РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«20» февраля 2013 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе:
судьи Исматовой Л.Г.,
при секретаре Черновой Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юрьевой О. А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,
с участием:
истца Юрьевой О. А.,
представителя ответчика Созоновой Е. Г., действующей на основании доверенности от -Дата- № (л.д.45),
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в Индустриальный районный суд г. Ижевска с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав.
Свои требования мотивировала тем, что решением № от -Дата- ответчиком в назначении пенсии было отказано, по причине того, что педагогический стаж истца составляет 24 года 07 месяцев 26 дней. Из педагогического стажа были исключены период, когда истцом не была выработана норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, а также период, за который работодателем не предоставлены сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованного лица. Просит признать незаконным решение ответчика, обязать его досрочно назначить трудовую пенсию со дня обращения истца за ее назначением.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивала.
В судебном заседании представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований. Представила письменные возражения на исковое заявление (л.д. 53-54), в которых он ссылается на следующее.
-Дата- Юрьева О.А. обратилась с документами в отдел пенсий по месту жительства для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в Управлении от -Дата- № в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано, в связи с недостаточностью специального педагогического стажа. На дату обращения --Дата- - педагогический стаж истца составлял 24 года 07 месяцев 26 дней (с учетом индивидуальных сведений за период работы с -Дата- по -Дата-).
По нормам пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ № 173 ФЗ требуется не менее 25 лет. Включенные периоды истец не оспаривает.
Истцом оспаривается исключение из педагогического стажа периодов: с -Дата- по -Дата-.
В указанные периоды работы, согласно справке МОУ «Центра дошкольного образования и воспитания Индустриального района г.Ижевска» от -Дата- № в период работы истца в должности воспитателя МДОУ детский сад № ею не выполнялась норма педагогической нагрузки, предусмотренная для воспитателя постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».
Также, в соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, начиная с -Дата- периоды работы в должностях и учреждениях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитывается в стаж работы при условии выполнения нормы трудового времени.
Довод истца о необходимости включения в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов, когда по постановлению Президиума Государственного Совета и Правительства УР от 29.09.1995 № 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений» нормы педагогической нагрузки воспитателям дошкольных учреждений в УР были снижены до 30 часов в неделю, является несостоятельным.
В соответствии с п.2 ст.39 Конституции Российской Федерации пенсии устанавливаются законом. Досрочная трудовая пенсия гражданам назначается по Федеральному закону № 173-ФЗ В преамбуле и в ст.1 Федерального закона № 173-ФЗ определено, что основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии установлены этим законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий возможно не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. В соответствии с п.3 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В п.2 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ указано, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 данной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. Правительство РФ постановлением от 29.10.2002 № 781 утвердило «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии со ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ». В соответствии с п.4 вышеназванных Правил, начиная с 01.09.2000 периоды работы в должностях и учреждениях, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости, засчитываются в стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», воспитателям дошкольных образовательных учреждений на территории всей страны продолжительность рабочего времени была установлена 36 часов в неделю.
Истец настаивает на применении нормативного акта субъекта РФ. Статьей 76 Конституции РФ определено, что законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить Федеральным законам. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон. Кроме того, постановление Правительства РФ № 191 принято позже постановления Президиума Государственного Совета и Правительства УР № 82/258 и по своему статусу является выше, следовательно, и по этим причинам имеет приоритет перед постановлением № 82/258. Указанное Постановление утратило силу в связи с принятием постановления Президиума Государственного Совета УР от 24.05.2005 N 480-Ш, а также постановления Правительства УР от 03.05.2005 № 76, вступившего в силу через десять дней после официального опубликования. Дополнительно следует отметить, что пенсия гражданам выплачивается из бюджета Пенсионного фонда РФ, средства которого являются федеральной государственной собственностью, а не собственностью бюджета УР, поэтому условия назначения пенсии гражданам едины на всей территории Российской Федерации. Федеральным законом № 173-ФЗ не предусмотрено исключений для педагогических работников Удмуртской Республики.
Истец оспаривает исключение периода, за который работодателем не представлены индивидуальные сведения.
Это требование не подлежит удовлетворению, поскольку расчет стажа осуществления педагогической деятельности был произведен с учетом периода с -Дата- по -Дата-.
В настоящее время индивидуальные сведения, представленные работодателем подтверждают осуществление истцом педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Таким образом, права на досрочную трудовую пенсию по старости на день обращения - -Дата- - у истца не возникло, решение комиссии Управления от -Дата- № об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости является законным и обоснованным.
Считает необоснованным требование о взыскании с Управления в пользу истца судебных издержек в счет возмещения расходов по оплате: услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей, госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов, составляют финансовую систему государственного пенсионного обеспечения в РФ, направляются только по целевому назначению - на выплату пенсии и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ на основании федеральных законов в порядке, определяемом Бюджетным Кодексом РФ, судебные расходы не являются целевыми для бюджета Пенсионного фонда РФ.
Просит в заявленных требованиях истцу отказать. В случае удовлетворения иска просит применить ст. 100 ГПК РФ.
Суд, выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
-Дата- Юрьева О. А. обратилась с письменным заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, что подтверждается заявлением от -Дата- (л.д. 47).
-Дата- решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики истцу на основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года №173 «О трудовых пенсиях в РФ» в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия на дату обращения требуемых 25 лет стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста (л.д. 6-7). Из содержания решения усматривается, что ответчиком не включены в специальный стаж истца период, в котором истцом не выработана норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, период, за который работодателем не предоставлены сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованного лица. Ответчиком установлен на -Дата- стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии 24 года 07 месяцев 26 дней.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года за №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. В качестве условий назначения трудовой пенсии по старости в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закреплено достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа (не менее пяти лет) (статья 7) и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.2 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
Таким образом, обязательными условиями для досрочного назначения трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), в данном случае - не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, подтвержденной соответствующими документами.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истец работала в учреждении и на должностях, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истец обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, -Дата-.
На день обращения истца за трудовой пенсией и приема ответчиком ее заявления со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность педагогической деятельности составляла более 25 лет.
Истец просит включить в специальный стаж период с -Дата- по -Дата-, в котором, по мнению ответчика, Юрьевой О.А. не была выработана норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, период с -Дата- по -Дата-, за который работодателем не предоставлены сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованного лица.
В соответствии с трудовой книжкой (л.д. 8-12) судом установлено, что Юрьева О. А. осуществляла следующую деятельность:
- с -Дата- по -Дата- воспитатель ясли-сада №;
- с -Дата- по -Дата- воспитатель ясли-сада №;
- с -Дата- по -Дата- воспитатель в дошкольном комбинате №;
- с -Дата- по -Дата- психолог в ТТ «Восточное»;
- с -Дата- по -Дата- воспитатель в Республиканском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних;
- с -Дата- по -Дата- воспитатель в МДОУ детский сад № №;
- с -Дата- по -Дата- воспитатель в Республиканском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних;
- с -Дата- -Дата- воспитатель в МДОУ детский сад № №;
- с -Дата- по настоящее время воспитатель в МДОУ детский сад № №.
В соответствии со справкой МУ «Центр дошкольного образования и воспитания Индустриального района г. Ижевска» № от -Дата- (л.д. 22) Юрьева О.А. работала в МДОУ ДС № в качестве воспитателя с -Дата- по -Дата-. Норма педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы, выполнена с -Дата- по -Дата-, нагрузка составила 30 часов в неделю (654 часа).
Частью 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ 29 октября 2002 г. N 781, а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей включаются периоды работы воспитателем детского сада (п. 1 раздела «Наименование должностей», п. 1.8. раздела «Наименование учреждений» вышеуказанного Списка).
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы "...начиная с -Дата- - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы (должностной оклад)...".
Статья 333 ТК РФ предусматривает, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В связи с чем, постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 года N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» была установлена норма часов педагогической работы на ставку заработной платы: 36 часов в неделю - воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
В соответствии со ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом, более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.
Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства УР от 29 сентября 1995 года № 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений», с изменениями от 31 января и 31 марта 2000 года, воспитателям детских дошкольных учреждений была снижена учебная нагрузка до 30 часов в неделю с учетом затраты времени на подготовку к учебным занятиям и работу с родителями.
Таким образом, нормативным правовым актом субъекта РФ воспитателям детских дошкольных учреждений был установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленными нормативным правовым актом РФ, обеспечение которых отнесено к бюджету Удмуртской Республики и бюджетам городов и районов Удмуртской Республики (п. 8 постановления УР № 82/258).
Несмотря на снижение педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы воспитателям детских дошкольных учреждений, размер ставки заработной платы (должностной оклад) не изменился. Поэтому все удержания из заработка, в том числе, и в Пенсионный фонд производились в соответствующем полном размере от полной ставки заработной платы, без ограничения от нормы фактически отработанных часов.
Доводы ответчика о том, что не подлежит применению постановление УР N 82/258 от 29.09.1995 года, так как оно противоречит законодательству РФ, не отвечает требованиям федерального нормативного акта - постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191, принятого позднее постановления № 82/58 и по своему статусу выше, суд признает неправомерными.
Постановление УР № 82/258 от 29.09.1995 года принято в пределах полномочий, предоставленных Правительству УР статьей 54 Конституции УР, а также в соответствии и на основании ст.ст. 6, 333 ТК РФ.
Исходя из требований п. 3 ст. 55 Конституции РФ следует, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 года, установившее норму педагогической нагрузки для педагогических работников дошкольных учреждений в 36 часов в неделю ухудшает уровень трудовых прав работников данной категории субъекта РФ - Удмуртской Республики. С учетом того, что статьями 11, 12 и ч. 2 ст. 13 ТК РФ предусмотрен порядок действия законов и иных нормативных актов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права во времени и пространстве, суд признает, что постановление УР № 82/258 от 29.09.1995 года подлежит применению на территории УР.
Таким образом, в специальный стаж истца подлежит включению период с -Дата- по -Дата- работы Юрьевой О.А. в должности воспитателя МДОУ ДС №.
Истец просит включить в специальный стаж период с -Дата- по -Дата-, за который работодателем не поданы сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В решении ответчика № от -Дата- указано, что в выписке из лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования на Юрьеву О.А. отсутствуют сведения за период работы с -Дата- по -Дата- в МБДОУ №. при этом решением Управления указанный период включен в специальный стаж истца.
Представитель ответчика в судебном заседании признал тот факт, что сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже Юрьевой О.А. представлены страхователем за период с -Дата- по -Дата-, следовательно, данный период подлежит включению в специальный стаж истицы.
При подсчете стажа суд руководствовался п.35 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002г. №555, согласно которого исчисление периодов работы, производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.
При включении в специальный стаж педагогической деятельности истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляющий на -Дата- 24 года 07 месяцев 26 дней, с учетом индивидуальных сведений за период работы с -Дата- по -Дата-, периода, когда истцом, по мнению ответчика, не была выработана норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, стаж истца составит 25 лет 02 месяца 19 дней, что позволяет принять решение о досрочном назначении истцу трудовой пенсии по старости со дня обращения к ответчику с заявлением о ее назначении, то есть с -Дата-.
Поскольку вынесенное ответчиком решение об отказе в назначении пенсии истцу не соответствует требованиям пенсионного законодательства, при расчете стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, ответчиком неверно исчислен стаж истца на день обращения в пенсионный орган, данное решение подлежит отмене.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб. что подтверждается чек – ордером № (л.д. 2).
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины в размере <данные изъяты> руб.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истец просила взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.
Сумма расходов истца на оплату услуг представителя <данные изъяты> руб. подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № от -Дата- (л.д. 3).
По мнению суда, с учетом принципа разумности, учитывая категорию дела, в соответствии с положениями ст. 100 ГПК РФ судебные расходы по оплате услуг представителя подлежат взысканию в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ: Иск Юрьевой О. А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворить. Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики № от -Дата- об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Юрьевой О. А.. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики назначить Юрьевой О. А. досрочно трудовую пенсию по старости как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, с момента возникновения права на такую пенсию, а именно с -Дата-. Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики в пользу Юрьевой О. А. судебные расходы: - в возмещение затрат на оплату государственной пошлины <данные изъяты> руб., - в возмещение затрат на составление иска <данные изъяты> руб. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение. Мотивированное решение изготовлено 01 марта 2013 года.Судья Исматова Л.Г.