Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-184/2014 ~ М-43/2014 от 09.01.2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Михайловский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Стасюка К.М., при секретаре Заяц Н.В.,с участием истца Нигей А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нигей А.К. к администрации <адрес>, администрации Михайловского сельсовета <адрес>, о признании права на выплату компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур в результате чрезвычайной ситуации и за подтопление имущества,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с указанным иском. В обоснование предъявленных требований указала, что в августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера (сильных ливневых дождей, разлива реки Завитая), пострадало подполье, затопило огород расположенные в <адрес>. Принимая во внимание факт постоянного проживания в доме, истица обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения за счет средств областного бюджета материальной помощи вследствие причинения ущерба. Однако ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> в удовлетворении данного заявления отказала.

Истица просила суд признать за ней право на выплату компенсации в следствие затопления подполья в результате чрезвычайной ситуации.

В судебном заседании истица Нигей А.К. уточнила исковые требования, просила признать за ней право на выплату компенсации из резервного фонда Правительства РФ в размере <данные изъяты> рублей, в связи с частичной утратой имущества, а именно подтоплением подполья в доме, пояснила, что обшивка стен в подполье отлетела. Ей была выплачена материальная помощь в размере <данные изъяты> рублей, за подтопленный огород.

Представитель ответчика администрации <адрес> уведомленный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика администрации Михайловского сельсовета <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, просили суд рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Из представленного отзыва на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на то, что с исковыми требованиями не согласны, поскольку в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ финансовая помощь за утраченное имущество в результате ЧС предоставляется только в случае, если повреждены жилой дом или иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном участке). Из заявления истца следует, что имущество истца не утрачено, так как вода находилась в подполье до уровня пола, в жилое помещение вода не поднялась. Факт наличия воды в подполье, сам по себе не доказывает безусловную утрату имущества истца и не устанавливает его права на выплату финансовой помощи. Кроме того, подполье, в силу норм Жилищного кодекса РФ, не является жилым помещением. А наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а так же утраты имущества вследствие подтопления жилого помещения истцом не предоставлено. В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований. Истец не предоставил доказательств об утрате им имущества, являющейся обязательным условием для получения финансовой помощи за счет бюджетных средств.

Представитель третьего лица – Министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. В отзыве на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ просили оказать в удовлетворении исковых требований. Указали, что статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке. В пострадавших от чрезвычайной ситуации районах <адрес> гражданам предоставляются выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 750, и Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 214.

В заявлении истца указано, что в результате чрезвычайной ситуации - пострадало подполье. Истец в установленный законом срок с заявлением на оказание помощи с предоставлением всех необходимых документов, составленных в установленный срок не обратился и доказательств пропуска срока обращения, по уважительной причине, с заявлением на оказание помощи и для составления и представления необходимых документов не представил, что подтверждается материалами дела. Факт повреждения жилого помещения устанавливается комиссией. Акт обследования в Минфин АО не поступал и к исковому заявлению истцом не приложен. Согласно искового заявления, вода в дом не зашла, находилась ниже уровня пола. Факт утраты имущества комиссией не установлен и в акте обследования не отражен. Отсутствуют соответствующие акты (приложение 6а и 7г Методических рекомендаций). Факт подтопления, наличия воды в подполье (погребе), сам по себе не доказывает безусловную утрату имущества истца и не устанавливает его права на соответствующую компенсацию. Наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома не установлено. В силу части 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома даны в статье 16 ЖКРФ. В своем заявлении истец указывает, что подтоплено подполье. Однако подполье и погреб в силу норм Жилищного кодекса РФ не является жилым помещением. В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Истец не представил доказательств об утрате им имущества, являющегося обязательным условием для получения помощи за счет бюджетных средств.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по <адрес> в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

В силу указанных обстоятельств суд с учетом мнения сторон, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело без участия представителя ответчика администрации Михайловского сельсовета, администрации <адрес>, и третьих лиц.

Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Распоряжением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 123-р на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации.

Согласно постановлению главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории <адрес>» следует, что с 20.00 часов ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации. Постановлено главам Поярковского, Димского, Чесноковского, Новочесноковского, Калининского сельсоветов рекомендовать ввести на территории поселений режим чрезвычайной ситуации.

Согласно Перечню населённых пунктов, пострадавших в результате ливневых дождей, утвержденному <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года, на территории <адрес> в августе 2013 годы были повреждены домовладения и имущество граждан в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной частыми проливными дождями.

В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ издан Указ Президента РФ «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, Амурской и Магаданской областей, <адрес>», действующий в настоящее время.

ДД.ММ.ГГГГ <адрес> во исполнение пункта 6 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».

В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:

а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории <адрес>, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;

в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории <адрес>, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 750 (в ред. от 20.06.2013) "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда.

Согласно п. 2 указанных Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. п. "г", "д" п. 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).

Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийны бедствий за N 2-4-60-12-22. В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи включаются все граждане (включая детей) постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. В соответствии с Методическими рекомендациями списки граждан готовятся органом местного самоуправления пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации территории.

При этом в силу раздела II данных Методических рекомендаций одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является постоянное или преимущественное проживание такого лица в жилом доме (жилом помещении) на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации.

Из справок администрации Михайловского сельсовета следует, что истица проживает по адресу: <адрес> <адрес>.

Согласно предоставленной копии паспорта истица зарегистрирована в <адрес>.

В исполнение требований законодательства по обеспечению мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, органом местного самоуправления <адрес> подготовлен список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества. В указанные списки включены граждане, зарегистрированные по месту жительства на момент ЧС жители сёл <адрес>, которые обратились с соответствующим заявлением с предоставлением необходимых документов.

Согласно ответу администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Нигей А.К. следует, что ей отказано во включении в список на получение из резервного фонда <адрес>, Правительства РФ, поскольку пропущен срок для приёма заявлений, от граждан, чьё имущество пострадало в результате ЧС. Последним днём приёма заявлений, согласно протоколу заседания комиссии при администрации <адрес>, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ года, определено ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, сам факт обращения в администрацию <адрес> с заявлением о включении в списки пострадавших и выплате единовременной и финансовой помощи не является безусловным основанием для производства таких выплат, поскольку у заявителя должно возникнуть право на получение таких компенсаций, которое возникает исключительно при причинении ущерба заявителям в результате чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст.56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно информации ГКУ <адрес> - Управление социальной защиты населения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец получил единовременную материальную выплату из средств резервного фонда правительства <адрес> в размере <данные изъяты> рублей.

Анализ законодательства позволяет сделать выводы, что финансовая помощь оказывается для компенсации понесенного ущерба, не является средством обогащения и получения прибыли. Истице была оказана материальная помощь, цели на компенсацию причиненного ущерба были достигнуты.

Также суд учитывает, что для признания гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации требуется наступление совокупности признаков, а именно: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, подвергшемуся наводнению, утрата либо повреждение имущества первой необходимости или полная утрата имущества.

Наличие воды в подполье жилого дома, на что указывает истица не может служить основанием для признания факта утраты либо повреждения жилого дома или иного имущества в результате наводнения. Доказательств возникновения указанных причин истицами не представлено.

Факт повреждения жилого помещения устанавливается комиссией. Акт обследования жилого помещения не предоставлен.

Истицей не представлено доказательств повреждения конструктивных элементов жилого помещения, а также утраты имущества вследствие подтопления подполья.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что основания для выплаты истице финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости отсутствуют.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о признании права на получение финансовой помощи за счет средств резервного фонда Правительства РФ в результате частичной утраты имущества.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истцов в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Нигей А.К. к администрации <адрес>, администрации Михайловского сельсовета <адрес>, о признании права на выплату компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур в результате чрезвычайной ситуации и за подтопление имущества, отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья К.М. Стасюк

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

2-184/2014 ~ М-43/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Нигей Александра Кирилловна
Ответчики
Администрация Михайловского района Амурской области
Администрация Михайловского сельсовета
Другие
ГУ Министерства РФ по делам ГО и ЧС и ликивдации стихийных бедствий по Амурской области
Министерство финансов Амурской области
Суд
Михайловский районный суд Амурской области
Судья
Стасюк Константин Михайлович
Дело на сайте суда
mihailovskiy--amr.sudrf.ru
09.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2014Передача материалов судье
10.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2014Судебное заседание
06.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее