Судья Ярошева Н.А. Дело № 33а-10678
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 октября 2017 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Римского Я.А., Кудриной Я.Г.
при секретаре Цыбульской М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Дидоренко Т.П. к администрации г. Владивостока об отмене распоряжения по апелляционной жалобе Дидоренко Т.П. на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 18 июля 2017 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения Дидоренко Т.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя администрации г. Владивостока Грачевой А.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Дидоренко Т.П. обратилась в суд с административным иском, указав, что проживает в многоквартирном доме по <адрес>, имеет гараж, расположенный в районе жилого дома по <адрес>. Администрацией г.Владивостока принято распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ по освобождению самовольно занятых земельных участков, самовольных построек, согласно приложению к данному распоряжению, сносу подлежали гаражи, расположенные на придомовой территории возле дома по <адрес>. Истец полагает, что распоряжением нарушены ее права, так как она не была предупреждена о сносе гаражей, представителями правоохранительных органов совершены неправомерные действия по сносу гаражей, находящихся в частной собственности. Просит обязать администрацию г. Владивостока отменить распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола заседания комиссии по освобождению самовольно занятых земельных участков, сносу самовольных построек и переносу иных объектов от ДД.ММ.ГГГГ №», в части сноса гаражей, указанных в пунктах с 91 по 108 протокола.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования, указав, что она принимала меры к оформлению земельного участка под гаражом, однако администрация не является собственником земельного участка, поэтому не уполномочена решать вопрос о распоряжении земельным участком и сносе гаражей.
Представитель администрации г. Владивостока возражала против административного иска, указав, что на основании акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено самовольное размещение гражданами пяти металлических гаражей на земельном участке в районе дома по <адрес>. Владельцам металлических контейнеров было предписано освободить самовольно занятый земельный участок, а поскольку требования не выполнены, материалы проверки направлены в комиссию по освобождению самовольно занятых земельных участков, которая приняла решение о сносе гаражей. Оспариваемое распоряжение администрации г. Владивостока издано законно и обоснованно. Кроме того, земельный участок под гаражами имеет вид разрешенного использования «объекты дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования» и не может использоваться под размещение гаражей, так как приведет к нецелевому использованию земельного участка. Представитель административного ответчика заявил о пропуске истцом срока для обращения в суд.
Представитель заинтересованного лица департамента земельных и имущественных отношений в судебное заседание не явился.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласилась административный истец, в апелляционной жалобе она просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Из содержания статей 226, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, следует, что для признания ненормативного правового акта органа местного самоуправления незаконными суду необходимо установить его несоответствие нормативным правовым актам и факт нарушения этими действиями прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 26 статьи 5 Устава г. Владивостока к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
Муниципальный земельный контроль на территории Владивостокского городского округа осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, решением Думы города Владивостока от 22.12.2005 № 149 «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории города Владивостока», Уставом города Владивостока, муниципальными правовыми актами.
В силу пункта 2.1 Административного регламента по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории Владивостокского городского округа, утвержденного Постановлением главы г. Владивостока от 08.12.2009 № 1368 (ред. от 15.01.2015) в рамках муниципального земельного контроля Уполномоченные органы осуществляют проверки по соблюдению собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, обладателями сервитутов установленных нормативными правовыми актами правил использования земельных участков, в том числе по вопросам недопущения самовольного занятия земельных участков (п. 2.1.2).
Порядок принятия решения об освобождении самовольно занятых земельных участков, сносе самовольных построек закреплен муниципальным правовым актом г. Владивостока от 10.05.2006 № 30-МПА (ред. от 05.02.2016) «Положение о порядке освобождения самовольно занятых земельных участков, сноса самовольных построек и переноса иных объектов на территории города Владивостока» (принят Думой г. Владивостока 05.05.2006).
Решение об освобождении самовольно занятого земельного участка принимается специально созданной Комиссией по освобождению самовольно занятых земельных участков, сносу самовольных построек, с персональным составом и порядком работы, утвержденным правовым актом главы г. Владивостока.
Решение Комиссии утверждается правовым актом администрации г. Владивостока и подлежит опубликованию в средствах массовой информации в течение 3-х дней с момента утверждения (п. 2.5 Положения «О порядке освобождения самовольно занятых земельных участков, сноса самовольных построек и переноса иных объектов на территории города Владивостока»), согласно пункту 3.1. названного муниципального акта, решение Комиссии является основанием для проведения работ по демонтажу и (или) переносу движимого имущества и приведению земельного участка в первоначальное состояние.
Как следует из материалов дела, распоряжением администрации г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден протокол № заседания комиссии по освобождению самовольно занятых земельных участков, сносу самовольных построек и переносу иных объектов от ДД.ММ.ГГГГ, к распоряжению приложен перечень самовольно занятых земельных участков, в строках 91-108 указаны гаражи металлические в районе <адрес>.
При рассмотрении административного дела установлено, что процедура принятия распоряжения соблюдена, включая требование об опубликовании акта в средствах массовой информации в течение трех дней с момента утверждения (п. 2.5).
По заявлению руководителя ОЭА «Родники Кировского леса» от ДД.ММ.ГГГГ специалистами администрации г. Владивостока была проведена проверка на предмет законности установки металлических контейнеров на земельном участке в районе <адрес>, составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому правоустанавливающие документы на металлические гаражи, площадью около 20 к.в. м. каждый, отсутствуют.
Металлический гараж Дидоренко Т.П. размещен в непосредственной близости к многоквартирному дому по <адрес>, на сформированном земельном участке, с кадастровым номером № и видом разрешенного использования «объекты дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования».
У истца отсутствуют документы, подтверждающие предоставление ей земельного участка под размещение гаража, кроме того, размещение и эксплуатация гаража на данном земельном участке влечет нарушение целевого использования земельного участка.
Согласно пункту 1.4 Муниципального правового акта города Владивостока от 10.05.2006 № 30-МПА самовольным занятием земельного участка является размещение металлического гаража на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, не отведенном для соответствующих целей.
При таких обстоятельствах, вывод суда о незаконном занятии истцом земельного участка является обоснованным, принятие ответчиком оспариваемого распоряжении не противоречит закону, что в силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ влечет отказ в удовлетворении административного иска.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в оспариваемом распоряжении не указаны собственники гаражей, незаконно снесены гаражи в районе <адрес>, а не в районе <адрес>, не влияют на законность судебного решения, поскольку отсутствие правоустанавливающих документов и регистрации прав на гаражи и земельный участок, не позволяет установить их собственников, при этом предметом проверки законности нахождения на земельном участке были именно металлические гаражи, расположенные в районе <адрес>, они же включены в протокол комиссии, утвержденный оспариваемым распоряжением администрации г. Владивостока.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что земельный участок не находится в муниципальной собственности не влекут отмену решения, поскольку это обстоятельство не препятствует проведению администрацией г. Владивостока муниципального контроля в отношении земельного участка, расположенного в границах города Владивостока, с целью пресечения нарушений земельного законодательства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 18 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дидоренко Т.П. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи