Дело 2-243/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Ижма 20 сентября 2013 года
Ижемский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Пестрикова В.В.
при секретаре Истоминой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению: Норкин И.В. к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании незаконным отказа в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации и возложении обязанности по включению в реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых до договору социального найма, суд
У С Т А Н О В И Л:
Норкин И.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий начальника ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании незаконным отказа в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации, утверждая, что ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Министерства обороны РФ № (в/часть 96876) истец был уволен из рядов Вооружённых Сил Российской Федерации <данные изъяты>. Приказом командира в/части <данные изъяты> истец исключён из списков личного состава с ДД.ММ.ГГГГ. Решением Печорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ за истцом признано право на получение государственного жилищного сертификата по избранному месту жительства, <адрес>, этим же решением, суд обязал командира в/части <данные изъяты> утвердить истца в списке получателей ГЖС и направить список по подчиненности. Со дня вступления решения суда в законную силу истцом велась переписка и в адрес ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ направлен соответствующий пакет документов, однако уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя начальника ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ истцу отказано в участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации, составом семьи четыре человека, в связи с несоответствием истца требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 (подпункт «а» пункта 22), Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 153 от 21.03.2006 года. Считая отказ в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации не законным, истец просит признать действия (бездействие) должностных лиц связанных с отказом в признании участником указанной выше подпрограммы незаконными, уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ отменить и обязать ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ или его территориальное отделение в <адрес> признать истца и членов его семьи участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации, поставить истца и членов его семьи на учёт и обеспечить ГЖС или квартирой по договору социального найма, в городе <данные изъяты> или <адрес>, с учётом дополнительной площади.
До начала рассмотрения дела по существу, истец Норкин И.В. в порядке ст.39 ГПК РФ уточнив исковые требования, просит признать решение об отказе в признании его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации незаконным и обязать ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ включить истца в реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В связи с тем, что указанное выше гражданское дело поступило в суд в порядке производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и наличием по делу спора о праве, а так же, что дело принято к производству суда с соблюдением правил подсудности, стороны о передаче дела в Ижемский районный суд не возражали и споры о подсудности между судами не допустимы, суд находит, что данное заявление подлежит рассмотрению Ижемским районным судом Республики Коми в порядке искового производства.
В судебном заседании истец Норкин И.В. на исковых требованиях настаивает, пояснив, что для постановки на учёт им были представлены все необходимые документы, он нуждается в жилом помещении, подпадает под соответствующую подпрограмму, в связи с чем считает отказ изложенный в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ не законным.
Представитель ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ ФИО3 исковые требования признал, пояснив, что подтверждает, что для постановки на учёт истцом были представлены все документы, истец нуждается в жилом помещении, что подтверждено решением Печорского городского суда, которое вступило в силу и не оспорено, в направленном истцу уведомлении указаны недостоверные сведения о месте его службы, так как фактически истец проходил службу на территории <адрес> в закрытом военном городке, который до настоящего времени является таковым. При удовлетворении исковых требований просит обязать включить истца в соответствующий реестр, через Территориальное отделение в <адрес>.
Суд заслушав истца Норкин И.В., представителя ответчика ФИО3 и исследовав материалы дела приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Как установлено судом, истец Норкин И.В. является военнослужащим запаса, проходил военную службу в Вооруженных силах РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с которой уволен <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. л.д.12, 27.
Согласно пункта 14 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Таким образом, поскольку истец Норкин И.В. проходил военную службу в системе Министерства обороны РФ, до ДД.ММ.ГГГГ на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял, при наличии соответствующих оснований после ДД.ММ.ГГГГ он вправе был обратиться с заявлением в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» для принятия его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в порядке ст.51 Жилищного кодекса РФ.
В силу положений статьи 7 Постановления Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года (в редакции от 25.03.2013 года) «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: отсутствие жилой площади; наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Истец Норкин И.В. на момент увольнения со службы проживал в общежитии, проживает в служебном жилом помещении, он и члены его семьи жилых помещений в собственности не имеют, в связи с чем, с учетом положений статьи 7 Постановления Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года Норкин И.В. может быть признан лицом, нуждающимся в жилом помещении, что так же следует из вступившего в законную силу решения Печорского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно пункта 1 «Инструкции о предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», утвержденной Приказом Министерства обороны РФ № 1280 от 30.09.2010 года для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно Приложению № 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладываются следующие документы: копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей - граждан Российской Федерации (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов); копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления; копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации; сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к настоящей Инструкции.
Указанные заявление и документы заявитель подает лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью (п.1 Инструкции).
Если военнослужащим предоставлены не все документы, указанные в пункте 1 Инструкции, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении и направляет военнослужащему уведомление с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы.
В случае если военнослужащим в тридцатидневный срок со дня получения указанного уведомления не предоставлены недостающие документы, уполномоченный орган выносит решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Для постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, истцом Норкин И.В. в адрес ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» по адресу: <адрес> канала <адрес> ДД.ММ.ГГГГ направлено соответствующее заявление, с приложением установленного Инструкцией пакета документов, что подтверждается квитанцией об отправке почтового отправления от ДД.ММ.ГГГГ, описью вложения со штемпелем отправки ДД.ММ.ГГГГ, распечаткой с сайта почты России об отправке EMS отправления ДД.ММ.ГГГГ и вручением адресату ДД.ММ.ГГГГ, письмом ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающим направление ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» заявления и пакета документов, уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого представленные истцом заявление и документы были рассмотрены и в признании истца участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации отказано, в связи с несоответствием истца требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 (Подпункт «а» пункта 22) Правил, пояснениями представителя ответчика ФИО3
В связи с непринятием по заявлению Норкин И.В. на протяжении длительного времени соответствующего решения, ДД.ММ.ГГГГ истцом Норкин И.В. было направлено новое заявление и документы.
После направления заявления и пакета документов и принятия их ответчиком, от ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» в адрес истца каких-либо уведомлений о том, что истцом представлены не все необходимые документы, с предоставлением установленного Инструкцией 30 дневного срока не поступало, что может свидетельствовать о том, что для постановки на учёт истцом Норкин И.В. были представлены все необходимые документы и поскольку истец является военнослужащим запаса, уволенным по состоянию здоровья, срок военной службы которого составил 23 года и нуждается в жилом помещении, для принятия на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении им представлены заявление и пакет документов, который не был возвращен по мотиву предоставления не всех установленных Инструкцией документов, при указанных обстоятельствах истец подлежит постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении предоставляемого по договору социального найма и включению реестр, а исковые требования истца в указанной части подлежащими удовлетворению.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 года (в редакции от 18.02.2013 г.) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), подлежащие увольнению с военной службы и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях: военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно пункту 22 указанных Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.
Из имеющегося в деле уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя начальника ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» следует, что истцу отказано в признании участником указанной выше подпрограммы на основании подпункта «а» пункта 22 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г., в связи с несоответствием истца требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 (подпункт «а» пункта 22) Правил.
Вместе с тем, поскольку истец Норкин И.В. является военнослужащим запаса, уволенным по состоянию здоровья, срок службы которого составляет 23 года, по окончании службы изъявляет желание проживать в другом субъекте и нуждается в жилом помещении по договору социального найма, что так же установлено вступившим в законную силу решением Печорского городского суда Республики Коми, подлежит постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, для чего истцом предоставлялись заявление и соответствующий пакет документов и в постановке на который истцу было необоснованно отказано, что свидетельствует о том, что истец Норкин И.В. отвечает требованиям подпункта «а» пункта 5 Правил и при указанных обстоятельствах, отказ заместителя начальника ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в признании истца участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации является не законным, а исковые требования истца Норкин И.В. подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Представитель ФГКУ «Западное региональное отделение жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ при рассмотрении дела исковые требования признал, возражений на иск и соответствующих доказательств не представил, подтвердив не законность отказа в признании истца участником подпрограммы, указав, что для постановки на учет истцом были представлены соответствующие документы и он как военнослужащий нуждающийся в жилом помещении подлежит включению в соответствующий реестр, что указывает на обоснованность предъявленного иска и подтверждает установленные судом обстоятельства и мотивы удовлетворяемого иска.
Исходя из установленных судом обстоятельств, суд признает мотивы отказа в признании истца участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации, изложенные в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ не основанными на законе, противоречащими действующему законодательству и которые не могут повлиять на принимаемое судом судебное решение.
Истец проходил службу в в/ч <данные изъяты> в <адрес>, откуда был уволен в запас, в связи с чем, указание в уведомлении, что населенный пункт <адрес>, исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ, как основание к отказу в признании истца участником подпрограммы так же является не обоснованным, поскольку истец на территории <адрес> военную службу не проходил и при увольнении в запас, являясь лицом нуждающимся в жилом помещении и изъявив желание проживать в ином населенном пункте обратился для постановки на соответствующий учёт, при этом проживание на территории закрытого военного городка не является одним из обязательных условий для признания участником подпрограммы и постановки на учет в качестве нуждающегося жилом помещении и тем самым по указанным выше основаниям истец отвечает требованиям подпункта «а» пункта 22 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Норкин И.В. удовлетворить.
Признать решение заместителя начальника ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, содержащееся в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании Норкин И.В. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации не законным.
Обязать ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, через Территориальное отделение в Республике Коми - город Воркута ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ включить Норкин И.В. в реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца с момента вынесения, через Ижемский районный суд Республики Коми.
Судья: В.В.Пестриков