№ 2-2447(2011)
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
28 ноября 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Настенко Т.Н.,
представителя ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Комаренко А.В., действующего по доверенности от 16 декабря 2010 года № 82 (л.д.20),
при секретаре Загребельной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бирилюсского района в интересах Михаленя М.Ф.к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании бездействия незаконными, возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Бирилюсского района обратился в суд в интересах Михаленя М.Ф. с исковым заявлением к ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании бездействия по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконными, возложении обязанности обеспечить Михаленя М.Ф. тростью опорной, мотивируя тем, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов по обеспечению техническим средствами реабилитации было установлено, что инвалид Михаленя М.Ф. не обеспечен указанным техническим средством реабилитации, в котором согласно индивидуальной программе реабилитации инвалид по состоянию здоровья нуждается, и 09.08.2011 г. он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему технического средства реабилитации. Ответчик принял заявление, однако тростью опорной до настоящего времени инвалид не обеспечен (л.д. 2-4).
В судебное заседание прокурор Бирилюсского района не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 15), в поступившем заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме (л.д.16).
Истец Михаленя М.Ф. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.15), в поступившем заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме (л.д.17).
Представитель ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Комаренко А.В. по исковым требованиям возражал, суду пояснил, что в связи с отсутствием финансирования не представляется возможным провести конкурс для заключения контракта на поставку технических средств реабилитации. В связи с этим, до настоящего времени направление инвалиду Михаленя М.Ф. не выдано, так как поставщик технических средств реабилитации не определен.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида -разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеется трость опорная (п. 7).
Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций,обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.
Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации в порядке, предусмотренном законом.
Из материалов дела следует, что Михаленя М.Ф. согласно индивидуальной программе реабилитации № от 01.06.2011 г. нуждается в техническом средстве реабилитации: трости опорной с регулируемой высотой с противоскользящими насадками (л.д. 9-12).
Михаленя М.Ф. 09.08.2011 г. обратился в филиал № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации (л.д.13).
Согласно уведомлению от 09.08.2011 г. документы, поданные истцом, были приняты филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации (л.д. 14).
До настоящего времени техническим средством реабилитации в виде трости опорной Михаленя М.Ф. не обеспечен, что не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания.
Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что бездействие ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида третьей группы Михаленя М.Ф. техническим средством реабилитации тростью опорной является незаконным и нарушает права инвалида.
Доводы ответчика о том, что направление на выдачу технического средства не выдано по причине отсутствия финансирования и не проведения соответствующего конкурса по выбору организаций не могут служить основанием для освобождения ответчика от исполнения предусмотренной законом обязанности.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по обеспечению инвалида третьей группы Михаленя М.Ф. техническим средством реабилитации.
Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в течение 30 дней со дня вступления в силу решения суда обеспечить Михаленя М.Ф. техническим средством реабилитации - тростью опорной с регулируемой высотой с противоскользящими насадками.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Ачинский городской суд.
Федеральный судья: Т.Н. Настенко