Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3795/2013 ~ М-3735/2013 от 21.11.2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 декабря 2013 гола Железнодорожный суд г.Самары в составе

председательствующего судьи Авпиней А.Е..

при секретаре Османовой Т.Ж..

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истины Золотухиной А.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. гражданское дело по иску Потаповой Л.Н. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Потапова J1.H. обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В заявлении указала, что в 1999г., в связи с наличием у неё трудовых отношений с ФГУП «<данные изъяты>» (с 2003г. - ОАО «<данные изъяты>»), ей была предоставлена для проживания комната в общежитии по <адрес>, в которой она проживает до настоящего времени, зарегистрирована с момента вселения, на её имя открыт отдельный лицевой счёт, обязательства по оплате коммунальных услуг и содержанию жилья исполняются ею в срок и в полном объёме. Согласно техническому паспорту, выданному ФГУП «Ростехинвентаризация», занимаемое Потаповой JI.H. помещение является жилым, изолированным, общей площадью 12,9 кв.м. жилой - 12,9 кв.м.

На основании Постановления Администрации г.о.Самара № 221 от 31.03.2011г. здание общежития передано в муниципальную собственность и включено в реестр муниципального имущества.

Желая получить занимаемое жилое помещение в собственность в порядке приватизации, истица обращалась в Департамент управления имуществом г.о.Самара с соответствующим заявлением, однако, ей в этом было отказано с указанием на то, что данное жилое помещение является общежитием, отнесено к муниципальному специализированному жилищному фонду и приватизации не подлежит.

Ссылаясь на то, что право на приватизацию жилого помещения не может ставиться в зависимость от действия органов местного самоуправления по осуществлению документарного оформления соответствующих договоров социального найма и оформления уже изменившегося в силу закона статуса соответствующих домов, использовавшихся ранее в качестве общежитий; на то, что данным отказом нарушается её право на получение занимаемого ею жилого помещения в собственность в порядке приватизации, Потапова JI.H. просила признать за ней право собственности в порядке приватизации на указанную комнату.

Представитель истицы Золотухина А.И. в судебном заседании поддержала исковые требования Потаповой Л.Н. в полном объёме и дала объяснения, аналогичные изложенным, дополнив их тем, что дом, в котором находится спорное жилое помещение, фактически является многоквартирным, о чём также указано в квитанциях об оплате, у каждого жильца имеется домофон, характерные для общежития признаки - консьержка на входе, вахта, мебель и пастельное бельё, предоставляемое общежитием, отсутствуют; коммунальные платежи Потапова Л.Н. оплачивает в МП г.о.Самара «ЕПРЦ» («МП ЭСО»); здание по указанному адресу общежитием не является.

Ответчик - Департамент управления имуществом г.о.Самара в судебное заседание не явился, предоставил возражения, в которых просил рассмотреть гражданское дело без участия его представителя, в удовлетворении исковых требований просил отказать по тем основаниям, что дом, в котором находится спорное жилое помещение, является общежитием, то есть специализированным жилищным фондом, которое приватизации не подлежит.

Третьи лица, Росреестр по Самарской области и ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, в связи с чем. в соответствии с ч.З ст. 167 ГПК РФ, суд признал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения представителя истицы, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Потаповой Л.Н. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из представленной суду трудовой книжки Потаповой Л.Н. следует, что она с 18.07.1994г. по 02.09.2008г. работала на <данные изъяты> (с 01.10.2003г. - ОАО «<данные изъяты>») (л. д. 19-25).

Согласно справке филиала ОАО «<данные изъяты>», <данные изъяты>, от 26.12.2013г., комната в общежитии, расположенном по <адрес>, предоставлена Потаповой Л.Н. на основании ордера от 12.03.1998г. (л.д.108).

В соответствии с ФЗ от 27.02.2003г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» было принято Постановление Правительства РФ от 18.09.2003г. № 585 о создании ОАО «<данные изъяты>» (л.д.110-111).

Согласно распоряжению Правительства РФ от 20.08.2002г. № 1155-р и Постановлению Правительства РФ от 18.09.2003г. № 585 «О создании ОАО «<данные изъяты>», имущественный комплекс ФГУП КБШ ЖД внесён в уставный капитал создаваемого ОАО «<данные изъяты>».

Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 20.05.2004г. подтверждается прекращение деятельности ФГУП <данные изъяты>, имущественный комплекс которого внесён в качестве вклада в уставный капитал ОАО.

На основании договора о безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность, заключенного 05.04.2011г. между Департаментом управления имуществом г.о.Самара и ОАО «<данные изъяты>», и акта приёма-передачи от 05.04.2011г. и приложения к нему, здание общежития, расположенное по <адрес> передано в муниципальную собственность г.о.Самара (л.д.32-36).

В соответствии с постановлением администрации г.о.Самара № 221 от 31.03.2011г. и приложением к нему, здание указанного общежития безвозмездно приобретено в собственность г.о.Самара и включено в реестр муниципального имущества г.о.Самара (л.д.37-38).

Из представленной суду выписки из Реестра Департамента управления имуществом г.о.Самара № 15-07-16/1632 от 19.01.2012г. следует, что объект недвижимости - комната , расположенная по <адрес>, является муниципальной собственностью г.о.Самара, включен в реестр муниципального имущества 31.03.2011г. за на основании постановления администрации г.о.Самара №221 от 31.03.2011г. (л.д.30).

Согласно справке № 009719 от 15.10.2012г. и паспорту Потаповой Л.Н., последняя с 24.08.1999г. зарегистрирована по <адрес>, (л.д.12-13, 31).

В соответствии с техническим паспортом, выданным 29.02.2012г. ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», спорное жилое помещение является жилой комнатой, общей площадью 12,9 кв.м, жилой - 12,9 кв.м (л.д.26-29).

Из представленной суду справки ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» следует, что Потапова Л.Н. право на приватизацию не использовала (л.д.17).

Согласно ответу Департамента управления имуществом г.о.Самара от 12.03.2012г. Потаповой Л.Н. отказано в исключении жилого помещения, расположенного по <адрес> из состава специализированного жилищного фонда и указано, что данный объект недвижимости состоит в реестре муниципального специализированного жилищного фонда со статусом общежития (л.д.18).

В соответствии со ст.2 Закона РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

При этом, статьёй 4 указанного Закона был установлен запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях.

Однако, статья 7 Федерального закона РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установила, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Таким образом, в силу действующего с 01.03.2005г. законодательства, общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность на основании ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В силу изложенного и принимая во внимание, что истица вселилась в спорное жилое помещение на законных основаниях, в момент её вселения это помещение принадлежало государственному унитарному предприятию, затем перешло в собственность ОАО «<данные изъяты>» и в 2011 году было передано в муниципальную собственность, а также учитывая, что Потапова Л.Н. ранее своего права на приватизацию жилья не использовала, суд приходит к выводу о том, что с момента передачи здания общежития в муниципальную собственность истица приобрела право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и, в соответствии с положениями ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - право на его приватизацию.

Доводы Департамента по управлению имуществом г.о.Самара, изложенные в возражениях на исковое заявление Потаповой Л.Н., о том, что положения ст.7 Федерального закона РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» не могут быть применены к спорным правоотношениям, поскольку при образовании ОАО «<данные изъяты>» здание общежития было включено в собственность данного ОАО, и передача общежития по спорному адресу в собственность муниципального образования осуществлялась не государственным или муниципальным предприятием, а открытым акционерным обществом, в частной собственности которого находилось общежитие, не могут быть признаны состоятельными, поскольку при рассмотрении дела установлено, что спорное жилое помещение в общежитии было предоставлено истице в 1998г., то есть в период, когда оно являлось государственной собственностью и находилось во владении государственного предприятия.

Таким образом, жилое помещение в общежитии было предоставлено истице государственным предприятием, а не акционерным обществом. Учитывая, что Потапова Л.Н. приобрела право пользования спорным жилым помещением до передачи общежития в уставной капитал ОАО «<данные изъяты>», не имеет правового значения то обстоятельство, что здание общежития передавалось в муниципальную собственность акционерным обществом.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.7 ЖК РФ, в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Принимая во внимание, что ЖК РФ, урегулировав последствия отношений по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), не урегулировал последствия сходных отношений по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и впоследствии переданных предприятиям иной формы собственности в порядке приватизации, к этим отношениям подлежит применению ст.7 Федерального закона «О введении в действие ЖК РФ», как регулирующая сходные отношения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Потаповой Л.Н. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - удовлетворить.

Признать за Потаповой Л.Н. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по <адрес>, общей площадью 12,9 кв.м, жилой площадью 12, 9 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда изготовлено 09 января 2014 года.

Судья

Авцина А.Е.

2-3795/2013 ~ М-3735/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Потапова Л.Н.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Авцина А. Е.
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
21.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.11.2013Передача материалов судье
25.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2013Подготовка дела (собеседование)
02.12.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.12.2013Предварительное судебное заседание
23.12.2013Судебное заседание
30.12.2013Судебное заседание
09.01.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2014Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее