Дело № 2-487/2015 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ирбит 07 мая 2015 года
Ирбитский районный суд Свердловской области
в составе председательствующего судьи Гаевой Л.В.,
с участием помощника Ирбитского межрайонного прокурора Швейцарова В.А., предоставившего удостоверение №, выданное ДД.ММ.ГГГГ, действительно до ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика ТОИОГВ СО Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району Мильковой Н.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Шеломенцевой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ирбитского межрайонного прокурора, действующего в интересах Щ., к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району о предоставлении жилого помещения,
установил:
Ирбитский межрайонный прокурор, действуя в интересах Щ.., обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району о предоставлении жилого помещения, указав в обосновании, что Щ.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», относится к лицам из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец Щ.. и мать Н.. лишены родительских прав. Приказом УСЗН № № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Щ.. передан в государственное учреждение на полное государственное обеспечение. Данным приказом за несовершеннолетним жилое помещение не закреплялось. Постановлением Главы Ирбитского МО № от ДД.ММ.ГГГГ года Щ. поставлен на учет как нуждающийся в жилье ребенок-сирота. Согласно сведений БТИ и УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области жилых помещений на праве собственности у Щ.. не имеется. По данным администрации МО г.Ирбит Щ.. не является нанимателем, либо членом семьи нанимателя в муниципальном жилье. Щ.. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> собственником которого является Б.. Приказом УСП по г.Ирбиту от ДД.ММ.ГГГГ № № Щ. поставлен на учет как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей для целей предоставления жилых помещений. Жилого помещения Щ. по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено. Просил возложить на ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» обязанность приобрести (построить) жилое помещение площадью не менее 18 кв. метрам общей площади помещения на одного человека для последующего предоставления Щ..; возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность распределить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения Щ. возложить на ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» обязанность в течение 10 дней после издания приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении Щ.. жилого помещения, подготовить договор найма специализированного жилого помещения с Щ.., которому распределено жилое помещение и направить его для подписания в УСП МСП СО по г. Ирбиту и Ирбитскому району; возложить на ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по г. Ирбиту и Ирбитскому району обязанность обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения Щ..
Дело в порядке ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрено в отсутствии истца Щ.., представителя ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, представителя ответчика ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства», предоставившего в суд соответствующий отзыв (л.д.34-35, 36).
В судебном заседании помощник Ирбитского межрайонного прокурора Швейцаров В.А. поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ТОИОГВ СО – УСП МСП СО по городу Ирбиту и Ирбитскому району Милькова Н.В. суду пояснила, что в соответствии с п. 4 Порядка предоставления жилых помещений и п.п. 3 п. 1 Постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2012 №491-ПП, на Министерство социальной политики Свердловской области возложено полномочие только по формированию списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а на управление социальной политики возложен учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Следовательно, ни Министерство, ни управления социальной политики не наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, и не могут являться надлежащими ответчиками по таким делам в суде.
В представленном отзыве представитель Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» не признал исковые требования, указав, что существует определенный Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области № 527-ПП от 24.04.2013г. Указанное постановление не противоречит действующему федеральному законодательству и законодательству Свердловской области. Считает, что нарушений прав истца нет, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, которым не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей-сирот во внеочередном порядке. Постановлением Правительства Свердловской области предусмотрено распределение жилых помещений согласно спискам детей-сирот в соответствии с предложениями Министерства социальной политики Свердловской области. Предоставление жилого помещения истцу нарушит права иных граждан, у которых право на предоставление жилого помещения возникло ранее, чем у истца, и затруднит исполнение утвержденного порядка предоставления.
Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в силу следующих оснований.
Статья 40 Конституции Российской Федерации провозглашает право граждан, нуждающихся в жилище, на предоставление им жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ), вступившего в силу 01.01.2013, установлено, что предусмотренное им правовое регулирование распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенным Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются им по достижении возраста 18 лет, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В судебном заседании установлено, что Щ.. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец Щ.. и мать Н.. заочным решением Ирбитского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года лишены родительских прав ДД.ММ.ГГГГ Н.. умерла (л.д. 13).
Согласно представленной выписки из постановления Главы Ирбитского МО от ДД.ММ.ГГГГ № № следует, что протоколом заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ года решено Щ. постановить на очередь для выделения жилья как сироте (л.д. 14).
Приказом УСЗН по г.Ирбиту и Ирбитскому району № от ДД.ММ.ГГГГ года Щ.. передан на воспитание в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 15). Какого-либо жилого помещения за Щ.. не сохранялось.
ДД.ММ.ГГГГ года Щ.. зачислен в контингент воспитанников Ирбитского детского дома (л.д. 16).
На основании приказа УСП по г.Ирбиту и Ирбитскому району № от ДД.ММ.ГГГГ года Щ.. принят на учет для целей предоставления жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Свердловской области (л.д. 17).
Как установлено, Щ.. в период с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес>, в настоящее время регистрации в г.Ирбите и Ирбитском районе не имеет (л.д. 28, 38).
Согласно сведений, предоставленных УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области жилое помещение по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Б.
По данным БТИ и УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Щ. не является собственником какого-либо жилого помещения (л.д. 22, 23).
Согласно сведений, предоставленных администрацией МО г.Ирбит следует, что Щ. не является нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма (л.д. 18).
Таким образом, судом установлено, что Щ. при наличии права на жилое помещение, по достижении возраста 18 лет не был обеспечен органами исполнительной власти Свердловской области, на территории которой находится его место жительства, благоустроенным жилым помещением.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что на момент рассмотрения дела истец жилым помещением не обеспечен, не имеет какого-либо жилого помещения, предоставленного по договору социального найма или на праве собственности, регистрация истца по адресу: г<адрес> носила лишь временный характер, кроме того данное жилое помещение принадлежит на праве собственности другому человеку, на основании чего суд приходит к выводу о необходимости восстановления нарушенных прав истца на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предусмотрено, что полномочия по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложены на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц в порядке, установленном законодательством этого субъекта.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП во исполнение Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ был утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области (далее – Порядок).
В соответствии с Порядком приобретения жилых помещений обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 3). Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее - Фонд) (п. 4). Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения (п. 5). Жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда (п. 9).
В соответствии с Порядком предоставления жилых помещений жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в оперативное управление Фонда, предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений однократно (п. 3). Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 7). При этом уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд. Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения (п. 9).
Таким образом, законодательство возлагает обязанности по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а именно в Свердловской области - на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, которое на основании доверенности часть полномочий передает ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
В связи с тем, что направление договоров в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения, предусмотрено п.9 Порядка предоставления жилых помещений, поэтому суд считает необходимым возложить на Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району обязанность обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с Щ.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ст.4 Закона). Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ вступил в силу 01.01.2013 года.
Щ. до вступления указанного Федерального закона в законную силу жилым помещением не был обеспечен, в связи с чем на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» должны быть возложены обязанности по приобретению и предоставлению Щ. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Согласно п.3 Порядка предоставления жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, но не более 45 квадратных метров.
Постановлением Главы Ирбитского МО № 239-ПГ от 05.06.2013 норма предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма на территории Ирбитского МО установлена 18 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека (л.д. 29).
С учетом изложенных обстоятельств суд считает необходимым обязанность по приобретению и предоставлению жилья Щ.. возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» с включением приобретенного жилья в состав государственного специализированного жилищного фонда и заключения с Щ. договора найма государственного специализированного жилищного фонда, вместе с тем обязанность по обеспечению подписания договора найма специализированного жилого помещения, распределенного Щ. возложить на ТОИОГВ СО – УСП МСП СО по городу Ирбиту и Ирбитскому району.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ № 239-░░ ░░ 05.06.2013 ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ 18 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░..
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░..
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ /░░░░░░░/
░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 09.06.2015 .
░░░░░ ░.░.░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>