Административное дело № 2а-75/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Магдагачи 21 февраля 2019 года
Амурская область
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Волошина О.В.,
при секретаре Кузнецовой Н.Ю.,
с участием:
помощника прокурора Магдагачинского района Истомина М. П.,
заинтересованного лица ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» (далее – ООО «МТК») в лице представителя Нечепуренко А.А., действующей на основании доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Магдагачинский район Амурской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Магдагачинский район Амурской области в непринятии мер к оборудованию котельной резервным источником питания, возложении обязанности оборудовать котельную «ЦРБ», расположенную по адресу: <адрес>, резервным источником питания,
установил:
прокурор Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Магдагачинский район Амурской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Магдагачинский район Амурской области в непринятии мер к оборудованию котельной резервным источником питания, возложении обязанности оборудовать котельную «ЦРБ», расположенную по адресу: <адрес>, резервным источником питания, заявленные требования обоснованы следующим.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения муниципальными образованиями законодательства регламентирующего требования к использованию объектов жилищно-коммунального хозяйства. По результатам проверки установлено, что на территории муниципального образования – Тыгдинский сельсовет расположена котельная, не оборудованная резервным источникам питания – котельная «ЦРБ» - <адрес>. Указанная котельная являются муниципальной собственностью и принадлежит муниципальному образованию Магдагачинский район Амурской области и отапливает объект социальной инфраструктуры – Тыгдинская амбулатория ГБУЗ АО «Магдагачинская больница». По мнению прокурора Магдагачинского района, электроприемники в указанной котельной отнесены ко второй категории надежности. В пункте 1.2.20 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204 закреплено, что электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады. Таким образом, отсутствие резервных источников электропитания в случае прекращения подачи электроэнергии на рассматриваемые котельные может повлечь за собой остановку оборудования в отопительный период, размораживание систем тепло-водоснабжения, может привести к чрезвычайным ситуациям, массовому нарушению прав граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества неопределенного круга лиц потребителей коммунальных услуг, в том числе воспитанников и персонала детских садов. В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества, обязанности по обеспечению резервными источниками электроснабжения котельных должна быть возложена на администрацию муниципального образования. Согласно пункту 1.1.1. Правил устройства электроустановок, данные Правила распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ, в том числе на специальные электроустановки, рассмотренные в разделе 7 настоящих Правил. Вместе с тем указанным пунктом также определено, что требования настоящих Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки. Бездействие администрации Магдагачинского района выразившееся в непринятии мер по оборудованию котельной резервным источником электрического питания в случае неисправности основного источника увеличивает вероятную возможность перерыва в подаче тепла потребителям и может повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций. В связи с изложенным, просит суд признать незаконным бездействие администрации Магдагачинского района по факту непринятия мер к оборудованию находящейся в собственности котельной «ЦРБ» - <адрес> резервным источником электрического питания. Обязать администрацию Магдагачинского района оборудовать котельную «ЦРБ» - <адрес> резервным источником электрического питания.
В судебном заседании помощник прокурора заявленные прокурором Магдагачинского района административные исковые требования поддержал по доводам изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснил: в документах представленных администрацией Магдагачинского район котельная указана как котельная «ЦРБ» - <адрес>. оборудование котельной резервным источником питания за счет перевозки источника электропитания с другой котельной законодательно не предусмотрено. Срок один месяц будет достаточным для исполнения решения суда с учетом, что отопительный сезон не закончен. Просит суд удовлетворить заявленные требования.
Административный ответчик администрация муниципального образования Магдагачинский район Амурской области о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщено.
Заинтересованное лицо ГБУЗ АО «Магдагачинская больница» просит рассмотреть дело без своего участия.
С учетом мнения помощника прокурора, представителя ООО « МТК» суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие административного ответчика и заинтересованного лица ГБУЗ АО «Магдагачинская больница».
Представитель ООО « МТК» в судебном заседании пояснила: ее доверитель административное исковое заявление прокурора Магдагачинского района поддерживает. В соответствии со ст. 1, пп. "г", "ж" ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; содействуют устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях. Исходя из п. 4 ч. 1, ч.ч. 3, 4 ст. 14, п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу муниципальных районов относится организация в границах поселения и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении". Согласно ч.ч. 1, 1.1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Указанные полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения (п. 17 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О теплоснабжении"). Органы местного самоуправления Магдагачинского района обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении". В силу пп. 1,5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения. В соответствии с ч. 1, 2 ст. 209, ст. 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. По смыслу приведенных выше положений действующего законодательства, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций на органы местного самоуправления возлагается обязанность обеспечить организацию надежного теплоснабжения на территории поселения, в том числе посредством использования имущества, находящегося в их собственности. В соответствии с п. 4.9 "СП 89.13330.2016. Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП П-35-76" (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 944/пр) котельные по надежности отпуска тепловой энергии потребителям подразделяются на котельные первой и второй категорий. Согласно п. 1.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года № 115, электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок. В соответствии с п. 1.2.20 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08 июля 2002 года № 204, электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Из приведенных выше нормативных правовых актов следует необходимость и обязанность установки и поддержания в состоянии готовности резервных источников питания для энергопринимающих устройств второй категории надежности, к каковым отнесены электроприемники котельной в с. Тыгда. Котельная и находящееся в ней движимое имущество, являющееся муниципальной собственностью, переданы ООО "Магдагачинская теплоснабжающая компания» на основании концессионного соглашения на объекты систем коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства от 14.05.2018 г. В соответствии с п.п. 3.12-3.13 концессионного соглашения право собственности на объект концессионного соглашения (котельную) принадлежит и будет принадлежать Концеденту (Администрации Магдагачинского района). При этом в концессионном соглашении не установлены обязанности ООО "МТК» по установке на котельной, являющейся предметом данного иска, резервного источника питания. При таких обстоятельствах, учитывая, что ООО "МТК», как концессионер спорной котельной, каких-либо обязательств по установке резервного источника питания на себя не принимало, а также невыполнение администрацией Магдагачинского района обязанностей по надлежащему содержанию своего имущества, по организации надежного энергоснабжения, теплоснабжения и по обеспечению безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полагает, что истец правомерно обратился с исковым заявлением к ответчику о возложении на последнего обязанности по оборудованию резервным источником питания объекта теплоснабжения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера" чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновение чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае возникновения.
Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях (п. п. "г" и "ж" п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2013 года № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2013 года № 131 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают в том числе полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" надежность теплоснабжения определяется таким состоянием системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения. В свою очередь, безопасность теплоснабжения обеспечивается соблюдением определенных норм и требований, установленных принимаемыми во исполнение Федерального закона и в соответствии с ним нормативными актами.
Пунктом 1.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, предусмотрено, что электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок.
В пункте 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на категории: первой категории- электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения; второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей; третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определение первой и второй категории.
В пунктах 1.2.19 и 1.2.20 Правил закреплено, что Правил установлено, что электроприемники первой и второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
В соответствии с п. 4.9 СП 89.13330.2016 Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. №, 944/пр, котельные по надежности отпуска тепловой энергии потребителям подразделяются на котельные первой и второй категорий. К первой категории относят котельные, являющиеся единственным источником тепловой энергии системы теплоснабжения, обеспечивающей потребителей первой категории, не имеющей резервных источников тепловой энергии. Вторая категория - все остальные котельные.
Таким образом, СП 89.13330.2016 (Актуализированная редакция СНиП П-35-76) "Котельные установки" не предусматривают возможности отнесения котельных к третьей категории надежности электроустановок, котельные могут быть только первой или второй категории надежности.
Требования пункта 1.2.18 Правил устройства электроустановок, предусматривающего разделение электроприемников, в том числе, на третью категорию надежности, распространяются на иные электроустановки, поскольку в части котельных установок действуют специальные нормы и правила.
Из указанных нормативных актов следует о необходимости и об обязанности установки и поддержания в состоянии готовности резервных источников питания потребителем электроэнергии для энергопринимающих устройств первой и второй категории надежности, к каковым отнесены и электроприемники котельных.
В соответствии с п. 1.1.1 Правил, требования Правил распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ, в том числе на специальные электроустановки, рассмотренные в разделе 7 настоящих Правил. Вместе с тем, указанным пунктом также установлено, что требования настоящих Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.
Как установлено из материалов дела и не оспаривается административным ответчиком, муниципальное образование Магдагачинский район Амурской области является собственником котельной, расположенной по адресу <адрес>, имеющей кадастровый № (л.д.8).
В соответствии с концессионным соглашением на объекты систем коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом и природопользованию администрации Магдагачинского района, ООО «МТК» и министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (самостоятельная сторона), указанная выше котельная находится в пользовании ООО «МТК», которое обязалось за свой счет осуществить мероприятия по реконструкции – модернизации и /или замене морально устаревшего и/или изношенного оборудования объекта теплоснабжения либо ЦТП новым более производительным оборудованием и осуществлять деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии.
Прокурором Магдагачинского района проведена проверка исполнения федерального законодательства, регламентирующего требования к использованию объектов жилищно-коммунального хозяйства, в результате которой установлено, что указанная котельная в с.Тыгда, которая осуществляет поставку тепла на объект социальной инфраструктуры – Тыгдинскую амбулаторию ГБУЗ АО «Магдагачинская больница», не оснащена резервным источником питания. Указанное подтверждается сведениями администрации Магдагачинского района о наличии и потребности в резервных источниках электроснабжения на котельных Магдагачинского района по состоянию на 01.01.2019, согласно которым муниципальной котельной «Больница» в <адрес> требуется резервный источник питания мощностью 30 кВт, установка которого запланирована до 28.02.2019 (л.д.14).
До настоящего времени, котельная «ЦРБ» в с.Тыгда не оснащена резервным источником электрического питания, доказательств обратного суду не представлено.
С учетом изложенного, доводы административного искового заявления прокурора Магдагачинского района о неисполнении органом местного самоуправления требований Федерального законодательства по обеспечению котельных резервными источниками электрического питания являются обоснованными.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
С учетом изложенного, обязанность оборудовать котельную «ЦРБ» - <адрес> резервным источником электрического питания должна быть возложена на административного ответчика, осуществляющего в отношении данной котельной полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Доводы ответчика о том, что в случае возникновения внештатной ситуации на объекте теплоснабжения будет задействован передвижной источник электроснабжения с другой муниципальной котельной, не основаны на нормах материального права, а перемещение резервного источника питания с котельной №1 по <адрес> в <адрес> лишит резервного источника электрического питания указанную котельную.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
решил:
административное исковое заявление прокурора Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Магдагачинский район Амурской области– удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Магдагачинский район Амурской области в не принятии мер к оборудованию находящейся в собственности котельной «ЦРБ», расположенной по адресу: <адрес>, резервным источником электрического питания.
Возложить на администрацию муниципального образования Магдагачинский район Амурской области обязанность в течении месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу оборудовать котельную «ЦРБ», расположенную по адресу: <адрес>, резервным источником электрического питания.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Магдагачинском районном суде 26 февраля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Магдагачинского районного суда О. В. Волошин