Дело <№ обезличен>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.о. Химки Московской области 09 октября 2017 года
Химкинский городской суд Московской области в составе:
судьи Гирсовой Н.В.,
при секретаре Васиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубова Д. А. к Шереметьевской таможне об оспаривании решения, признании права на получение единовременной денежной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику признании права на получение единовременной денежной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет.
Требования мотивированы тем, что 27.04.2017 он, как сотрудник Шереметьевской таможни, подал заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения для него и членов его семьи.
23.05.2017 комиссией Шереметьевской таможни принято решение № 12 об отказе в постановке его на учет для предоставления этой единовременной социальной выплаты, со ссылкой на обеспеченность общей площадью жилого помещения каждого члена семьи более учетной нормы.
Данный отказ послужил поводом обращения в суд.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали.
Представитель ответчика исковые требования не признал по основаниям, изложенным в решении комиссии.
Третьи лица и их представитель по устному ходатайству исковые требования просили удовлетворить.
Суд, выслушав стороны и их представителей, проверив материалы дела, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Жилищным кодексом РФ предусмотрена обязанность органов государственной власти по обеспечению условий для осуществления права граждан на жилище.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудникам таможенных органов и проживающим совместно с ними членам их семей предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 № 283-ФЗ, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Порядок и условия предоставления такой социальной выплаты установлены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369.
В соответствии с пунктом 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона (далее - члены семьи).
Согласно пункту 7 названных Правил на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
По делу установлено, что истец Зубов Д.А., специальное звание: лейтенант таможенной службы (приказ ФТС России от 08.11.2016 № 458-А), занимает должность инспектора отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны (приказ от 08.11.2016 № 768-к). Общая продолжительность службы в календарном исчислении на 24 апреля 2017г. составляет: 10 лет, 09 месяцев, 21 день.
27.04.2017 Зубов Д.А. обратился с заявлением на имя начальника Шереметьевской таможни по вопросу постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи из 5 (пяти) человек: истец Зубов Д.А., жена - Зубова А. Г., <дата> года рождения, сын - Зубов А. Д., <дата> года рождения, сын - Зубов К. Д., <дата> года рождения, сын - Зубов Е. Д., <дата> года рождения.
Согласно выписке из протокола №12 от 23.05.2017 заседания Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Шереметьевской таможни и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в таможенных органах единовременной социальной выплаты, для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Комиссия) Зубову Д.А. отказано в удовлетворении заявления о постановке на учет в связи с тем, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи сотрудника составляет 22,49 кв.м (более 15 кв.м).Судом установлено, что истец и члены его семьи зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Указанное жилое помещение в размере ? доли в праве принадлежит на праве собственности Воеводину Е.М., который на основании договора найма жилого помещения от 31.05.2005, заключенного между Воеводиным Е.М. и Зубовым Д.А., Зубовой А.Г., действующей также в интересах детей: Зубова К.Д., Зубова А.Д., предоставил указанную долю истцу и членам его семьи во владение и пользование сроком на 5 лет (л.д.15).
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как следует из материалов дела, пояснений истца и его представителя в судебном заседании, с собственником жилого помещения, занимаемого истцом и членами его семьи – Вововдиным Е.М. - истец в одном жилом помещении не проживает, общего хозяйства с ним не ведет, в качестве члена его семьи в жилое помещение не вселялся и таковым в соответствии с положениями ч. 1 ст. 31 ЖК РФ не признавался, Воеводин Е.М. проживает в другом жилом помещении по адресу: <адрес> (л.д. 15).
Доказательств того, что истец по смыслу положений пунктов 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона № 283-ФЗ и п. 1 ст. 31 ЖК РФ является членом семьи Воеводина Е.М. - собственника помещения, занимаемого истцом - в материалах дела не имеется. Предположение представителя ответчика о наличии между указанными лицами родственных отношений ничем не подтверждено, более того, не свидетельствует о том, что они являются членами одной семьи для реализации прав истца, предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов Российской Федерации».
При этом стороны ответчика о том, что зарегистрировавшись в жилом помещении по адресу: <адрес>, и продолжая сохранять данную регистрацию и право пользования жилым помещением, тем самым истец подтверждает, что указанное помещение является местом его жительства как члена семьи собственника, а собственник жилого помещения, не предпринимающий юридически значимых действий для прекращения регистрации истца по указанному адресу, признает за истцом бессрочное право пользования указанным помещением как за членом семьи собственника, не являются юридически значимыми по данному делу, поскольку право пользования данным жилым помещением правового значения для признания истца нуждающимся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья не имеет, поскольку истец со своей семьей проживает в не принадлежащим им жилом помещении, регистрация по месту жительства является административным актом, свидетельствующем о месте проживания, но не о правах на жилое помещение.
Доводы ответчика, что указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что истец является членом семьи собственника жилого помещения Воеводина Е.М., а при расчете нуждаемости следует учитывать не только размер жилого помещения, находящегося в собственности либо в пользовании на основании договора социального найма лица, претендующего на указанную социальную выплату, но и общую площадь квартиры, в которой он проживает, основаны на неправильном толковании норм материального права и оценке доказательство по делу.
По делу также установлено, что истец, его супруга и дети в собственности жилых помещений не имели и не имеют.
Также в деле отсутствуют доказательства того, что истец либо члены его семьи являются сособственниками жилого помещения, в котором проживают, либо вправе претендовать на право собственности в отношении данного объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья представил необходимый пакет документов, предусмотренный п. 5 Правил.
При отказе в удовлетворении заявления комиссии исходила из факта обеспечения семьи истца жилой площадью из расчета 22,49 кв. м на человека, то есть несоблюдения положений пп. 2 п. 3 статьи 4 ФЗ № 283-ФЗ.
Однако, данное основание применению не подлежит, поскольку учет нормы обеспечения жильем не менее 15 кв. м на человека осуществляется в отношении лиц, являющихся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения. По делу же установлено, что истец не является членом семьи собственника дома, в котором проживает с семьей, иного жилого помещения в собственности не имеет, в связи с чем, вправе претендовать на единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилья по основаниям пп. 1 ч. 3 ст. 4 указанного Закона.
Учитывая установленные выше обстоятельства дела, представленные доказательства и приведенные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Шереметьевской таможни и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в таможенных органах единовременной социальной выплаты, для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом №12 от 23.05.2017, на основании которого истцу отказано в принятии на данный учет в соответствии с п. 7 Правил, является незаконным и подлежащим отмене с возложением на ответчика обязанности постановить истца на учет для получения указанной социальной выплаты.
Из смысла Правил предоставления единовременной социальной выплаты следует, что датой принятия сотрудника на учет является дата подачи им заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Поскольку заявление о постановке на учет было подано истцом компетентному органу 27.04.2017, он должен быть поставлен на учет с указанной даты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Зубова Д. А. к Шереметьевской таможне об оспаривании решения, признании права на получение единовременной денежной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет - удовлетворить.
Признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Шереметьевской таможни и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в таможенных органах единовременной социальной выплаты, для приобретения или строительства жилого помещения, в части, указанной в Выписке из протокола № 12 от 23.05.2017, касающейся отказа Зубову Д. А. и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - незаконным.
Признать право Зубова Д. А. на получение единовременной социальной выплаты, для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать Шереметьевскую таможню поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Зубова Д. А. с составом семьи из четырех человек: жена - Зубова А. Г., <дата> года рождения, сын - Зубов А. Д., <дата> года рождения, сын - Зубов К. Д., <дата> года рождения, сын - Зубов Е. Д., <дата> года рождения, с 27.04.2017.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд Московской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Гирсова
Решение в окончательной форме
принято 09 октября 2017 года