Дело №2-5482/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2015 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Дворцовой Н.В.,
при секретаре Платовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Чернову И.Н, и Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности составить проект освоения лесов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Чернову И.Н.. и Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности составить проект освоения лесов.
В обоснование указал, что Прокуратурой Чердаклинского района по поручению прокуратуры области проведена проверка соблюдения лесного законодательства, в ходе которой выявлены следующие нарушения.
Как установлено в ходе проверки, 05.11.2009г. между Черновым И.Н.. и Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области заключен договор аренды лесного участка № 320, по условиям которого Черновым И.Н.. приняла во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной (федеральной) собственности, площадью 0,06 га, расположенный по адресу: Ульяновская <адрес>, категория земель - земли лесного фонда.
Согласно п. 5 договора аренды лесного участка арендная плата по договору составляет <данные изъяты> рублей в год.
Согласно п.10 договора аренды лесного участка арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора после государственной регистрации настоящего договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду и представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы или муниципальной экспертизы.
В соответствии с пп. «в» п. 11 договора аренды лесного участка арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
На основании договора аренды лесного участка арендодатель передал, а арендатор принял для осуществления рекреационной деятельности, указанный лесной участок, что подтверждается актом приема-передачи лесного участка в аренду от 05.11.2009 № 1.
Однако в результате проведенной прокуратурой Чердаклинского района проверки было установлено, что ответчиком Черновым И.Н., являющимся арендатором лесного участка, до настоящего времени, в нарушение ст.ст. 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации не разработан проект освоения лесов, не осуществлена государственная экспертиза проекта освоения лесов, что может повлечь использование леса не предусмотренным действующим законодательством способом.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Истец просит признать незаконным бездействие Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на понуждение Чернова И.Н.. как арендатора лесного участка к разработке проекта освоения лесов на лесной участок, площадью 0,06 га, расположенный по адресу: <адрес> категория земель - земли лесного фонда, а также подать документы на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов на данный лесной участок.
В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области и ответчик Чернов И.Н.. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались.
Суд определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Заслушав истца, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В соответствии со ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки представлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоение лесов в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Кроме того, согласно ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации лица, использующие леса, на основании проекта освоения лесов, обязаны предпринимать меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а именно приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».
Согласно ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено судом, 05.11.2009г. между Черновым И.Н.. и Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области заключен договор аренды лесного участка № 320, по условиям которого Чернов И.Н.. принял во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной (федеральной) собственности, площадью 0,06 га, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли лесного фонда.
Согласно п. 5 договора аренды лесного участка арендная плата по договору составляет <данные изъяты> в год.
Согласно п.10 договора аренды лесного участка арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора после государственной регистрации настоящего договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду и представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы или муниципальной экспертизы.
В соответствии с пп. «в» п. 11 договора аренды лесного участка арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
На основании договора аренды лесного участка арендодатель передал, а арендатор принял для осуществления рекреационной деятельности, указанный лесной участок, что подтверждается актом приема-передачи лесного участка в аренду от 05.11.2011 № 1.
Срок действия договора установлен до 05.11.2058г..
Однако установлено, что ответчиком Правдиным А.В., являющимся арендатором лесного участка, до настоящего времени, в нарушение ст.ст. 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации, не разработан проект освоения лесов, не осуществлена государственная экспертиза проекта освоения лесов, что может повлечь использование леса не предусмотренным действующим законодательством способом.
В соответствии со ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 452-П «Об утверждении Положения о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области» Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий в сфере агропромышленного комплекса, управления пищевой и перерабатывающей промышленности, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в сфере регулирования торговой деятельности на территории Ульяновской области; в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды, а также органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области.
При этом, как установлено в результате проведенной прокуратурой района проверки, Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Черновым И.Н. до настоящего времени не понужден к разработке и передаче на государственную экспертизу проекта освоения лесов.
Вместе с тем, использование лесного участка, а также не проведение противопожарных и санитарных мероприятий на нем, в отсутствие проекта освоения лесов, в котором должны быть указаны сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, объемах и сроках проведения указанных мероприятий, может повлечь за собой наступление неблагоприятных последствий для окружающей среды, в том числе для леса, что, в свою очередь может повлечь нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Ввиду изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено
Суд полагает возможным предоставить ответчику срок - 6 месяцев для разработки проекта освоения лесов и подачу документов на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов.
В порядке ст.103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ с ответчика Чернова И.Н.. в доход местного бюджета подлежат госпошлина в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты>), в связи с тем, что ответчик Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области освобождено от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Чернову И.Н, и Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности составить проект освоения лесов удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на понуждение Чернова И.Н, как арендатора лесного участка к разработке проекта освоения лесов на лесной участок, площадью 0,06 га, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли лесного фонда.
Обязать Чернова И.Н, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект освоения лесов и подать документы на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, площадью 0,06 га, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли лесного фонда.
Взыскать с Чернова Игоря Николаевича в доход местного бюджета госпошлину в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.В. Дворцова