Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2484/2016 ~ М-2353/2016 от 24.05.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации


Гор. Сызрань 06 июля 2016 года

Сызранский городской суд Самарской области в составе:

Председательствующего судьи Сапего О.В.

при секретаре Сидоровой О.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2484\2016 по иску Валова АА к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области об исправлении кадастровой ошибки и установлении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Валов А.А. обратился в суд с иском к ответчикам о признании кадастровой ошибкой местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № *** в точках 37-38-39-40 с координатами: в точки 37 Х:2760,45 Y: -3131,29; в точки 38 Х:2760,68 Y: -3123,79 ; в точки 39 Х:2753,47 Y: -3123,49 ; в точки 40 Х:2753,18 Y: -3130,97, содержащихся в ГКН.

Истец просит исправить кадастровую ошибку, путем установления границы земельного участка с кадастровым номером № *** с координатами: в точки 1 Х:2751,46 Y: -3145,85 ; в точки н1 Х:2751,73 Y: -3144,65 ; в точки 4 Х:2756,75 Y: -3122,90 ; в точки 3 Х:2719,23 Y: -3113,02 ; в точки 2 Х:2712,89 Y: -3138,66; в точки н2 Х:2713,77 Y: -3138,87 ; в точки н3 Х:2744,36 Y: -3146,14 ; в точки н4 Х:2744,74 Y: -3144,79 ; в точки 1 Х:2751,46 Y: -3145,85, по смежеству с земельным участком с кадастровым номером № *** в точках н1-4-3-2-н2, указанных в межевом плане, составленном кадастровым инженером Пряниковым АО от <дата>.

В обосновании требований ссылается на следующее.

Валову А.А. принадлежит на праве собственности земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>, <адрес> сады, с КН: № *** на основании постановления <адрес> Самарской области № *** от <дата> (копия свидетельства о государственной регистрации права от <дата> серия 63 № ***; копия постановления от <дата>).

В соответствии с законом Самарской области «Об установлении границ городского округа Сызрань» от 28.02.2005 № 66-ГД в состав городского округа Сызрань Самарской области вошел поселок Фомкины Сады. До вступления указанного закона в силу <адрес> относились к территории муниципального района Сызранский (информационное письмо КСиА Администрации г.о.Сызрань).

Сведения о данном земельном участке с КН: № *** содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Граница земельного участка с кадастровым номером: № *** не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, о чем свидетельствует кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером: № *** от <дата> № ***, а также справка № ***-С от <дата>.

Истец в целях уточнения местоположения границ земельного участка и площади обратился к кадастровому инженеру. При выполнении кадастровых работ были выявлены несоответствия сведений о местоположении границ земельного участка с КН: № *** содержащихся в ГКН с его фактическим расположением – то есть кадастровая ошибка.

В результате несоответствия сведений, имеющихся в ГКН в отношении местоположения границ земельного участка истца с КН: № *** с его фактическим местоположением произошло наложение границ земельного участка с КН: № *** и земельного участка с КН: № ***. Земельный участок с кн: № *** принадлежит Российской Федерации, категория земель: земли лесного фонда.

Согласно кадастровой выписке земельного участка с кн: № *** от <дата> № *** и кадастровой выписке земельного участка с кн: № *** от <дата> № *** земельный участок истца (кн: № ***) со всех сторон граничит с земельным участком с кн: № *** в точках с характерными координатами ХY:

номера точек: 37 Х:2760,45 Y: -3131,29

38 Х:2760,68 Y: -3123,79

39 Х:2753,47 Y: -3123,49

40 Х:2753,18 Y: -3130,97 ( см. лист 13 кадастровой выписки о земельном участке КН: № ***) и соответственно имеет координатные точки (ХY): 1: Х:2760,45 Y: -3131,29; 4: Х:2760,68 Y: -3123,79; 3: Х:2753,47 Y: -3123,49; 2: Х:2753,18 Y: -3130,97.

Согласно межевому плану, выполненному кадастровым инженером Пряниковым АО от <дата> (далее по тексту межевой план от <дата>) земельный участок с КН: № *** имеет следующие фактические координаты:

1 Х:2751,46 Y: -3145,85

н1 Х:2751,73 Y: -3144,65

4 Х:2756,75 Y: -3122,90

3 Х:2719,23 Y: -3113,02

2 Х:2712,89 Y: -3138,66

н2 Х:2713,77 Y: -3138,87

н3 Х:2744,36 Y: -3146,14

н4 Х:2744,74 Y: -3144,79

1 Х:2751,46 Y: -3145,85

В межевом плане от <дата> на листе 4 содержаться сравнения координатных точек указанного земельного участка, содержащихся в ГКН с его фактическими координатными точками.

Согласно межевому плану от <дата> (лист 5) земельный участок с кн: № *** граничит с земельным участком КН: № *** в точках н1-н2.

Кроме того, земельный участок истца не только граничит с земельным участком Российской Федерации № ***), но также граничит в точках н2-н1 с земельным участком с КН: № *** – собственность Администрации г.о. Сызрань, (л.5 межевого плана от <дата>).

Следует отметить, что границы земельного участка с КН: № *** уточнены на основании межевого плана от <дата>, изготовленного кадастровым инженером Юсуповым Р.Я. по заданию Федерального государственного учреждения «Рослесресурс» (далее по тексту межевой план от <дата>).

При выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером № *** указанные выше несоответствия кадастровым инженером Юсуповым выявлены не были, так как выполнялись кадастровые работы картографическим методом без установления границ на местности с квадратической погрешностью положения характерных точек (М1), м – 5.00 (для сравнения межевой план от <дата> выполнен с квадратической погрешностью положения характерной точки (М1),м -0,10).

Кроме того, границы земельного участка с КН: № *** истцом, как собственником граничащего с ним земельного участка № *** не согласовывались. В акте согласования местоположения границ земельного участка с КН: № *** отсутствует подпись истца (л. 16 межевого плана <дата> ), а также отсутствует согласование Администрации г.о. Сызрань, чей участок с кн: № *** также граничит с уточненным участком с КН: № ***.

В приложении межевого плана от <дата> имеется копия газеты «Волжские вести» № *** за <дата> с объявлением о собрании по поводу согласования местоположения границ земельного участка с КН: № ***. Данное объявление истец не видел и не мог видеть, так как в период его публикации истец отсутствовал в Самарской области, что подтверждается справкой от <дата> № ***, согласно которой Валов А.А. с <дата> работал в филиале ПАО «Московкая объединенная эклектическая компания», расположенном в Московской области, а также свидетельством о регистрации по месту пребывания, которое подтверждает, что истец проживает в Московской области с 2012 года.

Сведения о фактической конфигурация земельного участка содержатся в межевом плане от <дата> в разделах «Чертеж земельных участков и их частей», «Схема расположения земельных участков».

Согласно заключению кадастрового инженера Пряникова А.О., изложенному в межевом плане от <дата> на листах 10-12, уточняемый земельный участок с № *** (с существующей конфигурацией до уточнения границ) находится «внутри» земельного участка с № *** (л. 11, абз. 10 межевого плана от <дата>).

Наложение границ не позволяет внести уточненные сведения в ГКН.

В соответствии с подп. 2 ч. 2 ст. 26 Закона о ГКН осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, ели другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).

Для устранения наложения границ и в соответствии с ч. 3.1 ст. 25 Закона о ГКН истец обратился за согласованием смежных границ своего земельного участка к собственникам смежных участков, в том числе и в Территориальное управление Росимущетва по Самарской области, так как в соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в Федеральной собственности.

Согласно ч. 3.1 ст. 25 Закона о ГКН если при постановке на учет или при учете изменений земельного участка в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельный участков (далее смежные земельные участка), и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о смежных с ним земельных участках орган кадастрового учета одновременно с осуществлением кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади таких смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Территориальное управление отказало в проставлении подписи в Акте согласования границ земельного участка (письмо № *** от <дата>).

В связи с тем, что границы земельного участка с КН: № *** уточнены и на основании изложенного выше при подаче в орган кадастрового учета заявления о проведении государственного учета изменений объекта недвижимости земельного участка с КН: № ***, связанного с уточнением границ и изменением площади, органом кадастрового учета будет принято решение о приостановлении по указанному выше основанию.

Таким образом, разрешить сложившуюся ситуации во внесудебном порядке не представляется возможным.

В силу п.4,5 ст. 28 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О государственном кадастре недвижимости" кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Земельный участок с кадастровым номером № *** относится к землям лесного фонда и находится в федеральной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Лесного Кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ст. 101 Земельного Кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Исходя из смысла данной правовой нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

Земельный участок истца существует более 15 лет, что подтверждается постановлением № *** от <дата> и свидетельством о государственной регистрации права от <дата> серия 63 № ***. Границы земельного участка были вынесены на местность ограждением искусственного происхождения – забором. Земельный участок истца на протяжении более 15 лет граничил по одной линии с другими смежными земельными участками. Границы земельного участка не переносились и определяются в настоящее время также находящимися на земельном участке природными объектами – деревьями и деревянным забором.

При проведении кадастровых работ было выявлено, что площадь земельного участка истца по фактическому землепользованию составляет 1000 кв.м., что соответствует площади земельного участка по правоустанавливающим документам.

Как ранее было отмечено, кадастровые работы в отношении земельного участка с кадастровым номером № *** выполнялись картографическим методом без установления границ на местности, на основании сведений содержащихся в ГКН. Но как выяснилось при межевании, сведения о границах земельного участка с КН: № *** не соответствуют действительности.

Частью 3 статьи 25 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от <дата> (далее Закон о кадастре) предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Закона о кадастре).

При этом согласно части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии со ст. 36 Земельного Кодекса РФ от 25.10.2011г. № 136-ФЗ следует, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно межевому плану границ земельного участка истца, размера участка, его сторон и конфигурации, данный земельный участок соответствует существующему на местности, установленному кадастровым инженером Пряниковым А.О.

В связи с уточнением границы земельного участка истца, подлежат уточнению и сведения о границах земельного участка с кадастровым номером № ***.

    В судебном заседании представитель истца Суркова Е.С. иск поддержала, сославшись на изложенные выше доводы.

Представитель ответчика Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в суд не явился, представил отзыв на требования истца, в которых пояснил следующее.

Земельный участок с кадастровым номером № ***, согласно данным Публичной кадастровой карты является кварталом 100 Сызранского участкового лесничества Рачейского лесничества, категория земель; земли лесного фонда, участок с КН № *** находится внутри контура участка с КН № ***, относится к землям лесного фонда и находится в квартале 100 Сызранского участкового лесничества Рачейского лесничества.

Данная информация подтверждается вводом координат в программу ГИС ИнГео, сведениями государственного лесного реестра.

В соответствии ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 31<дата> № *** (с изменениями от <дата>, внесенными приказом Рослесхоза № ***) определено количество лесничеств, расположенных на землях лесного фонда, а также площадей, которые они занимают. Рачейское лесничество согласно данному приказу находится на землях лесного фонда.

Постановлением Губернатора Самарской области от <дата> № *** «Об утверждении Лесного плана Самарской области» утвержден Лесной план Самарской области, который является основой для ведения государственного лесного реестра. В указанном плане зафиксировано, что Рачейское лесничество находится на землях лесного фонда.

Высший Арбитражный суд Российской Федерации в определении от <дата>№ *** указал, что приказ Федерального агентства лесного хозяйства от <дата> № ***, постановление Губернатора Самарской области от <дата> № *** «Об утверждении Лесного плана Самарской области» свидетельствуют о нахождении участка в составе земель лесного фонда.

В соответствии с п.1, ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Распоряжение такими участками осуществляется Российской Федерацией, либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.83 ЛК РФ).

На территории Самарской области уполномоченным органом на распоряжение такими участками является министерство на основании положения о министерстве, утвержденного постановлением Правительства Самарской области № *** от <дата> (до 2009 года - департамент лесного хозяйства Самарской области).

Иной орган полномочиями по предоставлению участков из земель лесного фонда в том числе администрация <адрес> Самарской области, на территории Самарской области не обладает.

Пунктом 3 ст.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрадК РФ) установлено, что к градостроительным отношениям применяется лесное законодательство, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. В то же время в силу положений ЗемК РФ, ЛК РФ для имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними законодателем установлен приоритет за

лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.

Согласно ст. 71 ЛК РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование – гражданам.

Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ.

В соответствии со ст.74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.

Частью 2 ст.9 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в отношении земель лесного фонда - Российской Федерации.

Аналогичная позиция указана в определении президиума ВАС РФ в определении от <дата>№ *** по делу №№ ***

На основании ст.46 Лесного кодекса Российской Федерации 1997г. (действовал до <дата>) перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы относился к полномочиям Российской Федерации.

В настоящее время вопросы перевода земель из одной категории в другую регулируются ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, в п.1 которой, в частности, установлено, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации.

Таким образом, постановление администрации от <дата> № *** не является доказательствами перевода участка из земель лесного фонда в земли населенных пунктов либо земли иных категорий.

Документом, свидетельствующим о переводе земель, являлось Постановление Совет Министров РСФСР, а в настоящее время является Постановление Правительства РФ.

Представитель истца Суркова Е.С. представила на отзыв Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области возражение в котором указала следующее.

В своем отзыве Министерство лесного хозяйства возражает против исправления кадастровой ошибки путем установления границ земельного участка с кн: 63:08:011006:42, ссылаясь на то, что земельный участок истца находится внутри контура земельного участка с кн: 63:08:011006:332, который является кварталом 100 Сызранского участкового лесничества Рачейского лесничества, а, следовательно, делает вывод, что и земельный участок истца также находится в квартале 100 Сызранского участкового лесничества Рачейского лесничества, в связи с чем, Постановление администрации от <дата> № *** о предоставлении Валову А.А. земельного участка не является доказательствами перевода участка из земель лесного фонда в земли населенных пунктов либо земли иных категорий. Данный вывод нелогичен, противоречит материалам дела по настоящему спору и не соответствует действительности.

Согласно сведениям ГКН земельный участок с кн: № *** находится в квартале 100 Сызранского участкового лесничества Рачейского лесничества и относится к категории земель: земли лесного фонда (см. кадастровую выписку лист 1 разделы 9,10). Напротив, сведения в ГКН о том, что земельный участок истца с КН: № *** находится в квартале 100 или ином другом квартале Сызранского участкового лесничества Рачейского лесничества, отсутствуют. Согласно кадастровой выписке на земельный участок с КН: № *** и Публичной кадастровой карты земельный участок истца относится к категории : земли населенных пунктов с разрешенным видом использования : для ведения личного подсобного хозяйства; является ранее учтенным, имел предыдущий кн: № *** (см. кадастровую выписку лист 1 разделы 5, 9,10,11).

Кроме того, при формировании границ земельного участка с кн: № *** границы земельного участка истца с координатами, имеющимися на тот момент в ГКН, были учтены кадастровым инженером Юсуповым Р.Я. Согласно межевому плану от <дата> и кадастровой выписки зем. уч. № *** земельный участок истца является смежным с земельным участком лесного фонда, имеет свои координаты. Также Валов А.А., как собственник смежного участка, был включен в акт согласования границ земельного участка с кн: № *** (см. лист 16 ст. 1 и стр. 2 межевого плана земельного участка кн: № *** от <дата>). Однако, как уже было сказано в исковом заявлении кадастровый инженер Юсупов Р.Я. выполнил кадастровые работы картографическим методом, не выезжая на местность, полагаясь лишь на сведения имеющиеся в ГКН, также не заметив ошибку в сведениях - площадь земельного участка согласно сведениям ГКН 1000 кв.м., а если рассчитать его площадь согласно координат и размера границ, то она будет примерно равна 50 кв.м. (см лист 4 стр 2 и лист 4 стр 4 Межевого плана от <дата> и лист 7 кадастровой выписки зем. уч № ***).

Следует учитывать и тот факт, что на протяжении более 15 лет спор о праве в отношении земельного участка с кн: № *** со стороны собственника земельного участка № *** ни в лице Правительства Самарской области, ни в лице департамента лесного хозяйства Самарской области, не возникал.

Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от <дата>№ *** и Постановления Губернатора Самарской области «Об утверждении Лесного плана Самарской области», на которые ссылается Министерство лесного хозяйства не являются подтверждением отнесения земельного участка Валова А.А. к землям лесного фонда, кроме того, указанные акты вступили в законную силу после 2000 года – даты предоставления земельного участка истцу.

Иных доказательств нахождения земельного участка в квартале 100 Сызранского участкового лесничества Рачейского лесничества Министерство лесного хозяйства не представило.

Следовательно, перевод земельного участка с кн: № *** из земель лесного фонда в земли населенных пунктов не требовалось и не требуется.

Представитель Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области» в суд не явился, также представил отзыв на исковое заявление, в котором пояснил следующее.

В государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) содержатся сведения об учтенном земельном участке с кадастровым номером № ***, уточненной площадью 430840 кв.м., расположенном: <адрес>, квартал № ***, с категорией земель - земли лесного фонда, с разрешённым использованием ~ 1) заготовка древесины; 2) заготовка живицы; 3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; 4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; 5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; 6) ведение сельского хозяйства; 7) осуществление научно- исследовательской деятельности, образовательной деятельности; 8) осуществление рекреационной деятельности; 9) создание лесных плантаций и их эксплуатация; 10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; 10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); И) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; 12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; 13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; 14) переработка древесины и иных лесных ресурсов; 15) осуществление религиозной деятельности; 16) иные виды, определенные в соответствии с ч. 2 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации, сведения о правообладателе в ГКН отсутствуют.

Сведения об указанном земельном участке внесены в ГКН по заявлению Юсупова Р.Я. от <дата> № *** о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости на основании межевого плана от <дата>, подготовленного кадастровым инженером Юсуповым Р.Я. в связи с образованием земельного участка путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером № ***.

Согласно ст. 28 Федерального закона РФ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) кадастровой ошибкой является воспроизведенная в ГКН ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН.

Признание кадастровой ошибкой сведения ГКН об определенных координатах точек границ земельного участка с кадастровым номером № *** будет являться основанием для признания результатов межевания данного земельного участка в указанных точках недействительными. Данный факт, в свою очередь, будет являться основанием для исключения из ГКН сведений об указанных координатах. При этом на данные правовые последствия необходимо указать в резолютивной части решения суда.

В ГКН содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером № ***, декларированной площадью 1000 кв.м., расположенном: <адрес>, <адрес>, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешённым использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, правообладатель — Валов А.А. (рег.запись от <дата> № ***), в ГКН содержатся сведения о координатах земельного участка.

Сведения об указанном земельном участке внесены в ГКН при проведении работ по инвентаризации данных о ранее учтенных земельных участках.

В соответствии со ст. 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка исправляется в порядке, установленном для государственного кадастрового учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в ГКН, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Вывод о наличии кадастровой ошибки в сведениях ГКН может сделать кадастровый инженер в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка. Межевой план проверяется специалистами органа кадастрового учета только при его поступлении с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости в рамках осуществления кадастровых процедур.

Между тем в орган кадастрового учета межевой план, подготовленный в связи с исправлением кадастровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № ***, не представляется в связи с чем установить наличие кадастровой ошибки при отсутствии необходимых документов не представляется возможным. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель истца Суркова Е.С. представила на отзыв Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области» возражение в котором пояснила следующее.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кн: № *** является ранее учтенным, границы его не определены в соответствии с действующим законодательством. В ГКН имеются условные сведения о его координатах, которые не соответствуют действительному месту нахождению земельного участка, а также его площади. Согласно сведениям ГКН земельный участок граничит со всех сторон с земельным участком с КН: № ***, по факту – граничит также с земельным участком КН: № *** геопространственно по сведениям ГКН зем. участок истца имеет форму квадрата примерной площадью равной 50 кв.м. (исходя из размера границ), по факту—земельный участок имеет форму прямоугольника площадью 1000 кв.м., что соответствует правоустанавливающим документам.

На основании имеющихся сведений ГКН кадастровый инженер Юсупов Р.Я. выполнил кадастровые работы по уточнению границ земельного участка с КН: № ***, тем самым скопировав указанные несоответствия. Вследствие чего при уточнении границ земельного участка истца его часть одновременно является частью земельного участка с КН: № ***, то есть имеется пересечение границ.

В соответствии с подп. 2 ч. 2 ст. 26 Закона о ГКН осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, ели одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, ели другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).

Как ранее было отмечено в исковом заявлении частью 3.1 ст. 25 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрена возможность устранить пересечение внесудебном порядке, согласовав с собственником учтенного земельного участка частью которого является уточняемый земельный участок новые границы.

Также письмо Минэкономразвития N <адрес> от <дата> содержит следующие рекомендации по устранению пересечения границ смежных участков.
В случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, органом кадастрового учета должно приниматься решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, в которое включаются рекомендации органа кадастрового учета о доработке представленного для осуществления государственного кадастрового учета межевого плана. При этом орган кадастрового учета сообщает соответствующему заявителю о возможности внесения в межевой план, предназначенный для осуществления государственного кадастрового учета, дополнительных сведений, необходимых для исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка (дополнительные сведения).

В указанном случае, по мнению Минэкономразвития России, допускается оформлять межевой план в виде одного документа, содержащего сведения в отношении образуемого либо уточняемого земельного участка, и сведения в отношении ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. При этом сведения о таком ранее учтенном земельном участке включаются в межевой план в составе раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" (требуемые данные содержаться в межевом плане, выполненном кадастровым инженером Пряниковым А.О.).

В состав межевого плана в указанном случае также включаются акт согласования местоположения границы ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка.

В соответствии с ч. 4 ст. 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровая ошибка может быть исправлена на основании решения суда.

Таким образом, у собственника земельного участка существует возможность устранения кадастровой накладки без обращения в суд. Для этого необходимо уведомить правообладателя земельного участка, с границами которого выявлено пересечение, о необходимости проведения межевых работ с целью уточнения местоположения границ своего участка. Если правообладателю формируемого земельного участка не удалось устранить кадастровую накладку в досудебном порядке, он имеет право обратиться в суд.

Из всего вышеизложенного следует, ещё один вывод: кадастровая палата без согласования с собственником учтенного земельного участка новых границ не сможет внести в ГКН соответствующие изменения.

Истец обращался к собственнику земельного участка с КН: № *** за согласованием скорректированных границ участка, но получил отказ.

Исходя из смысла ч. 3 ст. 25 ФЗ «О ГКН», согласно которой при кадастровом учёте в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка орган кадастрового учёта одновременно вносит соответствующие изменения во внесённые в ГКН сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка, то есть исправление кадастровой ошибки должно состоять в корректировке в ГКН координат характерных точек соседнего земельного участка так, что бы «обрезать» его границы по границам ранее учтённого участка.

Из всего вышеизложенного следует, что истец выполнил обязательство досудебного урегулирования спора о границах.

Заслушав истца, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Процедура исправления кадастровой ошибки регламентирована ч. 4 ст. 28 Федерального закона от <дата> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона о кадастре кадастровой ошибкой является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

В случае, если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки (пересечения, несовпадения, разрывы) в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков (ранее допущенные кадастровые ошибки), границ муниципальных образований или населенных пунктов, в разделе приводятся предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок, в том числе результаты необходимых измерений (п. 66 Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 25.01.2012 N 32).

Частью 4 ст. 28 Закона о кадастре установлено, что кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона о кадастре государственный кадастровый учет, в том числе государственный кадастровый учет изменений земельного участка, осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета соответствующего заявления и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов.

Исходя из ч. 2 ст. 16, пп. 2, 5, 6 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка (в том числе описания местоположения границ земельного участка) в орган кадастрового учета предоставляются следующие документы:

-заявление о государственном кадастровом учете изменений земельного участка;

-межевой план.

Исправленные сведения о местоположении границы ранее учтенного земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка или заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка и межевого плана, содержащего, в том числе, дополнительные сведения о ранее учтенном земельном участке, включая сведения о местоположении его границы (исправленные значения координат характерных точек границы).

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.

Документом, на основании которого возможно определить границы земельного участка, является межевой план (ст. 21, 38 Закона).

Исправление кадастровой ошибки возможно на основании вступившего в законную силу решения суда (ч. 4 ст. 28 Закона).

Установлено, что Валову АА принадлежит на праве собственности земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства по адресу<адрес> сады, с КН: № *** на основании постановления <адрес> Самарской области № *** от <дата>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата>, серия 63 № ***; копией постановления от <дата>.

В соответствии с законом Самарской области «Об установлении границ городского округа Сызрань» от <дата> № ***-ГД в состав городского округа Сызрань Самарской области вошел <адрес>. До вступления указанного закона в силу <адрес> относились к территории муниципального района Сызранский.

Сведения о данном земельном участке с КН: № *** содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Граница земельного участка с кадастровым номером: № *** не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, о чем свидетельствует кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером: № *** от <дата> № ***, а также справка № ***-С от <дата>.

При выполнении кадастровых работ по инициативе истца выявлены несоответствия сведений, имеющихся в ГКН в отношении местоположения границ земельного участка истца с КН: № *** с его фактическим местоположением произошло наложение границ земельного участка с КН: № *** и земельного участка с КН: № ***. Земельный участок с кн: № *** принадлежит Российской Федерации, категория земель: земли лесного фонда.

Согласно кадастровой выписке земельного участка с кн: № *** от <дата> № *** и кадастровой выписке земельного участка с кн: № *** от <дата> № *** земельный участок истца (кн: № ***) со всех сторон граничит с земельным участком с кн: № *** в точках с характерными координатами ХY:

номера точек: 37 Х:2760,45 Y: -3131,29

38 Х:2760,68 Y: -3123,79

39 Х:2753,47 Y: -3123,49

40 Х:2753,18 Y: -3130,97

и соответственно имеет координатные точки (ХY): 1: Х:2760,45 Y: -3131,29; 4: Х:2760,68 Y: -3123,79; 3: Х:2753,47 Y: -3123,49; 2: Х:2753,18 Y: -3130,97.

Согласно межевому плану, выполненному кадастровым инженером Пряниковым А.О. от <дата> земельный участок с КН: № *** имеет следующие фактические координаты:

1 Х:2751,46 Y: -3145,85

н1 Х:2751,73 Y: -3144,65

4 Х:2756,75 Y: -3122,90

3 Х:2719,23 Y: -3113,02

2 Х:2712,89 Y: -3138,66

н2 Х:2713,77 Y: -3138,87

н3 Х:2744,36 Y: -3146,14

н4 Х:2744,74 Y: -3144,79

1 Х:2751,46 Y: -3145,85

Согласно заключению кадастрового инженера Пряникова А.О., изложенному в межевом плане от <дата> ( на листах 10-12), уточняемый земельный участок с КН: № *** (с существующей конфигурацией до уточнения границ) находится «внутри» земельного участка с КН: № *** (л. 11, абз. 10 межевого плана от <дата>).

Наложение границ не позволяет внести уточненные сведения в ГКН.

В соответствии с подп. 2 ч. 2 ст. 26 Закона о ГКН осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, ели другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).

Для устранения наложения границ и в соответствии с ч. 3.1 ст. 25 Закона о ГКН истец обратился за согласованием смежных границ своего земельного участка к собственникам смежных участков, в том числе и в Территориальное управление Росимущетва по Самарской области, так как в соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в Федеральной собственности.

Согласно ч. 3.1 ст. 25 Закона о ГКН если при постановке на учет или при учете изменений земельного участка в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельный участков (далее смежные земельные участка), и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о смежных с ним земельных участках орган кадастрового учета одновременно с осуществлением кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади таких смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Территориальное управление отказало в проставлении подписи в Акте согласования границ земельного участка (письмо № *** от <дата>).

Таким образом, суд приходит к выводу что при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером № *** указанные выше несоответствия кадастровым инженером Юсуповым выявлены не были, так как выполнялись кадастровые работы картографическим методом без установления границ на местности с квадратической погрешностью положения характерных точек (М1), м – 5.00 (для сравнения межевой план от <дата> выполнен с квадратической погрешностью положения характерной точки (М1),м -0,10).

Кроме того, границы земельного участка с КН№ ***, истцом, как собственником граничащего с ним земельного участка № ***, не согласовывались. В акте согласования местоположения границ земельного участка с КН: № *** отсутствует подпись истца (л. 16 межевого плана <дата> ), а также отсутствует согласование Администрации г.о. Сызрань, чей участок с кн: № *** также граничит с уточненным участком с КН: № ***

В результате допущенной кадастровой ошибки подготовлен был межевой план, содержащий недостоверные, ошибочные сведения; аналогичная кадастровая ошибка была допущена при межевании земельного участка с кадастровым номером №, а впоследствии при межевании земельных участков с кадастровыми номерами №, №. Допущенные таким образом в документах кадастровые ошибки воспроизведены были в ГКН.

Суд, проанализировав нормы права, материалы дела, межевые планы, пояснения сторон, проходит выводу о наличии кадастровой ошибки в сведениях, допущенных при определении координат земельных участков с КН № *** и необходимости удовлетворении требований об исправлении кадастровой ошибки в отношении границ данного земельного участка в соответствии с вариантом, предложенным кадастровым инженером Пряниковым А.О., содержащимся в межевом плане от <дата>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Валова АА к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области об исправлении кадастровой ошибки и установлении границ земельного участка, удовлетворить.

Признать наличие кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в части местоположения границ земельного участка КН № ***

точках 37-38-39-40 с координатами:

в точки 37 Х:2760,45 Y: -3131,29

в точки 38 Х:2760,68 Y: -3123,79

в точки 39 Х:2753,47 Y: -3123,49

в точки 40 Х:2753,18 Y: -3130,97, содержащихся в ГКН.

Исправить кадастровую ошибку путем установления границы земельного участка с кадастровым номером 63:08:0110006:42 с координатами:

в точки 1 Х:2751,46 Y: -3145,85

в точки н1 Х:2751,73 Y: -3144,65

в точки 4 Х:2756,75 Y: -3122,90

в точки 3 Х:2719,23 Y: -3113,02

в точки 2 Х:2712,89 Y: -3138,66

в точки н2 Х:2713,77 Y: -3138,87

в точки н3 Х:2744,36 Y: -3146,14

в точки н4 Х:2744,74 Y: -3144,79

в точки 1 Х:2751,46 Y: -3145,85,

по смежеству с земельным участком с кадастровым номером № *** в точках н1-4-3-2-н2, указанных в межевом плане, составленном кадастровым инженером Пряниковым АО от <дата>.

Решение с правом обжалования в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Сызранский городской суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. А также судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и иными лицами, если их права и законные интересы нарушены судебным решением, было реализовано право на апелляционное обжалование решения.

Судья    

2-2484/2016 ~ М-2353/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Валов А.А.
Ответчики
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Территориальное управление Федерального агенства
Другие
Администрация г.о. Сызрань
Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Кадастровый инженер
Суркова Е.С.
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Сапего О.В.
Дело на странице суда
syzransky--sam.sudrf.ru
24.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.05.2016Передача материалов судье
25.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2016Подготовка дела (собеседование)
15.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.07.2016Судебное заседание
06.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.08.2016Дело оформлено
07.04.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее