№ 2-2248/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 октября 2018 года г.Астрахань
Советский районный суд г.Астрахани в составе:
председательствующего судьи Аверьяновой З.Д.,
при секретаре Агульжанове Р.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фокиной Лидии Александровны к Кузнецову Николая Афанасьевичу о признании договора дарения состоявшимся и признании права собственностиу с т а н о в и л:
Истец Фокина Л.А. обратилась в суд с иском к Кузнецову Н.А. о признании договора дарения состоявшимся и признании права собственности, указав в обоснование иска, что <ФИО>1 являлась матерью Фокиной Л.А., что подтверждается свидетельством о рождении ЗХ <номер>, свидетельством о заключении брака I-РД <номер>. <ФИО>1 на основании договора передачи от 25-У-1993 <номер> и справки Астраханского городского бюро технической инвентаризации, выданной 3-Ш-1994 <номер> принадлежала квартира, расположенная по адресу: <адрес>. По договору дарения от <дата> <ФИО>1 подарила Фокиной Л.А. принадлежащую ей на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Договор удостоверен нотариусом <ФИО>6 и зарегистрирован в реестре за <номер>. Настоящий договор не был зарегистрирован в установленном законном порядке. <дата> <ФИО>1 умерла. После ее смерти заведено наследственное дело <номер>, где наследниками значатся дочь Фокина Л.А. и муж Кузнецов Н.А. <дата> Фокина Л.А. обратилась в Управление Росреестра по Астраханской области с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права собственности на спорный объект недвижимости. Письмом от 26.12.2017 года Управление Росреестра по Астраханской области сообщает, что поскольку договор дарения заключен 26.03.1994 года, то есть до введения в действия Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. №122-ФЗ, на договоре отсутствует штамп Астраханского филиала ФГУП «Ростехинветаризация – Федеральное БТИ» о ранее зарегистрированном праве собственности Фокиной Л.А., проведение государственной регистрации приостановлено для предоставления документа, подтверждающего, что право собственности Фокиной Л.А. возникло до момента вступления в силу ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. №122-ФЗ. Истец полагает, что договор фактически состоялся, имущество было передано <ФИО>1 ее дочери Фокиной Л.А., которая вступила во владение. Договор никем не оспорен, не признан недействительным, оформлен до введения в действие ГК РФ и по правилам ГК РСФСР подлежал обязательному нотариальному удостоверению. Просит суд признать договор дарения от 26.03.1994 года заключенный между <ФИО>1 и <ФИО>2, действующей за Фокину Лидию Александровну по доверенности, удостоверенной нотариусом <адрес> <ФИО>7 19-Ш-1994 г. <номер> состоявшимся. Признать за Фокиной Л.А. право собственности на квартиру, кадастровый <номер>, расположенную по адресу: <адрес>.В судебном заседании истец Фокина Л.А. и ее представитель Рабинович С.М., действующий на основании доверенности, участия не принимали, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, согласно имеющегося в материалах дела ходатайства просят рассмотреть дело в их отсутствии, заявленные требования поддерживают в полном объеме, просят их удовлетворить.
Ответчик Кузнецов Н.А. в судебном заседании не участвовал, о дне слушания извещался надлежащим образом, причина неявки суду незвестна.
Представитель третьего лица Нотариальной палаты Астраханской области в судебном заседании не участвовал, о дне слушания извещены надлежащим образом, согласно заявления просили рассмотреть дело в их отсутствие, решение оставляют на усмотрение суда.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статья 35 Конституции Российской Федерации предусматривает, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с нормами ст. 6 Федерального закона от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ "О введении в действие ч. 2 ГК РФ" нормы части второй ГК РФ о порядке заключения и форме договоров отдельных видов, а также об их государственной регистрации применяются к договорам, предложения заключить которые направлены после введения в действие части второй ГК РФ, к договорам, предложения заключить которые, направлены до 01 марта 1996 года и которые заключены после 31 марта 1996 года, применяются нормы части второй ГК РФ о форме договоров отдельных видов, а также об их государственной регистрации.
Впредь до введения в действие Федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации сделок с недвижимым имуществом.
Нормы части второй ГК РФ, определяющие содержание договоров отдельных видов, применяются к договорам, заключенным после введения ее в действие.
Принимая во внимание дату заключения договора дарения – 26.03.1994 г., суд считает необходимым исходить из норм, предусмотренных ГК РСФСР.
Так, в соответствии с нормами п. п. 1, 2 ст. 256 ГК РСФСР по договору дарения одна сторона передает безвозмездно другой стороне имущество в собственность. Договор дарения считается заключенным в момент передачи имущества.
В соответствии с нормами п. 3 ст. 257 ГК РСФСР договор дарения жилого дома должен быть заключен в форме, установленной статьей 239 настоящего Кодекса.
В силу норм п.п. 1, 3 ст. 239 ГК РСФСР договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в городе должен быть нотариально удостоверен, если хотя бы одной из сторон является гражданин, и зарегистрирован в исполнительном комитете районного, городского Совета депутатов трудящихся. Несоблюдение правил настоящей статьи влечет недействительность договора.
Согласно нормам ст. 135 ГК РСФСР право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, <ФИО>1 является матерью Фокиной Л.А., что подтверждается свидетельством о рождении ЗХ <номер> и свидетельством о заключении брака I-РД <номер>.
<ФИО>1 на основании договора передачи от 25-У-1993 <номер> и справки Астраханского городского бюро технической инвентаризации, выданной 3-Ш-1994 <номер> принадлежала квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
26.03.1994 года между <ФИО>1 и Фокиной Л.А. заключен договор дарения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Договор удостоверен нотариусом Шияновой Л.А. и зарегистрирован в реестре за №947
<дата> <ФИО>1 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти I-KB №544736 от 06.01.2003 года.
Из имеющейся в материалах дела копии наследственного дела к имуществу <ФИО>1, <дата> года рождения, следует, что ее наследниками являются Фокина Л.А. (дочь) и Кузнецов Н.А. (муж).
18.12.2017 года Фокина Л.А. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права собственности на спорный объект недвижимости.
Из письма Управления Росреестра по Астраханской области от 26.12.2017 года следует, что поскольку договор дарения заключен 26.03.1994 года, то есть до введения в действия Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. №122-ФЗ, на договоре отсутствует штамп Астраханского филиала ФГУП «Ростехинветаризация – Федеральное БТИ» о ранее зарегистрированном праве собственности Фокиной Л.А., проведение государственной регистрации приостановлено для предоставления документа, подтверждающего, что право собственности Фокиной Л.А. возникло до момента вступления в силу ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. №122-ФЗ.
Обращаясь в суд с иском, Фокина Л.А. указывает, что договор фактически состоялся, имущество было передано <ФИО>1 ее дочери Фокиной Л.А., которая вступила во владение. Договор никем не оспорен, не признан недействительным, оформлен до введения в действие ГК РФ и по правилам ГК РСФСР подлежал обязательному нотариальному удостоверению.
Между тем, согласно материалам наследственного дела к имуществу <ФИО>1, <дата> года рождения, наследником Кузнецовым Н.А. подано заявление нотариусу о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на наследственное имущество в виде доли на квартиру по адресу: <адрес>.
Согласно копии свидетельства о заключении брака серии I-КВ <номер> от <дата> Кузнецов Николай Афанасьевич <дата> года рождения являлся супругом <ФИО>1 <дата> года рождения. Согласно копии паспорта Кузнецова Н.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>. с <дата>.
Поскольку договор дарения от 26.03.1994 года в силу требований ст.ст. 257,239 ГК РСФСР на дату смерти <ФИО>1 не был зарегистрирован в установленном порядке, указанная квартира вошла в состав наследственного имущества.
Пунктом 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу пункта 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчик Кузнецов Н.А. <дата> года рождения, являясь на день смерти <ФИО>1 законным наследником, принял наследство в виде доли на указанную квартиру подав заявление нотариусу на выдачу свидетельства о праве на наследство по закону.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для признания договора дарения от 26.03.1994 года состоявшимся и признании за истцом права собственности на спорный объект. У сторон договора с 26.03.1994 года по 05.01.2003 года имелось достаточно времени для производства регистрации договора.
Поскольку такие действия не были совершены, то имеются основания сомневаться в наличии волеизъявления <ФИО>1, направленного на отчуждение жилого помещения. Кроме того, истцом не были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что после нотариального удостоверения договора она фактически осуществляла с 26.03.1994 года права владения, пользования собственника квартиры.
Суд не может принять признание иска ответчика Кузнецова Н.А., поскольку отсутствуют сведения, что ответчику разъяснены последствия признания иска в силу ст.173 ГПК РФ, ответчик не присутствовал в судебном заседании, суду неизвестно при каких обстоятельствах и кем написано данное заявление. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства отказа Кузнецова Н.А., от наследственного имущества.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, об отказе в удовлетворении исковых требований Фокиной Лидии Александровны к Кузнецову Николая Афанасьевичу о признании договора дарения состоявшимся и признании права собственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Фокиной Лидии Александровны к Кузнецову Николая Афанасьевичу о признании договора дарения состоявшимся и признании права собственности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца, через районный суд, принявший решение.
Судья: З.Д. Аверьянова