РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 сентября 2020 г. Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Осьмининой Ю.С.,
при секретаре Пугачевой Н.Е.,
с участием:
административного ответчика Сухова M.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2936/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Сухову М.Л. о взыскании пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Сухову M.Л. о взыскании недоимки по налогу и пени, в котором просила взыскать с ответчика задолженность в общей сумме 6 249,41 рублей, из которых 5 515 рублей - по НДФЛ; 727,94 рублей - пени по НДФЛ; 3,61 рублей - пени по налог на имущество; 2,26 рублей - пени по транспортному налогу, ссылаясь на то, что административный ответчик, как лицо, состоящее на учете в качестве налогоплательщика, обязанное уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ему имущества, своевременно не исполнил в установленную законом обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога, не исполнил обязанность по оплате НДФЛ, в связи с чем в его адрес было направлено требование об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам, которое было оставлено без исполнения.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России по Самарской области представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Сухов М.Л. в судебном заседании не отрицал наличие у него задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц, пени по транспортному налогу, указал, что не мог своевременно внести оплату ввиду изменения реквизитов налогового органа. Возражал против взыскания с него НДФЛ за 2017 г., пени по НДФЛ. Пояснил, что в 2018 г., 2019 г. обратился в налоговый орган с заявлением о возврате НДФЛ, на которое получит ответ о том, что требования будут удовлетворены, однако возврата НДФЛ до сих пор не получил. Считает, что налоговый орган должен произвести взаимозачет сумм НДФЛ, который необходимо внести Сухову М.Л. за 2017 г. и НДФЛ, который налоговый орган должен возвратить ответчику.
В силу п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, а извещенного о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, исследовав материалы дела, считает административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, указал, что налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Согласно пункту 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статьи 46, 47, 69 Ж РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ, плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации и не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Как следует из ст. 209 НК РФ, объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками.
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Главой 32 НК РФ закреплено взыскание налога на имущество физических лиц, отнесенного к местным налогам и сборам.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машиноместо; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Сухов М.Л. является клиентом налогового агента <данные изъяты> на основании брокерского договора №, по которому согласно сводному отчету НДФЛ за 2017 г. получил доход, облагаемый налогом, в размере 42 432,18 рублей. Налог на указанную сумму в размере 13 % составил 5 516 рублей.
В Межрайонную ИФНС России № 19 по Самарской области поступили сведения о суммах дохода Сухова М.Л., с которого не был удержан налог налоговым агентом <данные изъяты> за 2017 г.
В 2017 г. налоговый период в собственности Сухова М.Л. находилась квартира по адресу: <адрес>, квартира по адресу: <адрес>, транспортное средство <данные изъяты> г/н №.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ); налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 363 НК РФ).
В адрес налогоплательщика Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области было направлено уведомление № от 23.08.2018 г. с суммой НДФЛ к уплате за 2017 г. в размере 5 515 рублей, суммой налога на имущество физических лиц в размере 1 807 рублей, транспортного налога -1131 рублей.
Налоговым уведомлением № был установлен срок оплаты не позднее 03.12.2018 г.
12.12.2018 г. Суховым М.Л. была внесена оплата налога на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 1 807 рублей, транспортного налога за 2017 г. в размере 1 131 рублей.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно ст. 75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщики, плательщики сборов должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
Ввиду несвоевременного внесения Суховым M.Л. уплаты налога на имущество физических лиц, транспортного налога за 2017 г., были начислены пени на имущество физических лиц за период с 04.12.2018 г. по 11.12.2018 г. в размере 3,61 рублей; пени по транспортному налогу в размере 2,26 рублей за аналогичный период.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).
Налоговым органом в адрес Сухова M.Л было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № по состоянию на 10.07.2019 г., в котором налогоплательщику предлагалось внести в срок до 28.10.2019 г., в том числе, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 04.12.2018 г. по 11.12.2018 г. в размере 3,61 рублей; пени по транспортному налогу в размере 2,26 рублей за аналогичный период.
В адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № по состоянию на 07.10.2019 г. с предложением добровольно погасить задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере 5 515 рублей, который должен был быть внесен до 24.04.2018 г., пени на НДФЛ за период с 25.04.2018 г. по 06.10.2019 г. в размере 727,94 рублей, требование было направлено посредством размещения в электронном кабинете налогоплательщика.
Указанные выше требования налогоплательщиком были оставлены без исполнения.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, казанных в требовании об уплате налога.
18.02.2020 г. Межрайонная ИФНС России по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка № 115 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Сухова М.Л. недоимки по налогам и пени на общую сумму в размере 6 249,41 рубле. Мировым судьей судебного участка № 115 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области 21.02.2020 г. был вынесен судебный приказ № 2а-368/2020 о взыскании с Сухова М.Л. пени по транспортному налогу, пени по налогу на имущество физических лиц, недоимки по НДФЛ, пени по НДФЛ по требованиям об уплате налога № от 10.07.2019 г., № от 07.10.2019 г.
20.03.2020 г. определением мирового судьи судебного участка № 115 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области вышеуказанный судебный приказ был отменен на основании возражений, поступивших от должника.
После отмены судебного приказа налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика задолженности по налогам и по пени. Иск подан в сроки, предусмотренные ст. 286 КАС РФ.
С учетом того, что до настоящего времени возложенная налоговым законодательством на Сухова М.Л. обязанность по уплате пени по транспортному налогу за 2017 г. в размере 2,26 рублей, пени по налогу на имущество за 2017 г. в размере 3,61 рублей, недоимки по НДФЛ за 2017 г. в размере 5 515 рублей, пени по НДФЛ в размере 727,94 рублей не исполнена, административным ответчиком доказательств, подтверждающих обратное, не представлено, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о взыскании недоимки по налогам и пени, и считает необходимым взыскать указанные суммы с административного ответчика, удовлетворив заявленные административные исковые требования.
Довод административного ответчика о том, что не подлежит взысканию с него недоимка по НДФЛ за 2017 г. ввиду того, что налоговым органом должен быть произведен взаимозачет в возвратом НДФЛ за более поздний срок, который не выплачен Сухову М.Л., судом отклоняется как необоснованный.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов,- пропорционально удовлетворенной части исковых требований в доход местного бюджета.
Таким образом, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 175- 180,290 КАС РФ, суд
решил:
Иск Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области удовлетворить.
Взыскать с Сухова М.Л., зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> в пользу Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области сумму задолженности в размере 6 249,41 рублей, из которых недоимка по НДФЛ за 2017 г. в размере 5 515 рублей, пени по НДФЛ за период с 25.04.2018 г. по 06.10.2019 г. в размере 727,94 рублей; пени по транспортному налогу за период с 04.12.2018 г. по 11.12.2018 г. на недоимку за 2017 г. в размере 2,26 рубля; пени по налогу на имущество за период с 04.12.2018 г. по 11.12.2018 г. на недоимку за 2017 г. в размере 3,61 рубля.
Взыскать с Сухова М.Л. в доход бюджета муниципального образования г.о.Тольятти государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня его вынесения.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.09.2020 г.
Председательствующий: