Решение по делу № 2-120/2017 ~ М-111/2017 от 02.03.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 марта 2017 г.                          с.Чара

                    

Каларский районный суд

Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Хапова М.В.,

при секретаре Аверчук Е.Г.,

с участием истицы Коломиец В.В.,

представителя ответчика АО «Тепловодоканал» Гранниковой Н.А. действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-120/2017 по иску Коломиец В.В. к акционерному обществу «Тепловодоканал» о признании действий незаконными, обязании исключить начисления за общедомовые нужды, обязании произвести перерасчет за жилищно-коммунальные услуги, взыскании компенсации морального ущерба, взыскании штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Коломиец В.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что является потребителем коммунальных услуг предоставляемых АО «Тепловодоканал». С 2016 года ответчиком, как полагает истица без основательно начисляются услуги по ОДН горячего и холодного водоснабжения, хотя общедомовые условия отсутствуют, в результате чего образовалась задолженность в размере <данные изъяты> рублей. Просит суд, признать незаконными действия ответчика в части внесения в платежный документ счетов на оплату общедомовых нужд и пени, обязать исключить начисления по ОДН, обязать в дальнейшем не включать в платежные документы плату по ОДН и пени, обязать произвести перерасчет в размере <данные изъяты> рублей, взыскать с ответчика компенсацию морального ущерба в размере <данные изъяты> рублей, штраф за необоснованное начисление ОДН, штраф за нарушение прав потребителя в размере 50% стоимости начислений за ОДН.

В судебном заседании установлено.

Коломиец В.В. на иске настаивала по изложенным в нём основаниям, пояснила, что дом является двухквартирным, однако квартиры самостоятельны и общей территории не имеют, в связи с чем, ответчик не имея на то оснований производит начисления по ОДН.

Представитель ответчика Гранникова Н.А. с иском не согласна, пояснила, что действительно общедомовой территории у Коломиец В.В. нет. Полагала, что организация не должна была начислять ОДН в связи с не вводом в эксплуатацию счетчика, по причине не подписания собственником Коломиец В.В. акта его допуска в эксплуатацию. Начисления по ОДН истице ранее производились по нормативу. В настоящее время истице произведен перерасчет по ОДН исходя из показаний счетчика. Пояснила, что с января 2017 года начисления по ОДН не производятся.

Суд, выслушав стороны, исследовав и проанализировав доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Коломиец В.В. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

Услуги по горячему и холодному водоснабжению, а так же по отоплению предоставляет АО «Тепловодоканал».

В соответствии с п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию по договору энергоснабжения определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ).

Согласно части 12 статьи 13 ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

В соответствии с частью 9 статьи 13 этого же Закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

По смыслу приведенных норм, в случае неисполнения собственниками помещений многоквартирных домов в установленный срок обязанности по оснащению этих домов коллективными приборами учета установка таких приборов должна быть произведена в срок до 01.07.2013 г. соответствующими ресурсоснабжающими организациями за счет собственников помещений указанных домов. При этом договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального прибора учета используемого энергетического ресурса с гражданином - собственником жилого дома, либо уполномоченным им лицом, заключается в письменной форме, заказчиком по установке общедомовых приборов учета могут являться обслуживающая организация, которая избрана собственниками на основании соответствующего решения, а также собственники многоквартирного дома.

Такой договор не заключался по данному многоквартирному дому, что не отрицалось участниками процесса.

Частью 2 статьи 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" так же предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, регулируют отношения между собственниками жилых домов или помещений в жилых домах и организациями, предоставляющими коммунальные услуги (управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями).

Названными Правилами установлено, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах отдельно оплачивают коммунальные услуги, предоставляемые непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и отдельно - коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в таком доме (далее - коммунальные услуги на общедомовые нужды) (пункт 40).

Для оплаты каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды Правила устанавливают свой порядок расчета.

Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10:

где:

-объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;

-тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:

где:

-объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

-объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;

-объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

-объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

-определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;

-общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

-общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:

где:

-норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;

-общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Как следует из материалов дела истица проживает в <адрес>, является потребителем коммунальных услуг горячего, холодного водоснабжения и отопления предоставляемых АО «Тепловодоканал».

Из акта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представителями АО «Тепловодоканал» произведен допуск прибора учета горячего и холодного водоснабжения в эксплуатацию по вышеуказанному адресу.

Согласно указанного акта водомерные узлы и приборы учета водоснабжения соответствовали Правилам пользования системой коммунального водоснабжения и канализации в РФ.

Вместе с тем, как установлено в ходе судебного заседания прибор учета не был надлежащим образом введен в эксплуатацию, что не оспаривалось сторонами.

Согласно выписки из технического паспорта на многоквартирный жилой дом расположенный по вышеуказанному адресу, жилой дом имеет две квартиры.

При этом в техническом паспорте не имеется сведений о площади помещений общего пользования для жилой части здания, общей площади нежилых помещений.

Установлено, что внутридомовые сети проходят внутри дома последовательно по квартирам. У каждой квартиры имеется отдельный вход. Места общего пользования отсутствуют.

Анализируя требования указанных норм права, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам, пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, суд приходит к выводу о том, что установленный АО «Тепловодоканал» общедомовой прибор учета, в данном случае не может использоваться для определения платы за предоставляемые услуги на общедомовые нужды за спорный период с истицы, поскольку прибор установлен и допущен в эксплуатацию без соблюдения вышеуказанной процедуры установки и допуска в эксплуатацию, на что так же ссылался представитель ответчика.

Кроме того, в доме отсутствуют места общего пользования.

При таком положении, применительно к рассматриваемому случаю, при отсутствии в многоквартирном жилом доме мест общего пользования - общего имущества в многоквартирном доме и отсутствии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета, приходящийся на одно жилое помещение (квартиру) объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме всегда будет равняться нулю. Из чего следует, что при отсутствии в многоквартирном жилом доме мест общего пользования - общего имущества в многоквартирном доме, отсутствует и расход коммунальных ресурсов, приходящихся на содержание указанных мест.

Согласно квитанции за январь 2017 г. ответчиком к оплате предъявлена задолженность на общедомовые нужды горячего и холодного водоснабжения, а так же пени, в размерах: <данные изъяты> рублей (ГВС ОДН), <данные изъяты> рублей (ХВС ОДН), пени ОДН <данные изъяты> рублей, которая, как пояснил представитель ответчика до настоящего времени числится за истицей. Однако, из пояснений представителя ответчика следует, что истице был произведен перерасчет по ОДН исходя из разницы начислений по нормативу и данным счетчика.

Заслуживают внимания доводы истицы, которая ссылалась на то, что фактически ответчиком предъявлена к оплате сумма задолженности именно по ОДН, с чем не может не согласиться суд, поскольку доказательств обратному суду не представлено.

В связи с чем, действия ответчика по начислению за предоставляемые услуги на общедомовые нужды за период с апреля по декабрь 2016 г. суд находит незаконными.

Установлено, что с января 2017 года начисления по ОДН ответчиком не производятся, доказательств обратному суду не представлено.

Относительно требования об обязании в дальнейшем не включать в платежные документы истице плату за ОДН и пени, суд не вправе запретить ответчику осуществлять определенные действия относительно тех гражданских прав, которые могут возникнуть в будущем.

По требованиям относительно взыскания с ответчика штрафов в размере сумм незаконных начислений, а так же в размере 50% начислений, суд приходит к следующему.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 г. N17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

В соответствии с преамбулой Закона о защите прав потребителей данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), при этом потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

С учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III данного закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из приведенных выше положений законов и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что к отношениям по оказанию потребителям услуг Закон о защите прав потребителей, в том числе глава III этого закона, применяется в той части, в которой иное не урегулировано специальными законами.

Так, согласно п.155(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию штраф в размере <данные изъяты> рублей: <данные изъяты> руб. (ГВС ОДН) + <данные изъяты> руб. (ХВС ОДН) + <данные изъяты> руб. (пени) = <данные изъяты> : 2 (50%) = <данные изъяты> руб.

В силу требований п.1 ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни и т.д. являются личными неимущественными правами, принадлежащими гражданину от рождения или в силу закона.

В соответствии со ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может наложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В данном случае возмещение морального вреда может иметь место только тогда, когда в результате незаконных действий были причинены физические или нравственные страдания действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага. Каких-либо убедительных и достоверных доказательств, более того, в связи с неверным начислением платы за ОДН, в соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ, подтверждающих указанные основания для компенсации морального вреда, истцом суду не представлено, в связи с чем, основания для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда отсутствуют.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Штраф, является мерой гражданско-правовой ответственности, установленной законом в отношении ответчика, соответственно не должен включаться в суммы, которые определяют цену иска. Таким образом, исходя из удовлетворенных требований на сумму без учета штрафа подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета государственная пошлина в соответствии с п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ в размере 400 рублей, а также за удовлетворение требования неимущественного характера 300 рублей, всего 700 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Коломиец В.В. к акционерному обществу «Тепловодоканал» о признании действий незаконными, обязании исключить начисления за общедомовые нужды, обязании произвести перерасчет за жилищно-коммунальные услуги, взыскании компенсации морального ущерба, взыскании штрафа, удовлетворить частично.

Признать действия АО «Тепловодоканал» по начислению Коломиец В.В. платы за предоставляемые услуги на общедомовые нужды и пени за общедомовые нужды незаконными.

Обязать АО «Тепловодоканал» исключить начисление Коломиец В.В. платы за предоставляемые услуги на общедомовые нужды и пени за общедомовые нужды.

Обязать АО «Тепловодоканал» произвести Коломиец В.В. перерасчет начислений за предоставляемые услуги на общедомовые нужды в размере <данные изъяты> рублей 47 копеек за период с апреля 2016 года по декабрь 2016 г. включительно.

Взыскать с АО «Тепловодоканал» в пользу Коломиец В.В. штраф в размере <данные изъяты> рублей 18 копеек.

Взыскать с АО «Тепловодоканал» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 700 рублей.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд Забайкальского края в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья М.В.Хапов

2-120/2017 ~ М-111/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Коломиец Валентина Васильевна
Ответчики
Акционерное общество "Тепловодоканал
Суд
Каларский районный суд Забайкальского края
Судья
Хапов Максим Викторович
Дело на сайте суда
chara--cht.sudrf.ru
02.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2017Передача материалов судье
03.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2017Судебное заседание
30.03.2017Судебное заседание
04.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2017Дело оформлено
21.09.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее