Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-872/2020 (2-7108/2019;) ~ М-5767/2019 от 03.12.2019

Дело №2-872/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа

в составе:

    председательствующего судьи Безрядиной Я.А.,

при секретаре Сафоновой О.А.,

с участием представителя истца Государственной жилищной инспекции Воронежской области Праслова Ю.П.,

представителя ответчика ООО Управляющая компания «Полет-Северный» адвоката

поордеру Бахлина А.В.,

представителя третьего лица ООО «РЭК Комфорт» Коминтерновского района г.

ВоронежаНыныча А.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Воронежской области к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Полет-Северный» о признании незаконными действий по начислению платы, задолженности по платежам, признании недействительными платежных документов, -

УСТАНОВИЛ:

    Государственная жилищная инспекция Воронежской области обратилась в суд с иском к ООО УК «Полет-Северный», с учетом уточнения о признании незаконными действийответчика по начислению собственникам и нанимателям помещений многоквартирного <адрес> платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанным платежам и по направлению собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном <адрес> платежных документов об их оплате за период с 05.12.2016 года по 31.10.2019 года; признаниинедействительными платежных документов, направленных обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Полет-Северный» собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном <адрес> с начислением платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанным платежам за период с 05.12.2016 года по 31.10.2019 года; обязанииответчика прекратить направление собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном <адрес> платежных документов с начислением задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

В обоснование исковых требований указано, что согласно сведениям, размещенным в ГИС ЖКХ многоквартирный дом <адрес> находится в управлении ООО«РЭК Комфорт» Коминтерновского района г. Воронежа. Частью 4 ст. 198 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация имеет право осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами только при выполнении требований о размещении сведений о них в ГИС ЖКХ и внесении в реестр лицензий информации об управлении многоквартирным домом данным лицензиатом. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Между тем, в ГЖИ Воронежской области поступили обращения собственников помещений многоквартирного дома <адрес>, в которых содержатся сведения о том, что платежные документы на взимание жилищно-коммунальных платежей представляются помимо ООО «РЭК Комфорт» Коминтерновского района г. Воронежа иной организацией, а именно ООО УК «Полет-Северный». Государственной жилищной инспекцией Воронежской области в отношении управляющих компаний проведены внеплановые документарные проверки на предмет правомерности осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом и обоснованности направления платежных документов. В ходе проверки установлено, что в силу последнего по дате принятия собственниками помещений многоквартирного <адрес> протокола общего собрания от 05.12.2016 года способ управления с ТСЖ «Полет-Северный» изменен на ООО «РЭК Комфорт» Коминтерновского района г. Воронежа. ООО УК «Полет-Северный» представляет собственникам помещений в многоквартирном <адрес> платежные документы о начислении текущей платы за жилое помещение, а также задолженности за содержание жилого помещения. Указанные действия ответчика нарушают права граждан на получение платежных документов только от одной управляющей организации, вводят их в заблуждение относительно правомочного получателя платежей. Наличие споров между указанными организациями по вопросам управления многоквартирным домом и фактического оказания услуг не может являться основанием для возложения на потребителей жилищно-коммунальных услуг обязанностей по двойной оплате данных услуг (том 1, л.д.3-15, том 2, л.д.151-152).

В судебном заседании представитель истца Государственной жилищной инспекции Воронежской области Праслов Ю.П.,действующий по доверенности от 02.12.2019 года (том 1, л.д.16), поддержал исковые требования.

Представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Полет-Северный» адвокат по ордеру БахлинА.В. (том 2, л.д.4),возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (том 2, л.д.12-17,191-193).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «РЭК Комфорт» Коминтерновского района г. Воронежа Ныныч А.С. (том 2, л.д.97), просил исковые требования удовлетворить.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований киспользованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирныхдомах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В силу части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п.4 ч.6 ст. 20 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушений обязательных требований.

С учетом вышеприведенных положений Закона, выявление нарушений обязательных требований дает Государственной жилищной инспекции Воронежской области право обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Собственники многоквартирного <адрес> Б.Л.И., Л.Е.Н. обратились в адрес руководителя ГЖИ Воронежской области с просьбой об обращении в суд в интересах собственников по вопросу прекращения выпуска платежных документов ООО УК «Полет-Северный» (том 1, л.д.23,28,29,274-275).

Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).

Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Согласно ч.2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (ч.7 ст. 155 ЖК РФ).

Как следует из разъяснений, данных в п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащем им на праве собственности», при выборе новой управляющей организации надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является внесение платы этой управляющей организации при наличии заключенного договора управления многоквартирным домом.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании приказов заместителяруководителя Государственной жилищной инспекции Воронежской области – начальника отдела правового регулирования Г.Н.А. №2961, №2962 от 18 июля 2019 года была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «РЭК Комфорт» Коминтерновского района г. Воронежа и ООО УК «Полет-Северный». Задачей проверок явилось соблюдение лицензионных требований, установленных ч.7 ст. 162 ЖК РФ, пп. «г» п.3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 года №1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>; соблюдение требований, установленных ч.9 ст. 161, ч.7 ст. 162, ч.2 ст. 162, ч.7 ст. 155, ч.4 ст. 198 ЖК РФ (том 1, л.д.24-25,26-27).

    Результаты внеплановых проверок отражены в актах проверки (№) и (№) от 14.08.2019 года (том 1, л.д.249-254,255-265).

Указанными актами установлено право на управление многоквартирным домом <адрес> ООО «РЭК Комфорт» Коминтерновского района г. Воронежа, а также нарушение требований жилищного законодательства ООО УК «Полет-Северный», которое в отсутствие соответствующей записи в реестре лицензий Воронежской области осуществляет выпуск платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг (том 1, л.д.268-271).

В отношении директора ООО УК «Полет-Северный» был составлен административный материал о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи судебного участка №2 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 08.11.2019 года должностному лицу И.М.М. было назначено наказание в размере 50 000 рублей (том 2, л.д.102-106).

    Возражая против удовлетворения заявленных требований, директор ООО УК «Полет-Северный» сослался на следующие обстоятельства.

26 мая 2015 года решением общего собрания собственников помещений <адрес> был расторгнут существующий между МКД и ООО «РЭК Комфорт» договор управления, избран способ управления домом – ТСЖ (том 2, л.д.34-35). К указанному моменту домами ТСЖ «Полет-Северный» управляла на основании договора(№) управления многоквартирных домов от 17.04.2015 года ООО УК «Полет –Северный» (том 2, л.д.36-39,40).

05.06.2015 года ТСЖ «Полет-Северный» и ООО УК «Полет-Северный» на основании протокола от 26.05.2015 года и протокола заседания правления ТСЖ «Полет-Северный» от 29.05.2015 года заключили дополнительное соглашение к договору управления от 17.04.2015 года (№), согласно которому внесены изменения в перечень многоквартирных домов, в части передачи в управление ООО УК «Полет-Северный» многоквартирного <адрес> (том 2,л.д.41,42).

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от 05.12.2016 года №2 собственниками помещений приняты решения о выходе из состава ТСЖ «Полет-Северный», о выборе ООО УК «РЭК Комфорт» управляющей организацией, об утверждении условий и о заключении договора управления между ООО УК «РЭК Комфорт» и собственниками (том 2, л.д.120-122).

Указанный протокол был оспорен в судебном порядке, решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 25.09.2017 года в удовлетворении исковых требований отказано. Решение суда вступило в законную силу (том 2, л.д.123-132,133-137).

В последующем, 02.02.2018 года состоялось общее собрание собственников помещений МКД, решением которого былизбран способ управления – ТСЖ, и подтверждено членство в ТСЖ «Полет-Северный» (том 2, л.д.64-65).

Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 18.09.2018 года указанные решения общего собрания признаны недействительными (ничтожными) (том 2, л.д.138-148). Судебный акт вступил в законную силу (том 2, л.д.149-150).

06.11.2018 года собственники помещений МКД <адрес> повторно провели общее собрание, на котором подтвердили способ управления домом ТСЖ, а также личное членство в ТСЖ «Полет-Северный» (том 2, л.д.66-67).

Решения общего собрания, оформленные протоколом от 06.11.2018 года, в установленном законом порядке не оспорены, незаконными не признаны, являются действующими по настоящее время.

25.10.2019 года состоялось заседание правления ТСЖ «Полет-Северный», на котором были приняты следующие решения: о расторжении договора управления (№) от 17.04.2015 года со всеми дополнительными соглашениями, заключенными с ООО УК «Полет-Северный» в отношении МКД №<адрес> с 31.10.2019 года; о создании и начале работы технической службы ТСЖ (домоуправление) с 01.11.2019 года; о передачи указанных МКД в управление домоуправлению с 01.11.2019 года (том 2, л.д.88-89,90,91).

26.11.2019 года соответствующее сообщение направлено в ГЖИ Воронежской области (том 2, л.д.92).

Ответчик полагает, что принятие вышеуказанных решений свидетельствует о законности действий ООО УК «Полет-Северный» по выставлению платежных документов в период с 05.12.2016 года по 31.10.2019 года, и, как следствие по начислению сумм задолженности.

Суд не соглашается с доводами стороны ответчика по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

    В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Положения от 28.10.2014 №1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.

В силу подпункта «в» пункта 1 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416, настоящие Правила устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом.

Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 2 Правил от 15.05.2013 №416). Управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления (пункт 3 Правил от 15.05.2013 №416).

Согласно частям 1 и 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

По подпункту 51 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

    В соответствии с частями 1, 2, 3 и 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

При выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса.

Согласно части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.

На основании анализа изложенных норм права, суд приходит к выводу о том, что управляющая организация (лицензиат) вправе осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом при наличии совокупности всех трех условий, а именно: при условии заключения договора управления домом, выполнения требований о размещении на официальном сайте соответствующих сведений и внесении уполномоченным органом изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения вперечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.

Согласно части 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

    Согласно сведениям реестра лицензий Воронежской области управление спорным многоквартирным домом №<адрес> осуществляет ООО «РЭК Комфорт».

По запросу контролирующего органа управляющей компанией были представлены копия договора управления от б/н от 05.12.2016 года с реестром собственников его заключивших; сведения о направлении в адрес ООО УК «Полет-Северный» уведомления о проведении общего собрания; платежные документы за период октябрь 2018 года – июнь 2019 года; договор холодного водоснабжения (№) от 11.01.2017 года; договор энергоснабжения в целях содержания общего имущества МКД (№) от 01.01.2017 года; договор на поставку горячей воды (№) от 01.01.2017 года; договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 15.12.2015 года (№) и другие договора, заключенные ООО «РЭК-Комфорт» с целью осуществления надлежащего исполнения своих обязанностей по управлению спорным МКД (том 1, л.д.145-156,157,158-166,167-170,171-173,174-178,179-185,186-189,190-191,192-194,195-201,202-204,205-210,211-217).

    ООО УК «Полет-Северный» доказательств того, что им осуществлялось управление многоквартирным домом в соответствии с нормами жилищного законодательства Российской Федерации, в материалы дела не представило.

Являясь профессиональным хозяйствующим субъектом, общество должно быть осведомлено о необходимости соблюдения требований действующего законодательства для возникновения права на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, несоблюдение которых влечет риск наступления неблагоприятных последствий.

Довод о том, что именно ООО УК «Полет-Северный» оказывало в спорный период жилищно-коммунальные услуги, не имеет правового значения. Поскольку приступить к оказанию услуг управляющая компания вправе при точном соблюдении требований действующего законодательства. До внесения соответствующих изменений в реестр лицензий ответчик не имел правовых оснований выставлять платежные документы собственникам жилых помещений.

14.05.2019 года в адрес инспекции поступило заявление ООО УК «Полет-Северный» о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области об управлении многоквартирным домом <адрес>. По результатам рассмотрения данного заявления во внесении изменений решением ГЖИ Воронежской области (№) от 02.07.2019 года отказано (том 2, л.д.108,109,113-114).

Таким образом, ответчику достоверно известно то обстоятельство, что сведения об управлении спорным МКД в реестр лицензий не внесены (том 2, л.д.115-119).

    Кроме того, в силу требований жилищного законодательства, условия договора управления многоквартирным домом (перечень имущества, перечень услуг, цена) должны быть индивидуальны для каждого многоквартирного дома.

Заключение единого договора управления на несколько многоквартирных домов между ТСЖ и управляющей организацией противоречит действующему законодательству.

Действие договора управления от 17.04.2015 года (№) с ответчиком в отношении многоквартирного <адрес> прекращено.

    Однако, как следует из материалов дела ООО УК «Полет-Северный»продолжает выставлятьсобственникам и нанимателям многоквартирного <адрес> счета для оплаты суммы задолженности за жилое помещение, предоставление коммунальных услуг за период с 05.12.2016 года по 31.10.2019 года (том 2, л.д.153-158,178-183,206-209).

В своих возражениях на иск директор ООО УК «Полет-Северный» указал, что представить оригиналы документов, относящихся к созыву и проведению общего собрания от 06.11.2018 года в ГЖИ Воронежской области, не представилось возможным, ввиду того, что они были похищены неизвестными лицами из помещения ТСЖ.

Какими-либо доказательствами, отвечающими требованиям статей 59, 60 ГПК Российской Федерации, это утверждение не подтверждено.

Материалами уголовного дела (№) по п.п. «б,в» ч.2 ст. 158 УК РФ, представленного 4-м отделом полиции УМВД России по г. Воронежу по запросу суда, не подтверждается довод представителя ответчика о краже документов, имеющих отношение к созыву и проведению 06.11.2018 года общего собрания собственников помещений спорного МКД. Так, в заявлении о преступлении и в своих первичных письменных объяснениях от 13.11.2018 года, приобщенных к материалам дела, директор управляющей компании И.М.М. указывает на пропажу компьютерного монитора и системного блока, а также на пропажу некой документации ТСЖ и УК (том 2, л.д.210,211).

В последующем, в направленных в ОП №4 актах инвентаризации от 15 и 16 ноября 2018 года также отсутствует ссылка на пропажу оригинала протокола (№) от 06.11.2018 года, которым было оформлено решение собственников помещений МКД (№) о выборе способа управления домом ТСЖ (том 2, л.д.74,75).

Ссылка стороны ответчика на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 24.10.2019 года и решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 16.03.2020 года, не принимается судом, поскольку предметом проверки в рамках дела об административном правонарушении являлся период времени по управлению ООО УК «Полет-Северный» спорным МКД, не относящийся к предмету настоящего гражданского дела (том 2, л.д.197-205).

Основанием же для отказа в иске ООО «РЭК Комфорт» о взыскании суммы задолженности с Ш.А.Л. послужила справка об отсутствии у последней долга по оплате жилищно-коммунальных услуг, что в силу абз.2 п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 (№) является надлежащим исполнением обязательств по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Спор между юридическими лицами не должен негативно влиять на права потребителя услуг, и иметь для него последствия в виде двойной оплаты полученных коммунальных услуг, не должен приводить к увеличению расходов собственника жилого помещения по его содержанию. В данном случае спор о возмещении затрат организации, фактически понесшей расходы, может быть разрешен между юридическими лицами в соответствии с действующим законодательством.

Суд приходит к выводу, что обстоятельства, установленные при вынесении указанных судебных постановлений не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования ГЖИ Воронежской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

Поскольку при предъявлении искового заявления в суд истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, денежные средства в размере 6000 рублейподлежат взысканию в доход бюджета с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственной жилищной инспекции Воронежской области к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Полет-Северный» о признании незаконными действий по начислению платы, задолженности по платежам, признании недействительными платежных документов удовлетворить.

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Полет-Северный» по начислению собственникам и нанимателям помещений многоквартирного <адрес> платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанным платежам и по направлению собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном <адрес> платежных документов об их оплате за период с 05.12.2016 года по 31.10.2019 года.

Признать недействительными платежные документы, направленные обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Полет-Северный» собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном <адрес> с начислением платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанным платежам за период с 05.12.2016 года по 31.10.2019 года.

Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Полет-Северный» прекратить направление собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном <адрес> платежных документов с начислением задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Полет-Северный» 6 000 рублей государственной пошлины в доход бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский

областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

    Председательствующий:                    Безрядина Я.А.

Мотивированное решение

изготовлено 23.03.2020 года.

Дело №2-872/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа

в составе:

    председательствующего судьи Безрядиной Я.А.,

при секретаре Сафоновой О.А.,

с участием представителя истца Государственной жилищной инспекции Воронежской области Праслова Ю.П.,

представителя ответчика ООО Управляющая компания «Полет-Северный» адвоката

поордеру Бахлина А.В.,

представителя третьего лица ООО «РЭК Комфорт» Коминтерновского района г.

ВоронежаНыныча А.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Воронежской области к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Полет-Северный» о признании незаконными действий по начислению платы, задолженности по платежам, признании недействительными платежных документов, -

УСТАНОВИЛ:

    Государственная жилищная инспекция Воронежской области обратилась в суд с иском к ООО УК «Полет-Северный», с учетом уточнения о признании незаконными действийответчика по начислению собственникам и нанимателям помещений многоквартирного <адрес> платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанным платежам и по направлению собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном <адрес> платежных документов об их оплате за период с 05.12.2016 года по 31.10.2019 года; признаниинедействительными платежных документов, направленных обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Полет-Северный» собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном <адрес> с начислением платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанным платежам за период с 05.12.2016 года по 31.10.2019 года; обязанииответчика прекратить направление собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном <адрес> платежных документов с начислением задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

В обоснование исковых требований указано, что согласно сведениям, размещенным в ГИС ЖКХ многоквартирный дом <адрес> находится в управлении ООО«РЭК Комфорт» Коминтерновского района г. Воронежа. Частью 4 ст. 198 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация имеет право осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами только при выполнении требований о размещении сведений о них в ГИС ЖКХ и внесении в реестр лицензий информации об управлении многоквартирным домом данным лицензиатом. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Между тем, в ГЖИ Воронежской области поступили обращения собственников помещений многоквартирного дома <адрес>, в которых содержатся сведения о том, что платежные документы на взимание жилищно-коммунальных платежей представляются помимо ООО «РЭК Комфорт» Коминтерновского района г. Воронежа иной организацией, а именно ООО УК «Полет-Северный». Государственной жилищной инспекцией Воронежской области в отношении управляющих компаний проведены внеплановые документарные проверки на предмет правомерности осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом и обоснованности направления платежных документов. В ходе проверки установлено, что в силу последнего по дате принятия собственниками помещений многоквартирного <адрес> протокола общего собрания от 05.12.2016 года способ управления с ТСЖ «Полет-Северный» изменен на ООО «РЭК Комфорт» Коминтерновского района г. Воронежа. ООО УК «Полет-Северный» представляет собственникам помещений в многоквартирном <адрес> платежные документы о начислении текущей платы за жилое помещение, а также задолженности за содержание жилого помещения. Указанные действия ответчика нарушают права граждан на получение платежных документов только от одной управляющей организации, вводят их в заблуждение относительно правомочного получателя платежей. Наличие споров между указанными организациями по вопросам управления многоквартирным домом и фактического оказания услуг не может являться основанием для возложения на потребителей жилищно-коммунальных услуг обязанностей по двойной оплате данных услуг (том 1, л.д.3-15, том 2, л.д.151-152).

В судебном заседании представитель истца Государственной жилищной инспекции Воронежской области Праслов Ю.П.,действующий по доверенности от 02.12.2019 года (том 1, л.д.16), поддержал исковые требования.

Представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Полет-Северный» адвокат по ордеру БахлинА.В. (том 2, л.д.4),возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (том 2, л.д.12-17,191-193).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «РЭК Комфорт» Коминтерновского района г. Воронежа Ныныч А.С. (том 2, л.д.97), просил исковые требования удовлетворить.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований киспользованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирныхдомах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В силу части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п.4 ч.6 ст. 20 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушений обязательных требований.

С учетом вышеприведенных положений Закона, выявление нарушений обязательных требований дает Государственной жилищной инспекции Воронежской области право обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Собственники многоквартирного <адрес> Б.Л.И., Л.Е.Н. обратились в адрес руководителя ГЖИ Воронежской области с просьбой об обращении в суд в интересах собственников по вопросу прекращения выпуска платежных документов ООО УК «Полет-Северный» (том 1, л.д.23,28,29,274-275).

Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).

Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Согласно ч.2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (ч.7 ст. 155 ЖК РФ).

Как следует из разъяснений, данных в п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащем им на праве собственности», при выборе новой управляющей организации надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является внесение платы этой управляющей организации при наличии заключенного договора управления многоквартирным домом.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании приказов заместителяруководителя Государственной жилищной инспекции Воронежской области – начальника отдела правового регулирования Г.Н.А. №2961, №2962 от 18 июля 2019 года была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «РЭК Комфорт» Коминтерновского района г. Воронежа и ООО УК «Полет-Северный». Задачей проверок явилось соблюдение лицензионных требований, установленных ч.7 ст. 162 ЖК РФ, пп. «г» п.3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 года №1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>; соблюдение требований, установленных ч.9 ст. 161, ч.7 ст. 162, ч.2 ст. 162, ч.7 ст. 155, ч.4 ст. 198 ЖК РФ (том 1, л.д.24-25,26-27).

    Результаты внеплановых проверок отражены в актах проверки (№) и (№) от 14.08.2019 года (том 1, л.д.249-254,255-265).

Указанными актами установлено право на управление многоквартирным домом <адрес> ООО «РЭК Комфорт» Коминтерновского района г. Воронежа, а также нарушение требований жилищного законодательства ООО УК «Полет-Северный», которое в отсутствие соответствующей записи в реестре лицензий Воронежской области осуществляет выпуск платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг (том 1, л.д.268-271).

В отношении директора ООО УК «Полет-Северный» был составлен административный материал о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи судебного участка №2 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 08.11.2019 года должностному лицу И.М.М. было назначено наказание в размере 50 000 рублей (том 2, л.д.102-106).

    Возражая против удовлетворения заявленных требований, директор ООО УК «Полет-Северный» сослался на следующие обстоятельства.

26 мая 2015 года решением общего собрания собственников помещений <адрес> был расторгнут существующий между МКД и ООО «РЭК Комфорт» договор управления, избран способ управления домом – ТСЖ (том 2, л.д.34-35). К указанному моменту домами ТСЖ «Полет-Северный» управляла на основании договора(№) управления многоквартирных домов от 17.04.2015 года ООО УК «Полет –Северный» (том 2, л.д.36-39,40).

05.06.2015 года ТСЖ «Полет-Северный» и ООО УК «Полет-Северный» на основании протокола от 26.05.2015 года и протокола заседания правления ТСЖ «Полет-Северный» от 29.05.2015 года заключили дополнительное соглашение к договору управления от 17.04.2015 года (№), согласно которому внесены изменения в перечень многоквартирных домов, в части передачи в управление ООО УК «Полет-Северный» многоквартирного <адрес> (том 2,л.д.41,42).

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от 05.12.2016 года №2 собственниками помещений приняты решения о выходе из состава ТСЖ «Полет-Северный», о выборе ООО УК «РЭК Комфорт» управляющей организацией, об утверждении условий и о заключении договора управления между ООО УК «РЭК Комфорт» и собственниками (том 2, л.д.120-122).

Указанный протокол был оспорен в судебном порядке, решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 25.09.2017 года в удовлетворении исковых требований отказано. Решение суда вступило в законную силу (том 2, л.д.123-132,133-137).

В последующем, 02.02.2018 года состоялось общее собрание собственников помещений МКД, решением которого былизбран способ управления – ТСЖ, и подтверждено членство в ТСЖ «Полет-Северный» (том 2, л.д.64-65).

Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 18.09.2018 года указанные решения общего собрания признаны недействительными (ничтожными) (том 2, л.д.138-148). Судебный акт вступил в законную силу (том 2, л.д.149-150).

06.11.2018 года собственники помещений МКД <адрес> повторно провели общее собрание, на котором подтвердили способ управления домом ТСЖ, а также личное членство в ТСЖ «Полет-Северный» (том 2, л.д.66-67).

Решения общего собрания, оформленные протоколом от 06.11.2018 года, в установленном законом порядке не оспорены, незаконными не признаны, являются действующими по настоящее время.

25.10.2019 года состоялось заседание правления ТСЖ «Полет-Северный», на котором были приняты следующие решения: о расторжении договора управления (№) от 17.04.2015 года со всеми дополнительными соглашениями, заключенными с ООО УК «Полет-Северный» в отношении МКД №<адрес> с 31.10.2019 года; о создании и начале работы технической службы ТСЖ (домоуправление) с 01.11.2019 года; о передачи указанных МКД в управление домоуправлению с 01.11.2019 года (том 2, л.д.88-89,90,91).

26.11.2019 года соответствующее сообщение направлено в ГЖИ Воронежской области (том 2, л.д.92).

Ответчик полагает, что принятие вышеуказанных решений свидетельствует о законности действий ООО УК «Полет-Северный» по выставлению платежных документов в период с 05.12.2016 года по 31.10.2019 года, и, как следствие по начислению сумм задолженности.

Суд не соглашается с доводами стороны ответчика по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

    В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Положения от 28.10.2014 №1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.

В силу подпункта «в» пункта 1 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416, настоящие Правила устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом.

Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 2 Правил от 15.05.2013 №416). Управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления (пункт 3 Правил от 15.05.2013 №416).

Согласно частям 1 и 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

По подпункту 51 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

    В соответствии с частями 1, 2, 3 и 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

При выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса.

Согласно части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.

На основании анализа изложенных норм права, суд приходит к выводу о том, что управляющая организация (лицензиат) вправе осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом при наличии совокупности всех трех условий, а именно: при условии заключения договора управления домом, выполнения требований о размещении на официальном сайте соответствующих сведений и внесении уполномоченным органом изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения вперечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.

Согласно части 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

    Согласно сведениям реестра лицензий Воронежской области управление спорным многоквартирным домом №<адрес> осуществляет ООО «РЭК Комфорт».

По запросу контролирующего органа управляющей компанией были представлены копия договора управления от б/н от 05.12.2016 года с реестром собственников его заключивших; сведения о направлении в адрес ООО УК «Полет-Северный» уведомления о проведении общего собрания; платежные документы за период октябрь 2018 года – июнь 2019 года; договор холодного водоснабжения (№) от 11.01.2017 года; договор энергоснабжения в целях содержания общего имущества МКД (№) от 01.01.2017 года; договор на поставку горячей воды (№) от 01.01.2017 года; договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 15.12.2015 года (№) и другие договора, заключенные ООО «РЭК-Комфорт» с целью осуществления надлежащего исполнения своих обязанностей по управлению спорным МКД (том 1, л.д.145-156,157,158-166,167-170,171-173,174-178,179-185,186-189,190-191,192-194,195-201,202-204,205-210,211-217).

    ООО УК «Полет-Северный» доказательств того, что им осуществлялось управление многоквартирным домом в соответствии с нормами жилищного законодательства Российской Федерации, в материалы дела не представило.

Являясь профессиональным хозяйствующим субъектом, общество должно быть осведомлено о необходимости соблюдения требований действующего законодательства для возникновения права на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, несоблюдение которых влечет риск наступления неблагоприятных последствий.

Довод о том, что именно ООО УК «Полет-Северный» оказывало в спорный период жилищно-коммунальные услуги, не имеет правового значения. Поскольку приступить к оказанию услуг управляющая компания вправе при точном соблюдении требований действующего законодательства. До внесения соответствующих изменений в реестр лицензий ответчик не имел правовых оснований выставлять платежные документы собственникам жилых помещений.

14.05.2019 года в адрес инспекции поступило заявление ООО УК «Полет-Северный» о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области об управлении многоквартирным домом <адрес>. По результатам рассмотрения данного заявления во внесении изменений решением ГЖИ Воронежской области (№) от 02.07.2019 года отказано (том 2, л.д.108,109,113-114).

Таким образом, ответчику достоверно известно то обстоятельство, что сведения об управлении спорным МКД в реестр лицензий не внесены (том 2, л.д.115-119).

    Кроме того, в силу требований жилищного законодательства, условия договора управления многоквартирным домом (перечень имущества, перечень услуг, цена) должны быть индивидуальны для каждого многоквартирного дома.

Заключение единого договора управления на несколько многоквартирных домов между ТСЖ и управляющей организацией противоречит действующему законодательству.

Действие договора управления от 17.04.2015 года (№) с ответчиком в отношении многоквартирного <адрес> прекращено.

    Однако, как следует из материалов дела ООО УК «Полет-Северный»продолжает выставлятьсобственникам и нанимателям многоквартирного <адрес> счета для оплаты суммы задолженности за жилое помещение, предоставление коммунальных услуг за период с 05.12.2016 года по 31.10.2019 года (том 2, л.д.153-158,178-183,206-209).

В своих возражениях на иск директор ООО УК «Полет-Северный» указал, что представить оригиналы документов, относящихся к созыву и проведению общего собрания от 06.11.2018 года в ГЖИ Воронежской области, не представилось возможным, ввиду того, что они были похищены неизвестными лицами из помещения ТСЖ.

Какими-либо доказательствами, отвечающими требованиям статей 59, 60 ГПК Российской Федерации, это утверждение не подтверждено.

Материалами уголовного дела (№) по п.п. «б,в» ч.2 ст. 158 УК РФ, представленного 4-м отделом полиции УМВД России по г. Воронежу по запросу суда, не подтверждается довод представителя ответчика о краже документов, имеющих отношение к созыву и проведению 06.11.2018 года общего собрания собственников помещений спорного МКД. Так, в заявлении о преступлении и в своих первичных письменных объяснениях от 13.11.2018 года, приобщенных к материалам дела, директор управляющей компании И.М.М. указывает на пропажу компьютерного монитора и системного блока, а также на пропажу некой документации ТСЖ и УК (том 2, л.д.210,211).

В последующем, в направленных в ОП №4 актах инвентаризации от 15 и 16 ноября 2018 года также отсутствует ссылка на пропажу оригинала протокола (№) от 06.11.2018 года, которым было оформлено решение собственников помещений МКД (№) о выборе способа управления домом ТСЖ (том 2, л.д.74,75).

Ссылка стороны ответчика на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 24.10.2019 года и решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 16.03.2020 года, не принимается судом, поскольку предметом проверки в рамках дела об административном правонарушении являлся период времени по управлению ООО УК «Полет-Северный» спорным МКД, не относящийся к предмету настоящего гражданского дела (том 2, л.д.197-205).

Основанием же для отказа в иске ООО «РЭК Комфорт» о взыскании суммы задолженности с Ш.А.Л. послужила справка об отсутствии у последней долга по оплате жилищно-коммунальных услуг, что в силу абз.2 п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 (№) является надлежащим исполнением обязательств по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Спор между юридическими лицами не должен негативно влиять на права потребителя услуг, и иметь для него последствия в виде двойной оплаты полученных коммунальных услуг, не должен приводить к увеличению расходов собственника жилого помещения по его содержанию. В данном случае спор о возмещении затрат организации, фактически понесшей расходы, может быть разрешен между юридическими лицами в соответствии с действующим законодательством.

Суд приходит к выводу, что обстоятельства, установленные при вынесении указанных судебных постановлений не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования ГЖИ Воронежской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

Поскольку при предъявлении искового заявления в суд истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, денежные средства в размере 6000 рублейподлежат взысканию в доход бюджета с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственной жилищной инспекции Воронежской области к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Полет-Северный» о признании незаконными действий по начислению платы, задолженности по платежам, признании недействительными платежных документов удовлетворить.

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Полет-Северный» по начислению собственникам и нанимателям помещений многоквартирного <адрес> платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанным платежам и по направлению собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном <адрес> платежных документов об их оплате за период с 05.12.2016 года по 31.10.2019 года.

Признать недействительными платежные документы, направленные обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Полет-Северный» собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном <адрес> с начислением платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанным платежам за период с 05.12.2016 года по 31.10.2019 года.

Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Полет-Северный» прекратить направление собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном <адрес> платежных документов с начислением задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Полет-Северный» 6 000 рублей государственной пошлины в доход бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский

областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

    Председательствующий:                    Безрядина Я.А.

Мотивированное решение

изготовлено 23.03.2020 года.

1версия для печати

2-872/2020 (2-7108/2019;) ~ М-5767/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Государственная жилищная инспекция Воронежской области
Ответчики
ООО УК "Полет-Северный"
Другие
ТСЖ "Полет-Северный"
ООО "Районная эксплуатационная компания Комфорт" Коминтерновского района г. Воронежа
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Безрядина Яна Андреевна
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
03.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2019Передача материалов судье
06.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.01.2020Предварительное судебное заседание
15.01.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.02.2020Предварительное судебное заседание
10.02.2020Предварительное судебное заседание
17.02.2020Предварительное судебное заседание
18.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее