28 ноября 2017 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Блинникова Л.А.,
судей Юрчевской Г.Г., Щуровой Н.Н.,
по докладу Юрчевской Г.Г.,
при секретаре Железняк Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ЗАО «МАКС» на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 17 апреля 2017 года, которым частично удовлетворен иск Целишенко П.В. к ЗАО «МАКС» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛА:
Целишенко П.В. обратилась в суд с иском к ЗАО «МАКС» о защите прав потребителя, ссылаясь на то, что <...> произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобилю истца «Тойота Камри», государственный регистрационный знак <...>, были причинены механические повреждения. Виновным в совершении указанного ДТП признан водитель < Ф.И.О. >14 На момент дорожно-транспортного происшествия автомобиль был застрахован по договору КАСКО в ЗАО «МАКС». В связи с наступлением страхового случая истец обратился к ответчику с соответствующим заявлением, ответчик признал случай страховым и выплатил страховое возмещение в размере 356631 рубль. Согласно заключению независимого эксперта, стоимость восстановительного ремонта составила 522066 рублей 52 копейки.
С учетом уточнения исковых требований Целишенко П.В. просила суд взыскать с ЗАО «МАКС» страховое возмещение в размере 166195 рублей 85 копеек, штраф в размере 50% от присужденной судом суммы, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, расходы на оценку причиненного ущерба в размере 10000 рублей.
В судебном заседании представитель ответчика ЗАО «МАКС» по доверенности Иванько И.А. исковые требования в заявленном размере не признала, просила применить ст. 333 ГК РФ, снизив размер штрафа и неустойки, а также снизить размер компенсации морального вреда.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 17 апреля 2017 года исковые требования Целишенко П.В. удовлетворены частично. Суд взыскал с ЗАО «МАКС» в пользу Целишенко П.В. страховое возмещение в размере 166195 рублей 85 копеек, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, штраф в размере 50000 рублей, расходы на оценку причиненного ущерба в размере 10000 рублей, неустойку в размере 9000 рублей. С ЗАО «МАКС» в доход государства взыскана государственная пошлина в размере 4 524 рубля.
В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель ЗАО «МАКС» по доверенности Беспалова А.Ю. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме. Ссылается на то, что ответчик исполнил свои обязательства по договору страхования, произвел выплату страхового возмещения истцу. Считает, что взысканные судом штраф и неустойка несоразмерны последствиям нарушения обязательства и подлежат снижению с применением ст. 333 ГК РФ. Основания для взыскания убытков отсутствуют.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ЗАО «МАКС» по доверенности Селезнева А.Н. просила решение суда отменить по доводам жалобы.
Истец Целишенко П.В., извещенная о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явилась, причину неявки не сообщила, доказательств уважительности неявки не представила. Кроме того, информация о времени и месте рассмотрения дела является общедоступной и размещена на официальном сайте Краснодарского краевого суда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст. 167, 327 ГПК РФ в отсутствие не явившегося истца.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя ЗАО «МАКС» по доверенности Селезневой А.Н., судебная коллегия не находит оснований к отмене либо изменению решения суда как постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и не противоречащего требованиям закона.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом, <...> произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобилю истца «Тойота Камри», государственный регистрационный знак <...>, были причинены механические повреждения.
Виновным в совершении указанного ДТП признан водитель < Ф.И.О. >14
В силу статьи 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
В частности, по договору имущественного страхования может быть застрахован риск утраты, гибели или повреждения транспортного средства.
Статьей 943 ГК РФ предусмотрено, что условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
Согласно ст. 947 ГК РФ сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования (страховая сумма), определяется соглашением сторон и не должна превышать действительную страховую стоимость имущества в месте его нахождения.
В силу статей 9, 10 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», обязательство по выплате страхового возмещения является денежным. Выплата может осуществляться в денежной или натуральной форме (направление на станцию технического обслуживания автомобилей).
Обязательства, вытекающие из договора страхования, в соответствии со ст. 309 ГК РФ, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
В силу п. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения предусмотрены ст. ст. 961, 963, 964 ГК Российской Федерации.
По смыслу указанных норм на истце-страхователе лежит обязанность доказать факт наличия страхового случая и размер причиненного ущерба. Ответчик-страховщик при несогласии с необходимостью выплаты обязан доказать наличие обстоятельств, освобождающих от выплаты страхового возмещения.
В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
На момент дорожно-транспортного происшествия автомобиль истца был застрахован по договору КАСКО в ЗАО «МАКС».
В связи с наступлением страхового случая истец обратился к ответчику с соответствующим заявлением, ответчик признал случай страховым и выплатил страховое возмещение в размере 356631 рубль.
Согласно заключению судебной автотехнической экспертизы № 1235 от 30 марта 2017 года, выполненному ООО «Краевая Оценочная Компания», стоимость восстановительного ремонта транспортного средства истца без учета износа составила 507 283 рубля 15 копеек, величина утраты товарной стоимости – 33 543 рубля 70 копеек.
Судебной коллегией не установлено ни одного объективного факта, предусмотренного ч. 2 ст. 87 ГПК РФ, на основании которого можно усомниться в правильности или обоснованности заключения эксперта. Неясности или неполноты заключение эксперта не содержат. Заключение эксперта по поставленным судом вопросам мотивировано, изложено в понятных формулировках и в полном соответствии с требованиями закона. Компетентность, беспристрастность и выводы эксперта у судебной коллегии сомнения не вызывают. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Таким образом, судом первой инстанции заключение судебной экспертизы от 30 марта 2017 года правомерно положено в основу принятого судом решения, поскольку оно составлено специализированной организацией, оснований сомневаться в компетентности эксперта, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не имеется.
Указанное экспертное заключение судебной экспертизы оценено судом первой инстанции в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, поскольку оно выполнено в соответствии с Федеральным законом РФ № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в РФ», с соблюдением правил Гражданского кодекса РФ.
На основании изложенного судом первой инстанции правомерно взыскана с ответчика сумма страхового возмещения в размере 166195 рублей 85 копеек, с учетом ранее выплаченного страхового возмещения.
Материалами дела достоверно установлено, что обязательства ответчика по выплате страхового возмещения в полном объеме исполнено не было.
На договоры добровольного страхования имущества граждан, заключенные для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, распространяется Закон о защите прав потребителей в части, не урегулированной специальными законами (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан»).
В соответствии с п. 5 ст. 28 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции от 13 июля 2015 года), в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании п.1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа.
Суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика неустойку в размере 9000 рублей с применением положений ст. 333 ГК РФ, поскольку выплата страхового возмещения не была произведена ответчиком в полном объеме в установленный законом срок.
Моральный вред обоснованно взыскан судом в порядке ст. 15 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», с учетом принципа разумности и справедливости.
Учитывая обстоятельства дела, а также принимая во внимание степень вины ответчика, степень нравственных страданий, перенесенных истцом, в связи с невыплатой страхового возмещения в полном объеме, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования в части взыскания с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 1 000 рублей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
Таким образом, ответчик не освобождается от ответственности в виде штрафа, так как требования истца им не исполнены в добровольном порядке.
Доводы апелляционной жалобы о том, что взысканные судом штраф и неустойка несоразмерны последствиям нарушения обязательства и подлежат снижению с применением ст. 333 ГК РФ, являются несостоятельными, поскольку с учетом конкретных фактических обстоятельств дела, а также заявления ответчика, суд первой инстанции применил ст. 333 ГК РФ и снизил размер штрафа и неустойки.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушение норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены либо изменения решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 17 апреля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ЗАО «МАКС» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: