Решение по делу № 2-115/2013 (2-960/2012;) ~ М-973/2012 от 09.11.2012

                        Дело № 2 - 115/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 января 2013 года.

Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Ивановой С.Ю.

при секретаре Гавриловой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоренко С.Б. к администрации Костромского муниципального района о признании права на получение земельного участка, обязании предоставить земельный участок и признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка,

у с т а н о в и л:

Сидоренко С.Б. обратился в суд с иском к администрации Костромского муниципального района о признании права на получение земельного участка обязании предоставить земельный участок и признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка.

Свои требования мотивировал тем, что ДДММГГГГ он обратился в администрацию Костромского муниципального района с заявлением о предоставлении ему бесплатно земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, площадью ***** кв.м., расположенного в д. Кузьмищи Кузьмищенского сельского поселения Костромского района Костромской области. Земельный участок необходим ему и членам его семьи (жене и 3 детям) для выращивания сельскохозяйственной продукции в целях удовлетворения личных потребностей семьи, ведения личного подсобного хозяйства. Письмом от ДДММГГГГ администрация отказала ему в предоставлении земельного участка по мотивам отсутствия на момент его обращения в перечне земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, расположенных на территории Кузьмищенского сельского поселения. Полагает данный отказ противоречащим действующему законодательству, поскольку (адрес) «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области» от 21.10.2010 г. № 672-4-ЗКО предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков в собственность многодетным семьям, имеющим на момент предоставления заявления троих и более детей. Земельные участки с собственность бесплатно предоставляются для ведения личного подсобного хозяйства в границах сельских населенных пунктов по выбору заявителя (при условии, что заявитель на момент обращения не имеет в собственности земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства). На основании изложенного, со ссылкой на ст. ст. 28, 61 Земельного кодекса РФ просит признать за ним право на получение бесплатно в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью ***** кв.м, расположенного в д. Кузьмищи Кузьмищенского сельского поселения Костромского района Костромской области и обязать ответчика предоставить ему указанный земельный участок, а также признать отказ ответчика в предоставлении земельного участка недействительным.

В судебном заседании истец Сидоренко С.Б. заявленные требования поддержал в полном объеме, по изложенным в иске основаниям. Пояснил также, что при обращении в администрацию Костромского района с заявлением о предоставлении земельного участка не имел ввиду конкретный участок, а лишь претендовал на предоставление земельного участка в черте населенного пункта д. Кузьмищи. Сведениями о наличии участков в данном населенном пункте, которые могли быть ему предоставлены, не располагал. Полагает, что свободная земля была, но участки не были размежеваны, что и должна была сделать районная администрация при принятии решения о предоставлении ему земельного участка. Также указал, что в администрацию Кузьмищенского сельского поселения за информацией о наличии и согласованием конкретного земельного участка, подлежащего предоставлению для ведения личного подсобного хозяйства не обращался. Пояснил, что населенный пункт Кузьмищи им был выбран, поскольку там развита инфраструктура, что удобно для его многодетной семьи. Просил обязать администрацию Костромского муниципального района предоставить ему земельный участок в черте населенного пункта д. Кузьмищи в соответствии с положениями закона Костромской области, в редакции, действовавшей на момент его обращения, поскольку в предоставлении участка за границами населенного пункта он не заинтересован, так как намерен строить дом, чтобы проживать семьей и вести личное подсобное хозяйство. Полагал, что при обращении с заявлением он не должен был определять местоположение истребуемого земельного участка, так как не обладает соответствующими полномочиями, а это должна сделать администрация района. Отказ администрации в предоставлении земельного участка считал недействительным, поскольку в соответствии с законом Костромской области имел право на предоставление участка, а какой участок предоставить, это должна была определить администрация с учетом заявленной им площади и указанного в заявлении населенного пункта.

В судебном заседании представитель администрации Костромского муниципального района Смирнова Е.Н., действующая на основании доверенности, заявленные требований не признала, указав, что закон Костромской области «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области» предусматривает предоставление земельных участков бесплатно для личного подсобного хозяйства в соответствии со ст. 34 ЗК РФ, которая является бланкетной и относит к положениям, применяемым органами местного самоуправления. По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п.9 ст. 1, п.п.2 и в ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В результате градостроительного зонирования в составе территории муниципального образования выделяются территориальные зоны - участки территории (зоны), в отношении которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п.7 ст. ГрК РФ). Для каждой территориальной зоны, выделенной в составе территории населенного пункта, правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент, которым определяются виды разрешенного использования объектов недвижимости и земельных участков, расположенных в границах соответствующей территориальной зоны.

Указала, что в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. В соответствии со ст. 7 вышеуказанного закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости - вид объекта, кадастровый номер и т.д., а также дополнительные сведения (в отношении земельных участков) о категории и виде разрешенного использования. Заявитель может обратиться за предоставлением земельного участка, приложив к заявлению, согласованному с главой администрации сельского поселения, план границ земельного участка, ситуационный план земельного участка. К заявлению Сидоренко С.Б. документов определяющих индивидуальные характеристики участка приложено не было. Полагала, что довод заявителя о том, что он может попросить земельный участок в любом месте ошибочный. Вся информация о свободных земельных участках, предназначенных для ЛПХ, в администрацию Костромского муниципального района ежемесячно передается главами сельских поселений, публикуется на официальном сайте администрации Костромского района и на стенде. На момент обращения Сидоренко С.Б. в администрацию Костромского муниципального района с заявлением о предоставлении ему земельного участка в д. Кузьмищи, свободного земельного участка для ЛПХ в д. Кузьмищи не было. Другие свободные земельные участки были выделены и согласованы конкретным лицам. Все сведения о земельных участках, поступающие в администрацию Костромского района доводятся до граждан. У органа местного самоуправления нет обязанности предоставлять гражданам земельные участки в том населенном пункте, где ими указано, если земельный участок отсутствует в наличии. В настоящее время многодетным семья предоставляются земельные участки для ЛПХ за границей населенного пункта. Правовой режим данных земель не определяет строительство зданий, можно заниматься только выращиваем культур. Администрация публикует списки земельных участков для ЛПХ, хотя спрос на них сейчас упал. В д. Кузьмищи нет свободной земли, вся земля распределена в ДДММГГГГ.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено что, ДДММГГГГ истец Сидоренко С.Б. обратился в администрацию Костромского муниципального района с письменным заявлением, в котором просил предоставить ему (отцу 3 детей), в собственность бесплатно земельный участок из земель сельских населенных пунктов, расположенных по адресу: Костромская область, Костромской район, д. Кузьмищи, предполагаемый размер площадью - ***** га, с целью использования: для выращивания сельскохозяйственной продукции в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, ведение личного подсобного хозяйства, а также для возведения жилого дома, бытовых строений с соблюдением регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. К указанному заявлению было приложены копия паспорта заявителя, справка об отсутствии в собственности заявителя земельного участка и копии свидетельств о рождении детей.

Письмом от ДДММГГГГ администрация Костромского муниципального района отказала Сидоренко С.Б. в предоставлении земельного участка в связи с тем, что на момент обращения в перечне земельные участки (предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства), расположенные на территории Кузьмищенского сельского поселения, отсутствовали. При этом сообщалось, что информация о земельных участках, предоставляемых льготным категориям граждан, в том числе и на территории Кузьмищенского сельского поселения, размещается на сайте администрации и информационном стенде в здании администрации. Кроме того, заявителю рекомендовано отслеживать информацию на указанных информационных ресурсах.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 11 ч. 2 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с положениями ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Согласно ст. 3 Закона Костромской области от 21 октября 2010 г. № 672-4-ЗКО (в редакции от 29 декабря 2011 г.) «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области» гражданам Российской Федерации, указанным в пунктах 1-11 части 1 настоящей статьи, в том числе, имеющим на момент представления (направления) заявления о предоставлении в собственность земельного участка троих и более детей, в том числе старше 18 лет, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях или проходящих военную службу по призыву, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста (п. 1), бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, расположенные в границах сельских населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства в случае, если гражданин Российской Федерации, обратившийся за предоставлением земельного участка, на момент представления (направления) заявления не имеет в собственности земельного участка, предоставленного для этих целей (ч. 1.2 ст. 3).

Согласно ст. 3.1 Закона № 672-4-ЗКО земельные участки в случаях, указанных в статье 3 настоящего Закона, бесплатно предоставляются в собственность гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Костромской области не менее 5 лет. Данное требование не распространяется на граждан, указанных в пунктах 1, 7 и 8 части 1 статьи 3 настоящего Закона.

Земельные участки предоставляются в собственность бесплатно гражданам Российской Федерации, которые после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации не реализовали право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность.

Земельные участки в случае, указанном в части 1.2 статьи 3 настоящего Закона, предоставляются в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

Согласно ст. 2 ФЗ от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ (в редакции от 21 июня 2011 г.) «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

В силу ст. 3 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

Согласно положениям ст. 34 ЗК РФ (в редакции от 25 июня 2012 года) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п. 1).

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (п. 2).

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3).

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (п. 4).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5).

Кроме того, порядок управления и распоряжения земельными участками на территории Костромского муниципального района установлен Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Собрания депутатов Костромского муниципального района от 6 ноября 2008 г. № 91, согласно которому граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков для садоводства, огородничества, ведения личного подсобного хозяйства и других целей направляют в администрацию Костромского муниципального района заявление, согласованное с главой сельского поселения, на территории которого находится испрашиваемый земельный участок, в котором указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, испрашиваемое право на земельный участок.

К заявлению прилагаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей); копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); кадастровый план территории; ситуационный план в масштабе 1:10000 или 1:2000; план земельного участка, с размерами длин сторон и описанием смежных землепользователей; акт согласования границ земельного участка со смежными землепользователями.

После регистрации заявление направляется для рассмотрения в Комитет имущественных и земельных отношений администрации Костромского муниципального района, а затем в Комиссию по земельным вопросам. Комиссия рассматривает представленное заявление и принимает решения рекомендательного характера: об отказе в предоставлении земельного участка, либо о возможности предоставления земельного участка, либо иные решения. Администрация Костромского муниципального района на основании отрицательной рекомендации Комиссии в двухнедельный срок со дня подписания протокола Комиссии направляет заявителю письменный отказ в предоставлении земельного участка.

Обжалуя отказ администрации Костромского муниципального района, Сидоренко С.Б. не отрицал, что в заявлении от ДДММГГГГ не заявлял права на предоставление конкретного земельного участка, а претендовал на предоставление земельного участка в черте определенного населенного пункта д. Кузьмищи. При этом истец указал, что на момент обращения с заявлением не располагал информацией о наличии, либо отсутствии земельного участка в данном населенном пункте, который мог быть ему предоставлен на льготных условиях для ведения личного подсобного хозяйства. Считал, что ему достаточно было в заявлении указать населенный пункт, а определить фактическое местоположение земельного участка должна была администрация Костромского муниципального района. Также пояснил, что перед подачей указанного заявления, в администрацию Кузьмищенского сельского поселения для его согласования не обращался, план земельного участка и территории к заявлению не прикладывал.

В связи с внесением 13 июля 2012 года изменений в ст. 3 Закона Костромской области от 21 октября 2010 года № 672-4-ЗКО истец просил рассмотреть его требования с учетом положений указанной нормы, в редакции, действующей на момент подачи заявления, поскольку он заинтересован в предоставлении земельного участка в черте населенного пункта, а не за ее пределами.

В свою очередь, в подтверждение обоснованности отказа истцу в предоставлении земельного участка, представителем администрации Костромского муниципального района суду представлены постановления администрации Костромского муниципального района от ДДММГГГГ и от ДДММГГГГ , в которых отражены перечни земельных участков, подлежащих предоставлению льготным категориям граждан в целях ведения личного подсобного хозяйства, на момент рассмотрения администрацией заявления Сидоренко С.Б.

Сведения о наличии в указанных перечнях земельных участков, расположенных в границах д. Кузьмищи Кузьмищенского сельского поселения, отсутствуют.

Кроме того, суду представлена информация, которой располагала администрация Костромского муниципального района на момент разрешения заявления Сидоренко С.Б., о свободных земельных участках на территории Кузьмищенского сельского поселения. Однако, все указанные в информации участки, были предварительно согласованы главой администрации сельского поселения конкретным гражданам, претендующим на предоставление земельных участков на льготных основаниях.

Таким образом, ни из пояснений истца, не из представленных суду доказательств не следует, что на момент рассмотрения обращения Сидоренко С.Б. и отказа ему в предоставлении земельного участка администрация Костромского муниципального района располагала сведениями о наличии на территории д. Кузьмищи испрашиваемого земельного участка.

Между тем из содержания вышеприведенных норм закона следует, что обязанность по определению местоположения испрашиваемого земельного участка и его предполагаемых размеров, а также цели использования возложена законом на гражданина, заинтересованного в предоставлении или передаче земельного участка, а обязанность по совершению действий, связанных с предоставлением и передачей земельного участка для целей не связанных со строительством, обусловлена наличием согласованного с главой сельского поселения, на территории которого находится испрашиваемый земельный участок, заявления гражданина, с приложенными к нему документами согласно указанного выше перечня.

С учетом установленных обстоятельств, оснований для признания отказа администрации в предоставлении земельного участка истцу недействительным, не имеется.

Поскольку требования Сидоренко С.Б. о признании за ним права на получение бесплатно в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью ***** кв. м, расположенного в д. Кузьмищи Кузьмищенского сельского поселения Костромского района Костромской области и обязании ответчика предоставить указанный земельный участок, производны от требований об обжаловании отказа, а также поскольку закон, наделяющий истца правом на приобретение земельного участка на льготных основаниях, не связывает это право с конкретным земельным участком, оснований для удовлетворения указанных требований также не имеется. Кроме того, из сообщения главы администрации Кузьмищенского сельского поселения усматривается, что на территории поселения по состоянию на ДДММГГГГ свободные земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства отсутствуют.

Исследовав собранные по делу доказательства и оценив их в совокупности, при отсутствии доказательств, свидетельствующих о нарушении прав, свобод или законных интересов истца со стороны администрации Костромского муниципального района, суд приходит к выводу об отказе Сидоренко С.Б. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст.194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░       ░.░. ░░░░░░░

2-115/2013 (2-960/2012;) ~ М-973/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сидоренко Степан Борисович
Ответчики
Администрация Костромского муниципального района
Суд
Костромской районный суд Костромской области
Судья
Иванова Светлана Юрьевна
Дело на сайте суда
kostromskoy--kst.sudrf.ru
09.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.11.2012Передача материалов судье
12.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.11.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2012Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.12.2012Предварительное судебное заседание
14.01.2013Судебное заседание
25.01.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2013Дело оформлено
25.07.2013Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее