Дело № 2-978/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 декабря 2013 года г. Кострома
Димитровский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Драничниковой И.Н., при секретаре Карпычевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кадыйского района Костромской области в интересах Соловьева Е.Н. к Государственному учреждению Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании предоставить путевку на санаторно – курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кадыйского района Костромской области в интересах Соловьева Е.Н. обратился в суд с иском к ГУ Костромское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить путевку на санаторно – курортное лечение. Требования мотивированы тем, что в 2012 году Соловьев Е.Н., являющийся инвалидом 3 группы, обратился в ГУ КРО ФСС с заявлением о предоставлении путевки, представив при этом медицинскую справку установленной формы. Однако до настоящего времени путевкой он не обеспечен, что является нарушением гарантированного законодательством о социальной защите инвалидом права на бесплатное обеспечение путевками на санаторно – курортное лечение. Ссылаясь на нормы ФЗ «О социальной защите инвалидов», ФЗ «О государственной социальной помощи», ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд. С учетом уточнения исковых требований, прокурор просил обязать ответчика обеспечить Соловьева Е.Н. путевкой для прохождения санаторно-курортного лечения в соответствии с медицинскими показаниями в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании прокурор Мотяхов И.С. уточненные исковые требования поддержал, истец Соловьев Е.Н. не явился, будучи извещенным надлежащим образом.
Представитель ответчика Зубов М.М. в судебном заседании полагал, что исковые требования удовлетворению не подлежат по основаниям, изложенным в отзыве. Из приобщенного к материалам дела отзыва следует, что социальные гарантии лиц льготных категорий не обеспечены надлежащими объемами финансирования на реализацию расходных обязательств, обязанность исполнения которых возложена на региональное отделение ФСС. Законодательством не предусмотрена возможность обеспечения граждан путевками за счет иных средств, кроме выделенных на эти цели. Территориальные органы ФСС не наделены полномочиями по увеличению объемов финансирования, выделенного на приобретение путевок. Для своевременного и полного обеспечения санаторно - курортным лечением инвалидов, региональное отделение обращалось в ФСС Российской Федерации неоднократно обращалось с просьбами выделения дополнительных бюджетных ассигнований. В предоставлении истцу путевки отказано не было, его заявление было принято и зарегистрировано. В настоящее время ведется обеспечение путевками лиц, обратившихся ранее. Кроме того, периодом предоставления путевки является календарный год, следующий за годом обращения с заявлением, то есть 2013 год, который еще не истек, ввиду чего права истца не нарушены.
Третье лицо Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области, будучи извещенным надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции, в Российской Федерации охраняется здоровье людей. Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности в иных случаях, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды. Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. Как указано в ст. 6.3 данного Закона, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
Как указано в п. 3.6 указанного Порядка, граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256.
Согласно п. 3.7 Порядка, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган. Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8).
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований или возражений. Согласно ст. 68 ГПК, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, и не оспаривается ответчиком, Соловьев Е.Н. является инвалидом 3 группы, имеет право на получение санаторно-курортного лечения. В материалах дела имеется копия заявления Соловьева Е.Н. в ГУ КРО ФСС от 05.06.2012 года с просьбой об обеспечении путевкой, в приложениях указана справка по форме № 070/у-04. За истекший период времени истцом неоднократно предоставлялись медицинские справки для получения путевки, последняя датирована 22.11.2013 года.
Из содержания вышеприведенных правовых норм усматривается, что для получения путевки на санаторно-курортное лечение в текущем году гражданин может обратиться с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки и справкой для ее получения в любое время, но не позднее 1 декабря текущего года.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 11.05.2012 года № 817-О, Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты во взаимосвязи с другими положениями федерального законодательства в целях адресного использования бюджетных средств, предназначенных для социальной поддержки нуждающихся в ней граждан, закрепляют механизм реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, определяет источник финансирования соответствующих мер, а также порядок обращения гражданина за получением путевки на санаторно-курортное лечение и выдачи такой путевки. Установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом названного механизма, а положения части 2 статьи 6.3 данного Федерального закона, определяющие такие границы, направлены на обеспечение его эффективного функционирования.
Оценивая довод ответчика о том, что периодом предоставления путевки является календарный год, следующий за годом обращения истца, то есть 2013 год, суд полагает необходимым учитывать положения ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". В указанной норме прямо сказано, что периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 (Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг) является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг. В этой связи суд не может согласиться с доводами представителя ГУ КРО ФСС о том, что право истца на получение путевки не нарушено.
Принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение. Недостаточность финансирования и большое количество заявлений, наличие граждан, ранее обратившихся за получением такого лечения и не обеспеченных путевками, не могут служить основанием для отказа в иске. При изложенных обстоятельствах истечение календарного года так же не является основанием для освобождения ответчика от обязанности обеспечить истца путевкой.
По указанным причинам суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Каждое обоснованное заявление гражданина о предоставлении путевки на санаторно – курортное лечение с приложением медицинской справки, подаваемое один раз в календарный год, должно быть обеспечено путевкой. Установленные федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение должны быть обеспечены достаточным для этих целей финансированием за счет средств федерального бюджета. Соловьев Е.Н. должен быть обеспечен на основании его заявления от 05.06.2012 года путевкой на санаторно – курортное лечение за 2012 год в учреждение и продолжительностью, в соответствии с профилем заболевания.
Принимая во внимание, что ГУ Костромское региональное отделение Фонда социального страхования является бюджетным учреждением, удовлетворяя исковые требования, суд полагает возможным освободить ответчика от уплаты госпошлины,
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кадыйского района Костромской области в интересах Соловьева Е.Н. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Соловьева Евгения Николаевича путевкой для прохождения санаторно - курортного лечения в соответствии с медицинскими показаниями в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его вынесения.
Судья - И.Н Драничникова