РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июля 2022 г. с.Шигоны
Шигонский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Объедкова А.А.,
с участием зам. прокурора Шигонского района Кудимова И.В.,
при секретаре Кореневой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-347/2022 по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах муниципального образования сельское поселение Тайдаково муниципального района <адрес> и неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Тайдаково муниципального района <адрес> об оспаривании бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
И.о. <адрес> обратился в суд в защиту интересов муниципального образования сельское поселение Тайдаково муниципального района <адрес> и неопределенного круга лиц с настоящим исковым заявлением указывая, что <адрес> проведены надзорные мероприятия в сфере соблюдения законодательства о государственном и муниципальном имуществе, земельного законодательства, законодательства об охране объектов культурного наследия.
Установлено, что на территории <адрес> муниципального района Шигонский по адресу <адрес>, около <адрес> располагается объект культурного наследия, включенный в список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, расположенных на территории <адрес>: «Обелиск крещению чувашей в 1829г.».
Согласно информации Комитета по управления имуществом муниципального района Шигонский указанный объект в реестре муниципального имущества не числится.
Администрацией сельского поселения Тайдаково муниципального района Шиогнский мер по постановке указанного объекта культурного наследия на учет как бесхозяйного в целях последующего оформления правоустанавливающих документов на данный объект не принято.
Отсутствие указанных мер влечет утрату физической целостности объекта культурного наследия, а также ухудшение его технического состояния, что нарушает права неопределенного круга лиц на возможность осмотра ОКН и получения исторических сведений в целях культурно-нравственного воспитания общества.
Непринятие указанных мер нарушает также право муниципального образования сельского поселения Тайдаково на возможность осуществлять право пользования, владения, распоряжения указанного объекта как собственника муниципального имущества.
<адрес> в администрацию сельского поселения внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ №/Прдп54-22-247, которое рассмотрено, однако не удовлетворено.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
На основании изложенного прокурор просит суд обязать ответчика в течение 6 месяцев устранить выявленные нарушения требований законодательства в сфере соблюдения законодательства о государственном и муниципальном имуществе, земельного законодательства, законодательства об охране объектов культурного наследия путем принятия мер по постановке объекта культурного наследия регионального значения «Обелиск крещения чувашей в 1829г.» на учет как бесхозяйного.
В судебном заседании зам. прокурора Шигонского района Кудимов И.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении, предоставив срок для исполнения решения в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель Администрации сельского поселения Тайдаково муниципального района Шигонский Самарской области по доверенности Шляхтин М.Е. в отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск не признал, сославшись на то, что административный ответчик не может выполнить требования прокурора обратиться в орган госрегистрации с заявлением о признании вещи бесхозяйной, поскольку «Обелиск крещению чувашей в 1829 году» зарегистрирован в реестре объектов культурного наследия регионального значения расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 59478 кв.м., который относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - в целях определения границ полосы отвода автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения в <адрес> Шигоны-Тайдаково-Усолье. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, собственником участка является Министерство транспорта и автомобильных дорог <адрес>. Кроме того у данного объекта культурного наследия имеется собственник, поскольку он зарегистрирован в реестре объектов культурного наследия регионального значения под № и принят на охрану, как памятник истории и культуры регионального значения, согласно постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Администрации сельского поселения Тайдаково не имеет сведения о бесхозяйности указанного памятника истории и культуры.
Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По мнению суда, истец представил достаточные доказательства в обоснование заявленных требований, в том числе нарушения прав муниципального образования сельское поселение Тайдаково муниципального района <адрес> и неопределенного круга лиц оспариваемым бездействием, тогда как ответчиком доказательств законности оспариваемого бездействия не представлено.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в результате проведенных <адрес> надзорных мероприятий в сфере соблюдения законодательства о государственном и муниципальном имуществе, земельного законодательства, законодательства об охране объектов культурного наследия.
Установлено, что на территории <адрес> муниципального района Шигонский по адресу <адрес>, около <адрес> располагается объект культурного наследия, включенный в список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, расположенных на территории <адрес>: «Обелиск крещению чувашей в 1829г.».
Согласно информации Комитета по управления имуществом муниципального района Шигонский указанный объект в реестре муниципального имущества не числится. Согласно сведений полученных их Управления Государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> по данным государственного учета государственной охране в качестве объекта культурного наследия регионального значения подлежит объект недвижимости - «Обелиск крещению чувашей в 1829 г.». Описание местоположения объекта - <адрес>, около <адрес>, рядом с проходящей через село автомобильной дороги. Объект включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; объекту присвоен регистрационный №. Сведениями о зарегистрированных правах собственности на данный объект управление не располагает.
Администрацией сельского поселения Тайдаково муниципального района Шиогонский мер по постановке указанного объекта культурного наследия на учет как бесхозяйного в целях последующего оформления правоустанавливающих документов на данный объект не принято.
Отсутствие указанных мер влечет утрату физической целостности объекта культурного наследия, а также ухудшение его технического состояния, что нарушает права неопределенного круга лиц на возможность осмотра объекта культурного наследия и получения исторических сведений в целях культурно-нравственного воспитания общества.
Непринятие указанных мер нарушает также право муниципального образования сельского поселения Тайдаково на возможность осуществлять право пользования, владения, распоряжения указанного объекта как собственника муниципального имущества.
<адрес> в администрацию сельского поселения внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ №/Прдп54-22-247, которое рассмотрено, однако не удовлетворено.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 48 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник который неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с ч.1 ст. 34 Закона 3 73-ФЗ, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Согласно п. 13 и п. 36 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, участие в соответствии с федеральным законом в выполнении комплексных кадастровых работ.
В силу ч.2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 6 Закона № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Таким образом, охрана объекта культурного наследия включает в себя учет объектов культурного наследия и принятия иных мер, предусматривающих финансовое и иное материально-техническое обеспечение, которое невозможно без соответствующей регистрации объектов культурного наследия.
Невыполнение указанных действий препятствует дальнейшему определению его балансовой принадлежности и надлежащему содержанию.
Доводы представителя администрации муниципального района о том, что обелиск не может быть поставлен на учет в качестве бесхозяйного, поскольку он является объектом культурного наследия регионального значения, следовательно обязанность по постановке его на учет лежит на органах региональной власти не основаны на законе и не могут быть приняты во внимание при разрешении данного иск. Не могут быть приняты во внимание и доводы ответчика о том, что собственником земельного участка является Министерство транспорта и автомобильных дорог <адрес>, поскольку это не соответствует действительности. Согласно сведений представленных из ЕГРН прилегающая территория к Обелиску находится в пользовании Министерства транспорта и автомобильных дорог <адрес> и согласно ответа Министерства в настоящее время Министерством подано заявление на государственную регистрацию права собственности <адрес> на земельный участок с кадастровым номером №.
В силу ч.3 ст. 225 ГК РФ, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий.
В связи с изложенным заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
Принимая во внимание невозможность исполнения решения суда в короткий срок, суд полагает возможным предоставить ответчику срок, для исполнения решения суда в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу. По мнению суда, определенный судом срок исполнения решения суда не нарушает баланса интересов сторон и отвечает принципам исполнения решения суда в разумные сроки.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ :
Указанное выше административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах муниципального образования сельское поселение Тайдаково муниципального района <адрес> и неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Тайдаково муниципального района <адрес> об оспаривании бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Тайдаково муниципального района <адрес>, выразившееся в непринятии мер по постановке объекта культурного наследия регионального значения «Обелиск крещения чувашей в 1829г.» на учет как бесхозяйного.
Обязать администрацию сельского поселения Тайдаково муниципального района <адрес> в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке объекта культурного наследия регионального значения «Обелиск крещения чувашей в 1829г.» на учет как бесхозяйного.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Председательствующий А.А.Объедков
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.