Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2057/2016 ~ М-2069/2016 от 01.04.2016

Дело № 2а-2057/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2016 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска, в составе

судьи Богомолова С.В.,

при секретаре Низамовой Д.Р.,

с участием административного истца Анисимовой И.И., ее представителя Бородиной Н.Ю., представителя административного ответчика Чернобровенко К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Анисимовой И.И. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области» о признании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета незаконным, возложении обязанности произвести кадастровый учет изменений объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Анисимова И.И. обратилась в суд с указанным административным иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области» о признании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета незаконным, возложении обязанности произвести кадастровый учет изменений объекта недвижимости.

В обоснование административного иска указала, что 26.12.2015 она, как правообладатель земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> обратилась в Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости № 73-0-1- 69/3004/2015-6406 от 26.12.2015 г. и с приложенными документами: письмом КУГИГ № 30218-16 от 24.11.2015 г., Свидетельством о государственной регистрации права № 745360 от 27.02.2014 г., Свидетельством о государственной регистрации права № 145829 от 21.12.2015 г.

Изучив заявление с приложенными документами, органом кадастрового учета принято решение от 15 января 2016 г. № 73-00/2016-1322 о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости на основании п.1 и п.5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре.

Данное решение считает незаконным, необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с законодательством, правообладатель обратился в орган кадастрового учета с заявлением об установлении (изменении) вида разрешенного использования земельного участка (п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 20 февраля 2008 года № 35).

Согласно Свидетельству 73 АА № 745360 о государственной регистрации права от 27.02.2014, Анисимовой И.И. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 404,4 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый .

На указанном земельном участке, в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации права от 21.12.2015 г., расположен принадлежащий Анисимовой И.И. на праве собственности жилой дом площадью 30 кв.м, (количество этажей: 1, адрес (местонахождение) объекта: <адрес> который используется правообладателем для постоянного проживания.

В этой связи у собственника возникла необходимость изменить вид разрешенного использования земельного участка с «для садоводства» на «индивидуальные жилые дома».

К заявлению была приложена копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (п. 9 ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»), а именно письмо КУГИГ от 24.11.2015 г. № 30218-16 с выкопировкой из Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», в части зоны садоводства и дачного хозяйства- Ж7Д, в границах которой расположен спорный земельный участок. Как следует из указанных документов, основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства являются: индивидуальные жилые дома; для садоводства; для огородничества; для дачного строительства; объекты пожарной безопасности; объекты охраны общественного порядка.

Таким образом, земельный участок правообладателя, находящийся в границах зоны Ж7Д, может использоваться для целей, указанных в основных видах разрешенного использования, а не исключительно для садоводства, как указано в решении органа кадастрового учета о приостановлении регистрации кадастрового учета.

Учитывая, что в распоряжении органа кадастрового учета должна находиться выписка из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден, для кадастрового учета изменения разрешенного использования земельного участка достаточно соответствующего заявления правообладателя участка.

Ссылка органа кадастрового учета на п.п. 2,5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре, в соответствии с которыми осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения); заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре, не является правовым основанием для приостановлении кадастрового учета земельного участка правообладателя.

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 26 Закона о кадастре, если решение о приостановлении осуществления кадастрового учета принято в соответствии с п.п. 1,2,3,4,5,6,7 ч. 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин, а также рекомендации о доработке представленных документов.

В обжалуемом решение о приостановлении кадастрового учета данные требования закона органом, осуществляющий кадастровый учет, не соблюдены, что свидетельствует о формальном характере решения об отказе, об отсутствии законных оснований для вынесения данного решения.

Просит признать незаконным решение Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области от 15 января 2016 г. № 73-00/2016-1322 о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; обязать орган кадастрового учета- Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области произвести регистрацию кадастрового учета смены вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Ульяновская <адрес> с «для садоводства» на «индивидуальные жилые дома».

В судебном заседании административный истец Анисимова И.И. и ее представитель Бородина Н.Ю. исковые требования и доводы административного искового заявления поддержали, также представитель административного истца Бородина Н.Ю. дополнительно пояснила, что жилой лом - один из объектов права частной собственности граждан. Дом на праве частной собственности может быть построен либо приобретен, либо получен в порядке наследования.

В соответствии со ст. 130, ст. 131 ГК и ст. 1 Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" жилые дома относятся к недвижимым вещам. Возникновение прав собственности на недвижимость происходит только после государственной регистрации этих прав (ст. 219 ГК РФ). То есть можно считать, что жилой дом как недвижимое имущество возникает только после государственной регистрации прав собственности.

Для признания дома жилым действующим законодательством не предусмотрена его государственная регистрация. Государственная регистрация необходима только для вовлечения жилого дома (жилых помещений) в гражданский оборот.

Определение индивидуального жилого дома дается в Градостроительном кодексе. Под индивидуальным жилым домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.

Таким образом, в определении индивидуального жилого дома заложено три критерия:

1.    Обособленность. По данному критерию дом характеризуется как отдельно стоящий. В нем все несущие конструкции его собственные и предназначены только для данного дома: дом стоит на собственном, предназначенном именно для него фундаменте, имеет свои стены, то есть такие, которые не являются стенами другого дома.

2.    Назначение. Индивидуальный жилой дом отличается тем, что он, во-первых, жилой, а во-вторых, индивидуальный, то есть предназначенный для одной семьи.

3.    Количество этажей. Индивидуальный жилой дом может быть признан таковым, если в нем не более трех этажей.

В государственный кадастр недвижимости внесены сведения о об объекте капитального строительства, расположенном на земельном участке Анисимовой И.И.

Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

По смыслу указанного законоположения оно устанавливает общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.

Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.

Таким образом, упомянутая норма тоже имеет в виду внесение в кадастр сведений о фактическом изменении вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах.

Земельный участок правообладателя, находящийся в границах зоны Ж7Д, может использоваться для целей, указанных в основных видах разрешенного использования

Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.

Представитель административного ответчика Чернобровенко К.С. в судебном заседании административный иск не признала указав, что Сведения о земельном участке с кадастровым номером , площадью 404, 40 кв.м., с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для садоводства, расположенном по адресу: <адрес> внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) 11.06.2004г. (17.02.1993г.- дата постановки по документу) на основании Перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала , утвержденного территориальным отделом Роснедвижимости г.Ульяновска.

Границы земельного участка уточнены на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений Анисимовой И.И. от 22.07.2015г., межевого плана от 22.07.2015г. После уточнения границ земельного участка его площадь составила 400 кв.м.

По сведениям ГКН на указанном выше земельном участке расположены следующие объекты капитального строительства:

- здание с кадастровым номером , площадью 15 кв.м., с назначением - нежилое здание, с наименованием - хозяйственное строение или сооружение (строение или сооружение вспомогательного использования), расположенное по адресу: <адрес> сведения о котором переданы в соответствии со ст.ст.43,45 Закона о кадастре, а также согласно Приказа Минэкономразвития от 11.01.2011г. «О сроках и порядке включения в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости»;

- здание с кадастровым номером , площадью 30 кв.м., с назначением - жилой дом, с наименованием - дом, расположенное по адресу: <адрес> поставленное на государственный кадастровый учет 16.12.2015г. на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет Анисимовой И.И., Декларации объекта недвижимости от 12.12.2015г.

В соответствии со ст.7 Земельного кодекса РФ земли подразделяются на категории, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со ст.85 Земельного кодекса РФ порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно-разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования согласно ч. 1, 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно ст.1 Федерального закона от 15.04.1998 1Ч66-Ф3 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Согласно вышеуказанной норме садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение считается созданным с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, приходно-расходную смету, печать с полным наименованием такого объединения на русском языке или на русском языке и государственном языке соответствующей республики (ч. 1 ст.6 Закона).

В соответствии с подпунктами 3,4 пункта 1 ст.19 Закона член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием; осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке.

Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, не наносить ущерб земле как природному и хозяйственному объекту (подпункт 3 пункта 2 статьи 19 Закона).

В соответствии со ст.7 Земельного кодекса РФ земли подразделяются на категории, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со ст.85 Земельного кодекса РФ порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно-разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования согласно ч. 1, 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ.

Исходя из совокупности вышеуказанных норм, следует, что сменить вид разрешенного использования «с садоводства» на «индивидуальные жилые дома» у земельного участка, входящего в состав садоводческого товарищества, не представляется возможным, поскольку правовое положение земельных участков, расположенных на территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан определено законом, соответственно данные земельные участки не могут использоваться для целей, не связанных с садоводством, огородничеством, дачным хозяйством.

Таким образом, заявителем доказательства, подтверждающие, что земельный участок не входит в состав садоводческого общества, не представлены, соответственно правовых оснований для проведения кадастрового учета изменений объекта недвижимости и отнесения спорного земельного участка к земельному участку с разрешенным использованием «индивидуальные жилые дома» не имеется.

Кроме того указала, что Анисимова И.И. просит сменить вид разрешенного использования на «Индивидуальные жилые дома» тогда, как на данном участке согласно свидетельству о праве собственности расположен объект недвижимости дом, назначение жилое, право собственности на которое зарегистрировано на основании декларации. Государственная регистрация права собственности на индивидуальный жилой дом по декларации не допускается.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в частности выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В судебном заседании установлено, что 26.12.2015 Анисимова И.И., как собственник земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Ульяновская <адрес>, обратилась в Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости № 73-0-1- 69/3004/2015-6406 от 26.12.2015 г. и с приложенными документами: письмом КУГИГ № 30218-16 от 24.11.2015 г., Свидетельством о государственной регистрации права № 745360 от 27.02.2014 г., Свидетельством о государственной регистрации права № 145829 от 21.12.2015 г.

Изучив заявление с приложенными документами, органом кадастрового учета принято решение от 15 января 2016 г. № 73-00/2016-1322 о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости на основании п.1 и п.5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером , площадью 404, 40 кв.м., с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для садоводства, расположенном по адресу: <адрес> внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) 11.06.2004г. (17.02.1993г.- дата постановки по документу) на основании Перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала , утвержденного территориальным отделом Роснедвижимости г.Ульяновска.

Границы земельного участка уточнены на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений Анисимовой И.И. от 22.07.2015г., межевого плана от 22.07.2015г. После уточнения границ земельного участка его площадь составила 400 кв.м.

По сведениям ГКН на указанном выше земельном участке расположены следующие объекты капитального строительства:

- здание с кадастровым номером , площадью 15 кв.м., с назначением - нежилое здание, с наименованием - хозяйственное строение или сооружение (строение или сооружение вспомогательного использования), расположенное по адресу: <адрес>, сведения о котором переданы в соответствии со ст.ст.43,45 Закона о кадастре, а также согласно Приказа Минэкономразвития от 11.01.2011г. №1 «О сроках и порядке включения в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости»;

- здание с кадастровым номером , площадью 30 кв.м., с назначением - жилой дом, с наименованием - дом, расположенное по адресу: <адрес>, поставленное на государственный кадастровый учет 16.12.2015г. на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет Анисимовой И.И., Декларации объекта недвижимости от 12.12.2015г.

Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).

Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.

В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. ст. 35 - 40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (п. 13, 14 ч. 2 ст. 7 Закона РФ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.

Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

По смыслу указанного законоположения оно устанавливает общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.

Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.

Таким образом, упомянутая норма тоже имеет в виду внесение в кадастр сведений о фактическом изменении вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, но не выбор нового разрешенного использования участка для целей, не обусловленных реальным изменением его фактического использования.

Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.

Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.

Согласно п. 1 ст. 25.3. Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:

документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В силу п. 3 вышеуказанной статьи документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.

Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2018 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства (п. 4 указанной статьи).

Таким образом, законодатель разграничил понятия объекта индивидуального жилищного строительства возведенного на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства либо ведения подсобного хозяйства, а также объекта недвижимости возведенного на земельном участке предоставленном для садоводства.

Право собственности на жилой дом зарегистрировано за Анисимовой И.И. на основании декларации, подтверждающей факт создания объекта недвижимости на предоставленном для садоводства земельном участке.

Кроме того, со стороны Анисимовой И.И. не представлено сведений, что ее земельный участок был выделен из состава садоводческого товариществ.

Таким образом, у Филала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области не имелось правовых оснований для проведения кадастрового учета изменений объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка на "индивидуальные жилые дома", поскольку заявителем не было представлено документов, подтверждающих фактическое использование земельного участка под индивидуальным жилым домом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░.

2а-2057/2016 ~ М-2069/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Анисимова И.И.
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра по Ульяновской области"
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Богомолов С.В.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
01.04.2016Регистрация административного искового заявления
01.04.2016Передача материалов судье
04.04.2016Решение вопроса о принятии к производству
04.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2016Подготовка дела (собеседование)
14.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2016Судебное заседание
04.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее