Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 августа 2020 года Самарский районный суд г. Самара в составе председательствующего Саломатина А.А.,
при секретаре Михальчук И.В.,
с участием прокурора Лукиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1179/20 по административному иску Скворцова Дмитрия Дмитревича к Территориальной избирательной комиссии Самарского внутригородского района города Самара Самарской области о признании решения незаконным,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с указанным административным иском к ответчику, в обоснование заявленных требований указав, что 31.07.2020г. им в территориальную избирательную комиссию Самарского внутригородского района города Самара Самарской области поданы документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района г.о. Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 4 на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва 13 сентября 2020г. Совместно с документами, требуемыми для регистрации административного истца в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу № 4 на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Скворцовым Д.Д. в адрес административного ответчика представлены, в том числе, пронумерованные подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
06.08.2020г. административный истец был уведомлен о решении административного ответчика, оформленным в качестве итогового протокола проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Скворцовым Д.Д., согласно которому 9 подписей из 11представленных было рекомендовано признать недействительными по различным основаниям.
Полагая свои права нарушенными, административный истец просил суд признать недействительным итоговый протокол проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района города Самара Самарской области Скворцовым Д.Д.
В судебное заседание административный истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела был надлежащим образом уведомлен как посредством направленной в его адрес телеграммы, так и посредством направления СМС уведомления на указанный в иске номер телефона, которое истцом было получено 19.08.2020г. в 15 часов 02 минуты 56 секунд. Кроме того, факт надлежащего уведомления административного истца о месте и времени рассмотрения дела подтверждается поступившей в суд от Скворцова Д.Д. телефонограммой, согласно которой административный истец уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, не желает принимать участия в судебном заседании по настоящему делу в связи с его участием в рассмотрении иного дела Ленинским районным судом г. Самары, назначенного на 15.00 часов 24.08.2020г.
Представитель административного ответчика – председатель Территориальной избирательной комиссии Самарского внутригородского района города Самара Самарской области, действующий на основании удостоверения, административные исковые требования не признал, просил суд в иске отказать.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица избирательной комиссии Самарской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был надлежащим образом уведомлен.
Выслушав стороны, заключение прокурора считавшего административный иск не обоснованным, исследовав материалы административного дела, суд полагает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Так, судом при рассмотрении дела установлено, что 31.07.2020г. истцом в территориальную избирательную комиссию Самарского внутригородского района города Самара Самарской области поданы документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района г.о. Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 4 на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва 13 сентября 2020г. Совместно с документами, требуемыми для регистрации административного истца в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу № 4 на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Скворцовым Д.Д. в адрес административного ответчика представлены, в том числе, пронумерованные подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
06.08.2020г. административный истец был уведомлен о решении рабочей группы Территориальной избирательной комиссии Самарского внутригородского района города Самара Самарской области, оформленным в качестве итогового протокола проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Скворцовым Д.Д., согласно которому 9 подписей из 11представленных было рекомендовано недействительными по различным основаниям.
Поводом для обращения с иском в суд послужило суждение административного истца о незаконности оспариваемого решения, несоответствии действительности изложенных в данном решении сведений о недостоверных подписных листах фактическим обстоятельствам делам, а также о нарушении указанным решением прав и законных интересов административного истца.
Так, в силу положений ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Суд полагает, что при рассмотрении дела не нашли своего подтверждения как доводы истца о незаконности вышеуказанного решения, так и о нарушении данным решением каких-либо прав и законных интересов Скворцова Д.Д.
Так, согласно ч. 1 ст. 38 Федерального Закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи
Согласно п.п. «з,л» п. 6.4 ст. 38 указанного Закона недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом, а также подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума не собственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Как установлено судом при рассмотрении дела, административным истцом в окружную избирательную комиссию представлено 11 подписных листов, содержащих 11 подписей избирателей, из которых рабочей группой административного ответчика решением от 06.08.2020г., оформленным в виде протокола проверки подписных листов, представленных кандидатом, было рекомендовано признать недействительными 9 подписей:
- подписные листы №№ 1,2 3,7, 8, 9,10, 11 по основаниям, предусмотренным п.п. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального Закона № 67 ФЗ – в связи с отсутствием в заверительной надписи на данных листах сведений о серии и номере паспорта кандидата, удостоверившего подписной лист;
- подписные листы №№ 7, 8, 11 в том числе – по основаниям, предусмотренным п.п. «л» п. 6.4 ст. 38 Федерального Закона № 67 ФЗ – в связи с тем, что подписи указаны избирателями не собственноручно, что подтверждается заключением эксперта криминалиста ЭКО Управления МВД России по г. Самаре № 221 от 05.08.2020г.
- подписной лист № 5 по основаниям по основаниям, предусмотренным п.п. «е» п. 6.4 ст. 38Федерального Закона № 67 ФЗ – в связи с наличием неоговоренных исправлений в заверительной надписи в части даты рождения кандидата.
Суд считает, что при рассмотрении дела не нашли своего подтверждения доводы административного истца о незаконности оспариваемого решения, поскольку при изучении представленных административным ответчиком подписных листов №№ 1,2 3,7, 8, 9,10, 11действительно установлено, что в графе «подписной лист удостоверяю» отсутствуют сведения о серии и номере паспорта кандидата в депутаты Скворцова Д.Д., что, по мнению суда, свидетельствует о недействительности подписей, содержащихся в данных подписных листах. Кроме того, согласно заключения эксперта криминалиста ЭКО Управления МВД России по г. Самаре № 221 от 05.08.2020г. подписи, расположенные в графах «Подпись» на листах №№ 7, 8, 11выполнены одним лицом, что также свидетельствует о недействительности данных подписей.
Суд признает обоснованными доводы административного истца о необоснованной рекомендации по исключению из числа действительных подписей подписи избирателя, содержащейся в подписном листе № 5, поскольку из содержания данного подписного листа усматривается, что исправление в годе рождения кандидата в депутаты им удостоверено, что представителем административного ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривалось. Между тем, как установлено судом, 8 из 9 подписей, которые рекомендовано признать недостоверными, таковыми являются что и достоверно подтверждено предоставленными суду доказательствами.
Кроме того, суд полагает необходимым особо обратить внимание на следующее.
Так, в силу положений ст. 37 Закона Самарской области № 142-ГД регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
Регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4 - 7 статьи 33, части 1 статьи 35 настоящего Закона, на основании следующих документов, представляемых кандидатом для регистрации:
1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
3) копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных;
5) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 и частью 10 статьи 55 настоящего Закона, при условии уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о данных обстоятельствах).
Согласно ч. 6 указанной статьи для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидатов, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей соответствующая окружная избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа своих членов, членов нижестоящих избирательных комиссий и привлеченных специалистов. В соответствии с Федеральным законом к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.
В силу ч. 11 указанной статьи в случае отказа в регистрации кандидата соответствующая окружная избирательная комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации обязана выдать кандидату копию соответствующего решения с изложением оснований отказа.
Таким образом, исходя из системного толкования указанных норм закона следует, что решение рабочей группы по проверке подписных листов кандидата в депутаты не является обязательным к исполнению для окружной избирательной комиссии, носит рекомендательный характер и само по себе каких-либо правовых последствий для кандидата в депутаты не порождает, что, по мнению суда, свидетельствует о том, что данным решением какие-либо права и законные интересы Скворцова Д.Д. не нарушены.
Суд также учитывает, что решением территориальной избирательной комиссии Самарского внутригородского района города Самара Самарской области № 165 от 09.08.2020г. Скворцову Д.Д. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области, данное решение административным истцом получено 10.08.2020г., до настоящего времени требований об оспаривании данного решения административным истцом не заявлено, сведениями о подаче соответствующего административного искового заявления суд не располагает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Скворцова Дмитрия Дмитревича к Территориальной избирательной комиссии Самарского внутригородского района города Самара Самарской области о признании решения незаконным оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 5 дней с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено судом в совещательной комнате.