Решение по делу № 2а-1794/2019 от 15.02.2019

Дело № 2а-1794/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 марта 2019 года город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: судьи Успуна И.И., при секретаре Саая А.-С.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» к Государственной инспекции труда в Республике Тыва о признании незаконным и отмене предписания,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Республике Тыва о признании незаконным и отмене предписания. В обосновании указав, что в результате проверки, проводимой государственным инспектором труда в Республике Тыва ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ Государственному унитарному предприятию «Управляющая компания ТЭК 4» (далее по тексту ГУП РТ «УК ТЭК 4») вынесено предписание -ОБ/88/4/2 об устранении нарушения трудового законодательства, а именно: начислить и оплатить работнику ФИО1 сверхурочные часы, денежную компенсацию за задержку оплаты сверхурочных в количестве 16 часов в апреле 2017 и ноябре 2017 года, согласно ст. 152, 236 ТК РФ. Произвести перерасчет заработной платы, денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы за январь, февраль, март 2018 года, и отпуска в количестве 40 дней в соответствии с установленным минимальным размером оплаты труда, согласно ст.ст. 133, 236 ТК РФ. Срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Ранее ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГУП РТ «УК ТЭК 4» направлялось предписание -ОБ/88/4/2, где были аналогичные требования. С данными предписаниями административный истец не согласен. Полагает, что трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами. Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Следовательно, оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным. Просит суд предписание Государственной инспекции труда по Республике Тыва в отношении ООО Государственного унитарного предприятия Республики Тыва № 7-151-18-ОЮ/88/4/2 признать незаконным и отменить.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ привлечен в качестве заинтересованного лица ФИО1.

Представитель административного истца ФИО3, действующий по доверенности, иск поддержал полностью, просил удовлетворить.

Представитель административного истца ФИО4, действующий по доверенности, на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика - Государственной инспекция труда в <адрес> ФИО5 просила отказать в удовлетворении административного иска.

Государственный инспектор труда в <адрес> ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Потерпевший ФИО1 на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;2) соблюдены ли сроки обращения в суд;3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Частью 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Согласно ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В силу ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами.

В силу положений ст. ст. 358, 356, 382 ТК РФ, Положения о федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 324, Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 875, федеральная инспекция труда, состоящая из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), относится к органам исполнительной власти и уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Основные полномочия федеральной инспекции труда определены в ст. 356 ТК РФ, к ним отнесены (в том числе) ведение приема, рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Согласно ст. 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством (абз. 4 часть 7);

Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По смыслу указанных норм при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работника предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судом.

Так, по запросу суда были представлены материалы проверки в отношении Государственного унитарного предприятия «Управляющая компания ТЭК 4».

Судом установлено, что по обращению работника ФИО1 инспектор труда провел в учреждении внеплановую выездную проверку. Актом проверки -ОБ/88/4/1 от ДД.ММ.ГГГГ, выявлены нарушения требований трудового законодательства: ФИО1 принят в ГУП РТ «УК ТЭК 4» на должность кладовщика. Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. от 28.12.2017г. №421-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ установлен в размере 9489 рублей. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 38-П, за работу в особых климатических условиях, в т. ч. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районные коэффициенты и процентные надбавки начисляются сверх установленного минимального размера оплаты труда, в связи с чем с января 2018 года при минимальном размере оплаты труда в сумме 9489 рублей, начисленная сумма заработной платы не может быть ниже 18029,1 рублей. Так согласно табелю учета рабочего времени работник ФИО1 отработал в январе 2018 года 136 часов при норме 136 часов. По расчетному листку за январь 2018 года, работнику ФИО1 начислено 13075,25 рублей (в т.ч. оклад 4301,07 руб., надбавка за выслугу лет 215,05 руб., выплата компенсационного характера 2365,59 руб., северный и районный коэффициент 6193,54 рублей), что ниже МРОТ на 4953,85 рублей. После удержания из данной суммы НДФЛ в размере 1700 рублей необходимо было выплатить 11375,25 рублей, выплачен долг предприятия на начало месяца 8711,77 рублей, что подтверждается платежным поручением от 29.01.2018г. Также согласно табелю учета рабочего времени работник ФИО1 отработал 151 часа в феврале 2018 года, при норме 151 часов, а по расчетному листку за февраль 2018 года, ему начислено 13075,25 рублей (в т.ч. 4301,07 руб., надбавка за выслугу лет 215,05 руб., выплата компенсационного Характера 2365,59 руб., северный и районный коэффициент 6193,54 рублей), что ниже МРОТ на 5048,49 рублей. После удержания из данной суммы НДФЛ в размере 1700 руб., необходимо было выплатить 11375,25 рублей, выплачен долг предприятия на начало месяца 11375,25 рублей, что подтверждается платежным поручением от 27.02.2018г. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №АКЗП-000008 ФИО1 предоставлен отпуск с 03 апреля по ДД.ММ.ГГГГ за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 38 календарных дней. Необходимо произвести перерасчет отпуска работника ФИО1 согласно ч.7 ст.2,1 ст.133 ТК РФ. Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. от 07,03.2018г. №41-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ установлен в размере 11163 рублей, и с мая 2018 года начисленная сумма заработной платы не может быть ниже 21209,7 рублей.

Инспектором установлено, что работодатель, выплачивая заработную плату работнику ФИО1 полностью отработавшего норму рабочего времени за январь, февраль 2018 года ниже установленного МРОТ, нарушил обязательные требования ст. 133, Трудового Кодекса РФ, ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. от 07.03.2018г. №41-ФЗ).

Также, в ходе проверки со стороны работодателя выявлено нарушение ст.152 Трудового Кодекса РФ, а именно не были оплачены отработанные сверхурочные часы работнику ФИО1 в апреле 2017 года и ноябре 2017 года, в количестве 16 часов.

Государственный инспектор пришел к выводу, что работодатель обязан устранить указанные нарушения.

По результатам проведенной проверки, учреждению вынесено предписание -ОБ/88/4/2 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором возложено обязательства по устранению нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих номы трудового права в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: начислить и оплатить работнику ФИО1 сверхурочные часы в количестве 16 часов в апреле 2017 и ноябре 2017 года, согласно ст. 152 ТК РФ; начислить и оплатить денежную компенсацию за задержку оплаты сверхурочных часов в количестве 16 часов в апреле 2017 года и ноябре 2017 года, согласно ст. 236 ТК РФ. Произвести перерасчет заработной платы работника ФИО1 за январь, февраль 2018 года, и отпускным в количестве 38 дней в соответствии с установленным минимальным размером оплаты труда, согласно ст.ст. 133 ТК РФ; Начислить и оплатить денежную компенсацию за задержку оплаты сверхурочных часов в количестве 16 часов в апреле 2017 года и ноября 2017 года, согласно ст. 236 ТКРФ, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, материалами дела установлено, что работнику ФИО1 недоначислены и не оплачены сверхурочные часы в количестве 16 часов в апреле 2017 и ноябре 2017 года, оплачены отпускные в количестве 38 дней, ниже установленных МРОТ в связи с чем которому необходимо начислить и оплатить денежную компенсацию за задержку оплаты сверхурочных согласно ст. 236 ТК РФ, произвести перерасчет отпускных в соответствии установленных МРОТ.

По мнению административного истца, в настоящем случае имеет место индивидуальный трудовой спор между ФИО1 и ГУП РТ «УК ТЭК 4», который не вправе разрешать государственная инспекция труда, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Разрешая заявленные требования о признании незаконным предписания, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения, так как предписание государственного инспектора труда государственной инспекции труда в <адрес> является законным, вынесено надлежащим должностным лицом в пределах его полномочий, соответствует требованиям Трудового кодекса РФ и оснований для отмены не имеется.

Так, в соответствии с требованиями статей 356 и 357 Трудового кодекса РФ, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.

В соответствии с Конвенцией Международной организации труда N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Россией ДД.ММ.ГГГГ, инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Порядок оплаты сверхурочных работ, то есть работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени, регламентирован положениями ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Согласно ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. от 28.12.2017г. №421-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ установлен в размере 9489 рублей, соответственно с января 2018 года при минимальном размере оплаты труда в сумме 9489 рублей, начисленная сумма заработной платы не может быть ниже 18029,1 рублей

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. от 07,03.2018г. №41-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ установлен в размере 11163 рублей, соответственно с мая 2018 года при минимальном размере оплаты труда в сумме 11163 рубля, начисленная сумма заработной платы не может быть ниже 21209,7 рублей.

В соответствии со статьями 146, 147, 148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 38-П, за работу в особых климатических условиях, в т. ч. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районные коэффициенты и процентные надбавки начисляются сверх установленного минимального размера оплаты труда.

На основании ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Исходя из приведенных норм Трудового кодекса РФ, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов и принимает меры по их устранению.

При выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, в том числе и посредством вынесения обязательного для работодателя предписания об исполнении норм трудового законодательства.

Установленные в результате проверки нарушения трудовых прав работника, носит очевидный и грубый характер, в связи с чем административный ответчик правомерно выдал обязательное для исполнения предписание.

Следовательно, оспариваемое предписание является документом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные указания, распоряжения, вынесенное уполномоченным органом.

Из анализа указанных норм и их системного толкования очевиден факт нарушения работодателем трудового законодательства.

При данных обстоятельствах, предписание государственного инспектора труда является законным и обоснованным, изданное административным ответчиком Предписание в полной мере соответствует требованиям действующего трудового законодательства, издано государственным органом в пределах возложенных на него полномочий, соответствует целям и задачам формы защиты нарушенных прав работников в рамках осуществления государственного контроля, прав и законных интересов административного истца не нарушает, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь 175, 177, 227, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» к Государственной инспекции труда в <адрес> о признании незаконным и отмене предписания -ОБ/88/4/2 от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения 30 марта 2018 года.

Судья И.И. Успун

2а-1794/2019

Категория:
Гражданские
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Дело на странице суда
kizilskiy-g.tva.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее