Решение по делу № 33-526/2017 (33-27069/2016;) от 21.12.2016

                             дело №...

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Уфа                                 25 января 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи                Мугиновой Р.Х.,

судей:                                 Гаиткуловой Ф.С.,

                                    Мухаметовой Н.М.,

с участием прокурора:                    Сафина А.Р.,

при секретаре                         Тутаевой Л.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 10 ноября 2016 года, которым постановлено:

исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального района Белорецкий район РБ, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа с.... муниципального района Белорецкий район РБ об обязании устранить нарушения законодательства об образовании и профилактике терроризма удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан обеспечить финансирование муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с.... муниципального района Белорецкий район РБ по установке технических средств охраны: системы телевизионного видеонаблюдения в здании муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с.... муниципального района Белорецкий район РБ, расположенного по адресу: адрес, в течении 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Обязать Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.... муниципального района Белорецкий район РБ установить технические средства охраны: систему телевизионного наблюдения в здании муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Кага муниципального района Белорецкий район РБ, расположенного по адресу: адрес, в течении 3 месяцев с момента поступления денежных средств на расчетный счет образовательной организации.

Заслушав доклад судьи Гаиткуловой Ф.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Белорецкий межрайонный прокурор РБ, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа с.... муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан (далее – МОБУ СОШ с.... МР Белорецкий район РБ) об обязании устранить нарушения законодательства об образовании и профилактике терроризма.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что Белорецкой межрайонной прокуратурой РБ во исполнение приказа Генерального прокурора РФ № 188 от 26.11.2007 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании и антитеррористической укрепленности образовательных учреждений района, по результатам которой установлено, что в нарушение требований закона здание школы МОБУ СОШ с.... не оборудовано системой телевизионного наблюдения.

Просил обязать Администрацию муниципального района Белорецкий район РБ обеспечить финансирование МОБУ СОШ с.... МР Белорецкий район РБ по установке технических средств охраны: системы телевизионного видеонаблюдения в здании МОБУ СОШ с.... муниципального района Белорецкий район РБ в течении 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда; обязать МОБУ СОШ с.... муниципального района Белорецкий район РБ установить технические средства охраны: систему телевизионного видеонаблюдения в здании указанного общеобразовательного учреждения, в течение 3 месяцев с момента поступления денежных средств на расчетный счет образовательной организации.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Администрация муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указав, что приведенные в решении суда положения п. 6.1 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 4.1, ст. 9 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона №35-ФЗ «О противодействии терроризму» не предусматривают прямой обязанности образовательной организации и органа местного самоуправления устанавливать в здании образовательной организации системы видеонаблюдения. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В бюджете муниципального района Белорецкий район РБ на 2016 год средств для решения вопросов местного значения в сфере образования на установление видеонаблюдения не заложено. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии со стороны Администрации муниципального района Белорецкий район РБ действий (бездействий), нарушивших права неопределенного круга лиц, истцом не представлено.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. Информация о дате и времени рассмотрения дела заблаговременно размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В связи с чем, судебная коллегия на основании ст. ст. 118, 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав прокурора Сафина А.Р., возражавшего удовлетворению апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

На основании ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации, устанавливает, что основными задачами противодействия терроризму являются поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Согласно пункту ст. 17 Концепции деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма планируется заблаговременно, исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована, в том числе, на недопущение (минимизация) человеческих потерь, исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

На основании пункта 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденных приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. №635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».В приложении «В» к вышеприведенному своду правил предусмотрено, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п.п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Пунктом 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Пунктом 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Приказом Рособразования от 11.11.2009 г. № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Согласно п. 23 «Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 г. № 272, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.

В соответствии с п. 30 вышеуказанных Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

Как следует из материалов дела, Белорецкой межрайонной прокуратурой во исполнение приказа Генерального прокурора РФ № 188 от 26.11.2007 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании и антитеррористической укрепленности образовательных учреждений района.

В результате проведенной проверки установлено, что здание муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с.... муниципального района Белорецкий район РБ, расположенного по адресу: адрес, не оборудовано системой телевизионного наблюдения.

Между тем установление системы видеонаблюдения в образовательном учреждении является обязательным мероприятием, выполнение которого необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Согласно Уставу МОБУ СОШ с.... МР Белорецкий район РБ, утвержденному Главой администрации МР Белорецкий район РБ 28.12.2015 г., функции и полномочия Учредителя учреждения от имени муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан осуществляет Администрация муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.

Разрешая спор, суд, всесторонне и полно исследовав обстоятельства по делу, проанализировав представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, обоснованно пришел к выводу о возложении обязанности по оборудованию здания МОБУ СОШ с.... системой видеонаблюдения как на Администрацию муниципального района Белорецкий район РБ, являющийся учредителем образовательного учреждения, обеспечивающего его финансирование и обязанного в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма, так и на МОБУ СОШ с.... МР Белорецкий район РБ, поскольку результатами проверки Белорецкой межрайонной прокуратуры РБ установлено, что в нарушение норм действующего законодательства по противодействию терроризма здание МОБУ СОШ с.... МР Белорецкий район РБ не оборудовано системой телевизионного наблюдения.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правовых нормах, регулирующих спорные правоотношении, и подтверждается материалами дела.

Довод апелляционной жалобы о том, что в бюджете муниципального района Белорецкий район РБ на 2016 год не заложены средства для решения вопросов местного значения в сфере образования на установление видеонаблюдения не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку из системного толкования положений п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., следует, что финансирование профилактических мероприятий в области противодействия терроризму являются обязанностью органа местного самоуправления. Недостаточность финансовых средств в бюджете муниципального района не является основанием для освобождения от данной обязанности.

Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, исследованных судом первой инстанции. Доводам апелляционной жалобы была дана надлежащая оценка в решении суда, с которой судебная коллегия согласна.

Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Судебная коллегия считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

При таких обстоятельствах постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 10 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Председательствующий                    Р.Х. Мугинова

Судьи:                             Ф.С. Гаиткулова

                                    Н.М. Мухаметова

Справка: судья Мосунов О.Л.

33-526/2017 (33-27069/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Белорецкий межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация МР Белорецкий
МОБУ СОШ с. Кага
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Гаиткулова Фарида Салютовна
09.01.2017Судебное заседание
25.01.2017Судебное заседание
27.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2017Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее