Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2350/2017 ~ М-1718/2017 от 24.04.2017

гр. дело № 2-2350/2017.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«25» мая 2017г. Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Клочковой Е.В.

при секретаре Лятифовой Э.Э.

с участием истца

в отсутствии ответчиков.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анохина 1ИО к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о возложении обязанности предоставить по договору найма специализированное жилое помещение, заключить договор найма специализированного жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Истец обратилась в суд с настоящим иском, указал, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать умерла ДД.ММ.ГГГГ., а отец был лишен родительских прав ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. /ОД он принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма по категории детей оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ.

Считая, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет другого жилого помещения, в том числе, на праве собственности, был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, то имеются основания для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Воронежской области, в связи с чем истец просит обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении истцу жилого помещения, благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с истцом договор найма специализированного жилого помещения жилищного фонда социального использования на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены, о чем имеются уведомления, представлены письменные возражения.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании свидетельства о рождении ( л.д.10), свидетельства о смерти ( л.д.11), решения суда ( л.д.12), свидетельства о расторжении брака( л.д.13), записи акта о заключении брака ( л.д.14), постановления ; от ДД.ММ.ГГГГ.( л.д.15), путёвки( л.д.16). справки ( л.д.17), приказа от ДД.ММ.ГГГГ /ОД ( л.д.18), ответом Департамента соц.защиты ВО ( л.д.19) имеющихся в деле, судом установлено, что мать истца ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО3 лишён в отношении истца родительских прав решением Борисоглебского городского суда Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ /ОД истец принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма по категории детей оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ( л.д.18).

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Основания и порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), согласно ст. 8 которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9).

В силу Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ положения п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях) с 01.01.2013г. утратили силу, и с 01.01.2013г. введена ст. 109.1 ЖК РФ, которая предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 4 ст. 21.1. Закона Воронежской области от 20.11.2007г. № 131-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Воронежской области» определено, что порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и заключения договоров найма специализированного жилого помещения устанавливается исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным правительством Воронежской области.

Приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 10.04.2013г. № 1476/ОД в соответствии с Законом Воронежской области от 20.11.2007г. № 131-ОЗ утвержден Порядок принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет. Этим же приказом отделу предоставления жилья отдельным категориям граждан департамента поручено обеспечить: принятие на учет указанной категории граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений; ведение учета, в том числе, ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее состоявших на учете и не реализовавших право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года, до фактического обеспечения их жилыми помещениями; ежегодное формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений и достигших возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, для обеспечения их жилыми помещениями в текущем году; взаимодействие с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области путем направления копий приказов департамента труда и социального развития Воронежской области о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений конкретным получателям жилья для заключенияс ними договоров найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п. 1.4. Порядка жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании ими срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.

Основанием для вселения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, в предоставляемое жилое помещение специализированного жилищного фонда Воронежской области является договор найма специализированного жилого помещения (п. 1.6 Порядка).

Благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, по их заявлениям с указанием желаемого места предоставления жилого помещения, которое должно учитываться при наличии возможности (п. 1.7. Порядка).

Департамент труда и социального развития Воронежской области принимает решение в форме приказа о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, жилых помещений специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений (п. 2.2.3 Порядка).

В течение пяти рабочих дней со дня принятия приказов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, направляет копии приказов в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для заключения с ними договоров найма специализированных жилых помещений (п. 2.2.4 Порядка).

Получатели жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области заключают с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области договор найма специализированного жилого помещения в течение 1 месяца с момента получения копии приказа Департамента о предоставлении жилого помещения (п. 5.3 Порядка).

Постановлением правительства Воронежской области от 12.2013г. № 1132 утверждено Положение о департаменте социальной защите Воронежской области, согласно которого департамент уполномочен правительством на определение порядка предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений названной категории граждан.

Доводы ответчика ДИЗО ВО ( изложенные в возражениях) )о том, что спорное помещение будет предоставлено истцу в порядке очередности, а поэтому в иске необходимо отказать, не принимаются судом во внимание, поскольку, по мнению суда, обязанность по предоставлению жилого помещения не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом суд учитывает, что распоряжением Правительства РФ от 21.09.2013 г. № 1701-р (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2014г. № 230) утвержден комплекс мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на период 2013 - 2017 годов и рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении своей деятельности реализовать комплекс мер, утвержденный настоящим распоряжением.

Кроме того, Конституционный Суд РФ неоднократно указывал в своих решениях, что конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от 22.03.2012г. № 509-О-О, от 25.02.2013г. № 192-О и др.).

При этом Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не установлена очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан, а содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. Установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

Таким образом, ссылка на то, что удовлетворение иска фактически приведет к нарушению законных прав иных граждан, включенных в сводный список ранее истца, судом не принята во внимание, поскольку граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст. 9 ГК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении Анохину 1ИО благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда отвечающего санитарным и техническим требованиям, исходя из норм жилой площади по договору социального найма.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с Анохиным 1ИО договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

гр. дело № 2-2350/2017.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«25» мая 2017г. Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Клочковой Е.В.

при секретаре Лятифовой Э.Э.

с участием истца

в отсутствии ответчиков.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анохина 1ИО к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о возложении обязанности предоставить по договору найма специализированное жилое помещение, заключить договор найма специализированного жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Истец обратилась в суд с настоящим иском, указал, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать умерла ДД.ММ.ГГГГ., а отец был лишен родительских прав ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. /ОД он принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма по категории детей оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ.

Считая, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет другого жилого помещения, в том числе, на праве собственности, был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, то имеются основания для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Воронежской области, в связи с чем истец просит обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении истцу жилого помещения, благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с истцом договор найма специализированного жилого помещения жилищного фонда социального использования на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены, о чем имеются уведомления, представлены письменные возражения.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании свидетельства о рождении ( л.д.10), свидетельства о смерти ( л.д.11), решения суда ( л.д.12), свидетельства о расторжении брака( л.д.13), записи акта о заключении брака ( л.д.14), постановления ; от ДД.ММ.ГГГГ.( л.д.15), путёвки( л.д.16). справки ( л.д.17), приказа от ДД.ММ.ГГГГ /ОД ( л.д.18), ответом Департамента соц.защиты ВО ( л.д.19) имеющихся в деле, судом установлено, что мать истца ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО3 лишён в отношении истца родительских прав решением Борисоглебского городского суда Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ /ОД истец принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма по категории детей оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ( л.д.18).

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Основания и порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), согласно ст. 8 которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9).

В силу Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ положения п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях) с 01.01.2013г. утратили силу, и с 01.01.2013г. введена ст. 109.1 ЖК РФ, которая предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 4 ст. 21.1. Закона Воронежской области от 20.11.2007г. № 131-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Воронежской области» определено, что порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и заключения договоров найма специализированного жилого помещения устанавливается исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным правительством Воронежской области.

Приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 10.04.2013г. № 1476/ОД в соответствии с Законом Воронежской области от 20.11.2007г. № 131-ОЗ утвержден Порядок принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет. Этим же приказом отделу предоставления жилья отдельным категориям граждан департамента поручено обеспечить: принятие на учет указанной категории граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений; ведение учета, в том числе, ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее состоявших на учете и не реализовавших право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года, до фактического обеспечения их жилыми помещениями; ежегодное формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений и достигших возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, для обеспечения их жилыми помещениями в текущем году; взаимодействие с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области путем направления копий приказов департамента труда и социального развития Воронежской области о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений конкретным получателям жилья для заключенияс ними договоров найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п. 1.4. Порядка жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании ими срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.

Основанием для вселения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, в предоставляемое жилое помещение специализированного жилищного фонда Воронежской области является договор найма специализированного жилого помещения (п. 1.6 Порядка).

Благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, по их заявлениям с указанием желаемого места предоставления жилого помещения, которое должно учитываться при наличии возможности (п. 1.7. Порядка).

Департамент труда и социального развития Воронежской области принимает решение в форме приказа о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, жилых помещений специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений (п. 2.2.3 Порядка).

В течение пяти рабочих дней со дня принятия приказов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, направляет копии приказов в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для заключения с ними договоров найма специализированных жилых помещений (п. 2.2.4 Порядка).

Получатели жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области заключают с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области договор найма специализированного жилого помещения в течение 1 месяца с момента получения копии приказа Департамента о предоставлении жилого помещения (п. 5.3 Порядка).

Постановлением правительства Воронежской области от 12.2013г. № 1132 утверждено Положение о департаменте социальной защите Воронежской области, согласно которого департамент уполномочен правительством на определение порядка предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений названной категории граждан.

Доводы ответчика ДИЗО ВО ( изложенные в возражениях) )о том, что спорное помещение будет предоставлено истцу в порядке очередности, а поэтому в иске необходимо отказать, не принимаются судом во внимание, поскольку, по мнению суда, обязанность по предоставлению жилого помещения не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом суд учитывает, что распоряжением Правительства РФ от 21.09.2013 г. № 1701-р (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2014г. № 230) утвержден комплекс мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на период 2013 - 2017 годов и рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении своей деятельности реализовать комплекс мер, утвержденный настоящим распоряжением.

Кроме того, Конституционный Суд РФ неоднократно указывал в своих решениях, что конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от 22.03.2012г. № 509-О-О, от 25.02.2013г. № 192-О и др.).

При этом Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не установлена очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан, а содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. Установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

Таким образом, ссылка на то, что удовлетворение иска фактически приведет к нарушению законных прав иных граждан, включенных в сводный список ранее истца, судом не принята во внимание, поскольку граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст. 9 ГК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении Анохину 1ИО благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда отвечающего санитарным и техническим требованиям, исходя из норм жилой площади по договору социального найма.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с Анохиным 1ИО договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

1версия для печати

2-2350/2017 ~ М-1718/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Анохин Александр Алексеевич
Ответчики
ДИЗО Воронежской области
Департамент социальной защиты Воронежской области
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Клочкова Елена Валериевна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
24.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2017Передача материалов судье
26.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2017Судебное заседание
25.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2017Дело оформлено
25.09.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее