Судья Бондаренко О.В. Дело N <№...>
РЕШЕНИЕ
13 октября 2021 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Смирнов Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Левченко А.В. на постановление судьи Щербиновского районного суда Краснодарского края от 7 апреля 2021 года,
установил:
постановлением судьи Щербиновского районного суда от 7 апреля 2021 года Левченко А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, Левченко А.В. просил отменить вышеуказанное постановление. В обоснование доводов жалобы указал, что его незаконно привлекли к административной ответственности, поскольку к указанному правонарушению он не имеет никакого отношения. Считал, что личность нарушителя не была установлена должным образом, ввиду чего к ответственности привлечено не то лицо, которое совершило вменяемое правонарушение. Кроме того, просил восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу жалобы.
До рассмотрения дела по существу Левченко А.В. в суд подано ходатайство о приобщении к материалам дела письма заместителя начальника полиции (по ООП) отдела МВД России по <Адрес...> от <Дата ...> N <№...> о результатах проверки, проведенной по жалобе Левченко А.В. о неправомерном составлении протокола об административном правонарушениию
Согласно положениям статьи 24.4 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению.
Рассмотрев ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства по делу, судья краевого суда считает, что оно подлежит удовлетворению, так как совокупность представленных материалов является недостаточной для проверки законности и обоснованности постановления судьи и доводов жалобы.
В судебное заседание Левченко А.В., представитель ОМВД России по Щербиновскому району не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие, отложении слушания дела не представили. В связи с чем судья счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы жалобы и ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока, исследовав материалы дела об административном правонарушении, дополнительно представленные доказательства (письмо заместителя начальника полиции (по ООП) отдела МВД России по <Адрес...> от <Дата ...> N <№...>), судья краевого суда приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
По смыслу положений части 1 статьи 30.3 КоАП РФ во взаимосвязи со статьей 29.11 КоАП РФ, начало течения десятидневного срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, определяемое днем вручения или получения копии постановления, связывается с правом на подачу жалобы не любых субъектов или участников производства по делу об административном правонарушении, а только тех, в отношении которых законом установлена безусловная обязанность судьи, должностного лица, органа, вынесших постановление, вручить или выслать копию постановления независимо от того, обращаются ли они с просьбой об этом.
В соответствии частью 2 статьи 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен в случае, если он пропущен по уважительным причинам. Наличие или отсутствие обстоятельств, являющихся уважительными при пропуске срока на подачу жалобы, подлежит установлению во всяком конкретном случае при разрешении судьей ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного срока обжалования Левченко А.В. указал, что он в судебном заседание районного суда участие не принимал, копию оспариваемого постановления не получал, привел доводы о том, что о наличии постановления узнал случайно. Также указал, что проживает по адресу: <Адрес...>; адрес направления корреспонденции судом (<Адрес...>) не является ни его местом регистрации, ни местом жительства.
Частью 2 статьи 29.11 КоАП РФ предусмотрено, что копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
В силу части 2 статьи 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства.
Из анализа вышеприведенных требований КоАП РФ следует, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении гражданина, должно быть направлено по месту жительства привлекаемого к ответственности лица.
Однако в нарушение указанных требований КоАП РФ вынесенное по делу постановление в отношении Левченко А.В. по месту его жительства не направлялось, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Из материалов дела следует, что копия постановления судьи Щербиновского районного суда от 7 апреля 2021 года была направлена Левченко А.В. по адресу: Краснодарский край, <Адрес...> – <Дата ...> (л.д. <...>).
Вместе с тем отправление не было получено Левченко А.В., данное почтовое отправление (идентификатор <№...>) возвращено по адресу отправителя <Дата ...> с отметкой почтового оператора «иные обстоятельства».
При этом из материалов дела следует, что адресом места жительства Левченко А.В. является: <Адрес...>. По месту жительства Левченко А.В. копия постановления судом не направлялась.
Как усматривается из жалобы заявителя, о состоявшемся по делу постановлении Левченко А.В. узнал случайно, после чего <Дата ...> обратился с жалобой и ходатайством о восстановлении пропущенного срока в Щербиновский районный суд (л.д. <...>).
Учитывая изложенное, принимая во внимание осуществление принципа доступа граждан и юридических лиц к правосудию, гарантированного Конституцией РФ, судья находит возможным восстановить срок подачи жалобы на постановление судьи, поскольку данный срок пропущен по уважительным причинам.
На основании части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата ...> N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от <Дата ...> N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата ...> N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее - Правила).
Указанные Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подп. «б» п. 3, подп. «в», «г» пункта 4 Правил).
На основании пункта 1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <Дата ...> N 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (здесь и далее – в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <Дата ...> N 66) на территории Краснодарского края введен режим функционирования «Повышенная готовность» для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края с 0 часов 00 минут <Дата ...> до 0 часов 00 минут <Дата ...>.
Подпунктом 4 пункта 2 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <Дата ...> N 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) предусмотрено, что на период действия режима «Повышенная готовность» граждане, проживающие (находящиеся) на территории Краснодарского края обязаны соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте; соблюдать требования пункта 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от <Дата ...> N 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» (далее – постановление N 31), а также использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания: медицинские маски (одноразовые, многоразовые), респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия, обеспечивающие индивидуальную защиту органов дыхания человека, в иных общественных местах скопления людей, не указанных в пункте 1 постановления N 31.
Как следует из материалов дела, полицейским 1 отд. ОВППСП ОМВД России по Щербиновскому району <ФИО> в отношении Левченко А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, согласно которому он <Дата ...> в <...> в <Адрес...> магазине <...> находился без средств индивидуальной защиты органов дыхания (медицинской маски), чем нарушил подпункт 4 пункта 2 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <Дата ...> N 129,
постановление Правительства Российской Федерации от <Дата ...> N 417.
По результатам рассмотрения дела 7 апреля 2021 года судьей Щербиновского районного суда Левченко А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания.
С таким постановлением судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность такого лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно это лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
Вместе с тем по настоящему делу об административном правонарушении указанные требования закона не соблюдены.
Согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении и событие административного правонарушения.
Указом Президента Российской Федерации от <Дата ...> N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации издано постановление от <Дата ...> N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (далее – Положение о паспорте гражданина Российской Федерации).
В силу пункта 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
Как следует из представленного административного материала, в ходе производства по делу личность лица, привлекаемого к административной ответственности, устанавливалась по заявлению о выдаче паспорта, иные документы, удостоверяющие личность, в материалы дела представлены не были.
Отсутствие достоверных сведений о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, являлись существенным недостатком протокола об административном правонарушении, влекущим возвращение протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, которое его составило, в порядке, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ.
Указанные выше обстоятельства не были устранены судьей районного суда в стадии подготовки, что не позволило ему полно, всесторонне, объективно рассмотреть дело.
Рассматривая настоящее дело об административном правонарушении, судья Щербиновского районного суда посчитал допустимым и достаточным доказательством по делу составленный в отношении Левченко А.В. должностным лицом полиции протокол об административном правонарушении.
Вместе с тем проведенной отделом МВД России по Щербиновскому району служебной проверкой по факту составления <Дата ...> протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Левченко А.В. установлено, что указанный административный протокол в отношении Левченко А.В. был составлен сотрудником полиции отдела МВД России по Щербиновскому району неправомерно. Письмом заместителя начальника полиции (по ООП) отдела МВД России по Щербиновскому району от <Дата ...> N <№...>, поступившим в суд <Дата ...>, сообщено, что в настоящий момент в отношении должностных лиц отдела МВД России по Щербиновскому району проводится служебная проверка.
Таким образом, имеющиеся в деле доказательства факт совершения Левченко А.В. вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, не подтверждают.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Щербиновского районного суда от 7 апреля 2021 года, вынесенное в отношении Левченко А.В. по настоящему делу об административном правонарушении, подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в деянии Левченко А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснодарского краевого суда
решил:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 7 ░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 7 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 20.6.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░