Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-54/2015 от 10.08.2015

Мировой судья Пак О.Г. № 11-54/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение

09 сентября 2015 года пос. Муезерский

Муезерский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Антонова Н.И.,

при секретаре судебного заседания Харламовой В.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия на решение мирового судьи судебного участка Муезерского района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Тареевой Н.И. к Государственному казенному учреждению социальной защиты – Центр социальной работы Муезерского района, Министерству финансов Республики Карелия, Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия о взыскании расходов по оплате стоимости изготовления зубных протезов,

установил:

Тареева Н.И. (далее истец) обратилась в судебный участок мирового судьи с исковыми требованиями по тем основаниям, что она является ветераном труда Республики Карелия. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила протезирование зубов в <адрес>, что подтверждается квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ и карточкой. Необходимость обращения в клинику <адрес> обусловлена тем, что ее устраивало качество работы и наличие удобного транспортного сообщения. В пос. <адрес> зубопротезный кабинет не работает. Со ссылкой на ст. 3 Закона РК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан» от ДД.ММ.ГГГГ года, постановление Правительства РК от ДД.ММ.ГГГГ года истец просила взыскать с ГКУ СЗ Центр социальной работы Муезерского района расходы по оплате услуг зубопротезирования в сумме <данные изъяты> рублей 00 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей 00 копеек.

Решением мирового судьи судебного участка Муезерского района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ иск удовлетворен. С Государственного казенного учреждения социальной защиты Центр социальной работы Муезерского района в пользу истца взысканы расходы по оплате стоимости изготовления зубных протезов в сумме <данные изъяты> рублей 00 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей 00 копеек, всего <данные изъяты> рублей 00 копеек.

С данным решением не согласен соответчик – Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, полагая его принятым с нарушением норм материального права. В апелляционной жалобе просит решение мирового судьи судебного участка Муезерского района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять по делу новое решение.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что суд не учел, что истцом был нарушен порядок обращения за предоставлением мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению зубных протезов, утвержденный Постановлением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом РК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (далее – Порядок). Истцом не предоставлены доказательства обращения в Государственное казенное учреждение социальной защиты Центр социальной работы Муезерского района (далее - Центр) с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов. Кроме того, суд не учел, что в силу пункта 18.3 Порядка (в действующей редакции) функции осуществления расходов по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов от Центров переданы государственным учреждениями здравоохранения. Центры не вправе распоряжаться денежными средствами, которые были им переданы на осуществление расходов в соответствии с Порядком, в редакции, действовавшей до 18.02.2015.

В заседание суда апелляционной инстанции соответчики - Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Министерство финансов Республики Карелия, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своих представителей не обеспечили. Заявлений, ходатайств суду не представили.

Представитель ответчика – начальник Государственного казенного учреждения социальной защиты Центр социальной работы Муезерского района Радкевич В.В. в судебном заседании разрешение апелляционной жалобы оставил на у смотрение суда. Пояснил, что истцу взысканная сумма расходов по оплате услуг зубопротезирования уже выплачена.

Истец, извещенная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, с доводами жалобы не согласна, просила оставить решение мирового судьи по настоящему делу без изменения.

Суд, заслушав представителя ответчика, изучив доводы апелляционной жалобы и материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам.

В силу частей 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов включает в себя осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы, в том числе по медицинскому и протезированию ортопедическому обслуживанию.

Согласно ст. 22 вышеуказанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Закон Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелии» от 17.12.2004 года № 827-ЗРК (ч.ч.1, 2) предусматривает, что гарантированная социальная поддержка отдельных категорий граждан, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года и ветеранов труда, проживающих на территории Республики Карелия, и осуществляется за счет средств бюджета Республики Карелия в соответствии с настоящим законом, иными нормативными правовыми актами Республики Карелия.

В силу положений ст. 3 вышеуказанного закона социальная поддержка ветеранов труда осуществляется в форме бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов при наличии медицинских показаний, в соответствии с перечнем стоматологических услуг, перечнем ортопедических стоматологических протезов, аппаратов и приспособлений для бесплатного зубопротезирования отдельных категорий граждан, утверждаемыми Правительством Республики Карелия

Постановлением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ утвержден «Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом РК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РК» (далее – Порядок).

Пунктами 15 – 18 данного Порядка «Предоставление мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики)» (в редакции, действовавшей до 18.02.2015) было предусмотрено что услуги по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов гражданам, указанным в пунктах 1-9 статьи 2 Закона, предоставляются лечебно-профилактическими учреждениями, расположенными на территории Республики Карелия, на основании договоров, в соответствии с которыми Центры возмещают расходы по оказанию указанных услуг не более одного раза в течение календарного года. Граждане, указанные в пунктах 1-9 статьи 2 Закона, обращаются за бесплатным изготовлением и ремонтом зубных протезов в лечебно-профилактические учреждения по месту жительства. Право граждан на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов подтверждается Центром после предоставления лечебно-профилактическим учреждением списка лиц, обратившихся за предоставлением данной меры социальной поддержки. В случае отсутствия по месту жительства гражданина лечебно-профилактического учреждения, оказывающего услуги по зубопротезированию, расходы возмещаются гражданину при предъявлении в Центры документов, подтверждающих факт получения им услуги на территории Республики Карелия за собственный счет.

Постановлением Конституционного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений пунктов 15-18 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ , в связи с обращением депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Уханова Михаила Николаевича (далее Постановление КС РК от ДД.ММ.ГГГГ) признаны не соответствующими Конституции Республики Карелия, ее статьям 5 (части 1 и 2) и 19 (часть 1), положения пунктов 15-18 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ , в той мере, в какой они не обеспечивают реализацию права на меру социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) гражданам, указанным в пунктах 1-9 статьи 2 названного Закона.

Постановлением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ в указанный порядок внесены изменения.

Согласно пунктам 15 – 18.3 Порядка меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов гражданам, указанным в пунктах 1-9 статьи 2 Закона (далее - гражданин, граждане), предоставляются государственными учреждениями здравоохранения Республики Карелия, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее - государственные учреждения здравоохранения). Для получения мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов гражданин обращается в Центр по месту жительства с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов, предъявляя паспорт. Центр в течение пяти рабочих дней принимает решение о выдаче направления на получение мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов в одно из государственных учреждений здравоохранения по выбору гражданина либо отказывает в выдаче направления в случае, если гражданин не относится к категориям граждан, указанным в пунктах 1-9 статьи 2 Закона.Гражданин, получивший направление на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, в течение месяца со дня его получения обращается в государственное учреждение здравоохранения для бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов, предъявляя направление Центра. Срок действия направления, выданного Центром в соответствии с пунктом 17 настоящего Порядка, составляет один месяц. Истечение срока действия направления не препятствует повторному обращению гражданина за получением направления в порядке, установленном пунктами 16 и 17 настоящего Порядка. Государственное учреждение здравоохранения при обращении гражданина определяет наличие медицинских показаний для изготовления и ремонта зубных протезов и дату оказания услуги. В случае недостаточности бюджетных ассигнований государственное учреждение здравоохранения принимает решение о постановке гражданина на учет для получения мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов.

Из обстоятельств дела следует, что истец является «Ветераном труда РФ» и в силу положений ст.3 ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» от 17.12.2004 года № 827-ЗРК имела право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, что подтверждается удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ

Как нуждающейся в протезировании полости рта по медицинским показаниям, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу были оказаны услуги по зубопротезированию в форме изготовления съемных протезов из пластмассы (без использования металлокерамики и драгметаллов) специалистом стоматологического кабинета <данные изъяты> - врачом Т. (индивидуальным предпринимателем, ИНН ) в <адрес>, что подтверждается Договором на предоставление платных услуг от ДД.ММ.ГГГГ года, справкой от ДД.ММ.ГГГГ и карточкой нарядом. Как усматривается из справки об оплате медицинских услуг серия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и кассового чека от той же даты, Тареева Н.И. внесла в качестве полной стоимости услуги <данные изъяты> рублей.

    Как указано в п.п.2-3 Конституционного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по своей правовой природе указанный вид социального обеспечения является льготой, носящей натуральный характер, и, предоставив ее, Республика Карелия взяла на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении определенных категорий граждан.

Вместе с тем законодатель не установил какого-либо порядка предоставления указанной меры социальной поддержки. Положения статей 2 и 3 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» имеют характер общих требований, предъявляемых к реализации гражданином права на меру социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов - наличие у него соответствующего статуса и наличие медицинских показаний. Полномочия по установлению порядка предоставлены Правительству Республики Карелия (абзац второй статьи 4 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия»).

Осуществление Правительством Республики Карелия указанного полномочия, будучи связанным с защитой прав и свобод человека и гражданина, предполагает, что соответствующее постановление Правительства Республики Карелия служит нормативным регулятором права на дополнительное социальное обеспечение, гарантированное частью 2 статьи 25 Конституции Республики Карелия, направленным на установление оптимальных условий его реализации, с учетом имеющихся у Республики Карелия финансовых и иных средств и возможностей на данном этапе социально-экономического развития.

Таким образом, Правительство Республики Карелия, соблюдая принципы верховенства права, справедливости и равенства, выступающие конституционным критерием оценки нормативного правового регулирования в данной сфере общественных отношений, при определении процедурных правил предоставления мер социальной поддержки должно ввести эффективный организационно-правовой механизм реализации установленного законом права граждан на меру социальной поддержки и во всяком случае не вправе устанавливать правила и условия, которые снижают уровень государственных гарантий прав граждан.

Исходя из принципа равенства и верховенства права, требующего формальной определенности правого регулирования, организационно-правовой механизм, в том числе по предоставлению (назначению и выплате) мер социальной поддержки, направленный на достижение желаемого для сторон результата (социальных целей), должен ясно, точно и недвусмысленно регламентировать порядок взаимодействия сторон публичных правоотношений - гражданина и государства.

Следовательно, нормативное содержание порядка (процедуры) взаимодействия органов государственной власти с гражданами в целях реализации их прав должно определять конкретный перечень сменяющих друг друга юридически значимых, достаточных для достижения конечного результата действий сторон, а также позволять сторонам соотносить с нормативно установленными правилами свое поведение, предвидеть правовые последствия своих действий.

        Из положений раздела IV «Предоставление мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов» следует, что как в новой редакции, так и в старой, Порядок регламентировал получение льготы в натуре и не предусматривал возможность компенсации Центрами социальной работы Республики Карелия стоимости расходов гражданам за услугу по зубопротезированию, за исключением п. 18 (в редакции, действовавшей до 18.02.2015) в случае отсутствия по месту жительства гражданина лечебно-профилактического учреждения.

        Однако, в силу принятого Постановления Конституционного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ выплата гражданам данных расходов производилась Центрами независимо от наличия либо отсутствия по месту жительства гражданина лечебно-профилактического учреждения.

        Из Порядка, а также приказа Министерства здравоохранения и социального развития РК от ДД.ММ.ГГГГ года и письма Министерства здравоохранения и социального развития РК от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что по существу новый порядок изменил процесс направления финансирования минуя Центры социальной работы непосредственно на счета учреждений, оставив Центрам правоопределительную деятельность и оформление направлений при обращении граждан. Кроме этого утвержден Перечень учреждений, куда по своему выбору вправе обратиться граждане, получив в Центре направление.

        Таким образом, услуги по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов гражданам как предоставлялись, так и предоставляются лечебными учреждениями, с той лишь разницей, что ранее финансирование по оказываемой услуге направлялось в соответствии с условиями заключенного между лечебным учреждением и Центрами социальной работы договорами, а в соответствии с новой нормой направляется непосредственно на счета учреждения.

Мировым судьей также учтено, что на момент получения истицей услуги с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Перечень учреждений утвержден не был, данный перечень утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ Мировым судьей также установлено, что финансирование на реализацию мер социальной поддержки по вопросу осуществления расходов на зубопротезирование на 2015 год законодательно не перераспределено, соответствующие средства находятся на счетах Центров.

Проанализировав указанные правовые нормы в их системном толковании, учитывая положения Постановления Конституционного суда Республики Карелия от 2 ДД.ММ.ГГГГ и установив фактические обстоятельства дела, мировой судья пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Государственное казенное учреждение социальной защиты Центр социальной работы Муезерского района и обоснованно удовлетворил исковые требования истца, взыскав с Центра в пользу истца расходы по оплате стоимости изготовления зубных протезов.

Правильность данного вывода мирового судьи не вызывает сомнений и подтверждается фактической выплатой ответчиком истцу взысканной суммы расходов до вступления решения по делу в законную силу.

Изложенные в решении выводы мирового судьи мотивированы, основаны на полном и всестороннем исследовании и оценке совокупности представленных доказательств в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, соответствуют обстоятельствам дела, требованиям закона и оснований не согласиться с ними у суда апелляционной инстанции не имеется.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом судебного рассмотрения и направлены иную правовую оценку доказательств и установленных обстоятельств, которым мировым судьей дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, и поэтому не могут служить основанием к отмене решения.

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения мирового судьи, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, полагает, что решение мирового судьи является законным, обоснованным, постановленным при правильном применении и толковании норм материального права.

Процессуальных нарушений, в том числе обеспечивающих соблюдение принципов состязательности и равноправия сторон, мировым судьей не допущено. Обстоятельства дела мировым судьей установлены правильно и полно изложены в решении, соответствуют представленным доказательствам. Оснований для отмены решения мирового судьи по доводам жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 328 -329 ГПК РФ, суд

определил :

Решение мирового судьи судебного участка Муезерского района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу соответчика - Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия - без удовлетворения.

Судья - Н.И. Антонов

11-54/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Тареева Н.И.
Ответчики
Министерство здравоохранения и социального развития РК
Министерство финансов Республики Карелия
ГКУ СЗ "Центр социальной работы Муезерского района"
Суд
Муезерский районный суд Республики Карелия
Судья
Антонов Николай Иванович
Дело на странице суда
muezersky--kar.sudrf.ru
10.08.2015Регистрация поступившей жалобы (представления)
10.08.2015Передача материалов дела судье
13.08.2015Вынесено определение о назначении судебного заседания
27.08.2015Судебное заседание
09.09.2015Судебное заседание
09.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2015Дело оформлено
16.09.2015Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее