалинского сельсовета, срок полномочий главы муниципального образования составляет 4 года.
Находя доказанной вину Фадеева В.И., Отдет Россельхознадзора при вынесении постановления от 14 мая 2014 г. исходил из того, что в обязанности сельского поселения, которым является Шалинских сельсовет, входит организация мероприятий в сфере борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками, и эта обязанность обусловлена требованиями п. 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», согласно которому к вопросам местного значения поселений относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Исходя из положений ст. 6 Федерального закона от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ «О карантине растений», при выявлении заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами уполномоченный федеральный орган исполнительной власти устанавливает карантинную фитосанитарную зону и карантинный фитосанитарный режим, делает представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, налагающий карантин, при этом в карантинной фитосанитарной зоне проводятся мероприятия по борьбе с карантинными объектами, локализации, ликвидации их очагов, вводятся запреты на использование определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), запреты на вывоз с территории карантинной фитосанитарной зоны определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ограничения такого использования и вывоза и иные запреты и ограничения.
Постановлением Совета Администрации Красноярского края от 04 сентября 2007 г. № 366-П на всю территорию Красноярского края наложен карантин по карантинным сорнякам - повилики, при этом основанием для наложения карантина послужил приказ Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 01 августа 2007 г. № 109-О, согласно которому на территории Красноярского края установлен карантинная фитосанитарная зона и карантинный фитосанитарный режим по карантинным объектам - повилики, утверждены мероприятия по борьбе с карантинными объектами, локализации и ликвидации их очагов на территории Красноярского края.
Федеральным законом 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в ст. 1 ведено понятие чрезвычайной ситуации, под которой понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Положениями п. 3.1.1 ГОСТа Р 22.0.04-95 «Безопасность в РФ. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» предусмотрено, что биолого-социальной чрезвычайной ситуацией признается состояние, при котором в результате возникновения источника биолого-социальной чрезвычайной ситуации на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений. Нормой п. 3.1.8 ГОСТа Р 22.0.04-95 закреплено, что карантином признается система временных организационных, режимно-ограничительных, административно-хозяйственных, санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционной болезни и обеспечение локализации эпидемического, эпизоотического или эпифитотического очагов и последующую их ликвидацию. Исходя из требований п. 1 ГОСТа 20562-75 «Карантин растений. Термины и определения», карантином растений признается система государственных мероприятий, направленных на защиту растительных богатств страны от завоза и вторжения из других государств карантинных и других особо опасных вредителей, возбудителей болезней растений и сорняков, а в случае проникновения карантинных объектов - на локализацию и ликвидацию их очагов.
Буквальное толкование положений ст. 1 Федеральным законом 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также пп. 3.1.1, 3.1.8, ГОСТа Р 22.0.04-95 «Безопасность в РФ. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения», п. 1 ГОСТа 20562-75 «Карантин растений. Термины и определения» свидетельствует о том, что карантин растений вводится при наличии биолого-социальной чрезвычайной ситуации, и на территорию, где введен карантин, действует карантинный фитосанитарный режим по обеспечению биологической безопасности.
Нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками, вследствие которого должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 10.1 КоАП РФ допускается только при наличии у них обязанности по принятию таких мер, предусмотренных законом, однако Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в ст. 26-3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» изложена в новой редакции, согласно которой организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера к вопросам сельского поселения не относится, и согласно чч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» данный вопрос находится в компетенции муниципальных районов, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ.
Федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» согласно ч. 1 ст. 4 вступил в законную силу со дня опубликования с 27 мая 2014 г., при этом нормативно-правового акта, регламентирующего передачу полномочий, указанных в ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», от муниципальных районов в сельские поселения, на момент вступления в законную силу Федерального закон от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ на территории Красноярского края принято не было.
Правилами ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено, а закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ по своему содержанию является законом, устраняющим административную ответственность должностных лиц сельских поселений за нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками, поскольку этим законом из компетенции сельских поселений изъято организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Нормой п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отмены закона, установившего административную ответственность.
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в законную силу 05 июля 2014 г., ст. 4 Федерального закона от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ дополнена ч. 5, согласно которой до 1 января 2015 г. органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Изменения, внесенные Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 165-ФЗ, вопреки доводам представителя Отдел Россельхознадзора Табакова И.И., не свидетельствуют о возможности оставления в силе постановления от 14 мая 2014 г., поскольку этот Федеральный закон является нормативным актом, которым вновь вводится административная ответственность для должностных лиц сельских поселений за нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками, однако он не может быть применен к Фадееву В.И. по событиям 06 мая 2014 г., поскольку ранее принятым Федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ ответственность за указанные нарушения для должностных лиц сельских поселений была исключена.
Исследуя вопрос об обоснованности привлечения Фадеева В.И. к административной ответственности по ст. 10.1 КоАП РФ, суд учитывает, что в постановлении от 14 мая 2014 г. не содержится конкретных координат с привязкой на местности земель общего пользования общей площадью 139,7 га., картографических сведений об этих землях в деле не имеется, нет в деле и данных о кадастровых номерах земельных участков, кадастровых кварталах территорий, включенных в эти земли общего пользования, а соответственно невозможно установить нахождение указанных земель именно в границах Шалинского сельсовета, а не другого муниципального образования, в связи с чем суд признает недоказанным обоснованность привлечения Фадеева В.И. Отделом Россельхознадзора за нарушения, предусмотренные ст. 10.1 КоАП РФ, в отношении земель общего пользования общей площадью 139,7 га.
Юридическая оценка действий Фадеева В.И. по ст. 10.1 КоАП РФ в отношении земельного участка с кадастровым номером № до внесения Федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ в целом является правильной, однако в нее необоснованно включено указание о нарушении Фадеевым В.И. правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, поскольку согласно Перечню карантинных объектов, утвержденных Приказом Минсельхоза РФ от 26 декабря 2007 г. № 673 повилики относятся к растениям-сорнякам, а сведений о том, что Фадеев В.И. допустил нарушения правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, в деле не имеется.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу ФАДЕЕВА ВАЛЕРИЯ ИЛЬИЧА на постановление заместителя начальника Отдела надзора по карантину растений Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю Филимохина В.С. от 14 мая 2014 г. № 196-197 - удовлетворить.
Постановление заместителя начальника Отдела надзора по карантину растений Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю Филимохина В.С. от 14 мая 2014 г. № 196-197 в отношении главы Администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края ФАДЕЕВА ВАЛЕРИЯ ИЛЬИЧА, признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.1 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.
Судья А.П. Мордвинов